DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ПИЕТИЗМ, течение в протестантизме

Рубрика: Религия

ПИЕТИЗМ (от лат. рietas – благочестие), 1) в широком смысле – благочестивое настроение, поведение; 2) течение в протестантизме, зародившееся в конце XVII – XVIII вв. в Германии [основоположники пиетизма – лютеранские священники, проповедники и теологи Филипп Якоб Шпенер (1635–1705) и Август Герман Франке (1663–1727); первые центры – Франкфурт-на-Майне, Дрезден и Галле]. Причинами возникновения пиетизма были упадок религиозности и формализация деятельности лютеранской и реформатской церкви.

Для пиетизма характерна высокая эмоциональная религиозность на основе молитвенного созерцания и глубокого размышления над текстами Библии. В своем вероучении пиетизм XVII–XVIII вв. (ранний, или старый) ставил религиозное чувство выше религиозных догматов и церковных обрядов, подчеркивая необходимость для верующих личного опыта переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и принять Божью благодать в ожидании скорого второго пришествия Иисуса Христа. Таким образом, пиетисты стремились к построению «царствия Божьего на земле» – общества святых, в котором исключались бы все соблазны земной жизни. Пиетисты считали, что жизнь христианина должна проходить в покаянии, и поэтому они объявили греховными театр, светские танцы, песни, шутки, игры и пр. Важнейшими средствами воспитания благочестия в молодом поколении пиетисты считали духовную музыку и особым образом организованное школьное обучение (пиетисты считали, что дети, отягченные первородным грехом, аморальны от рождения, и школа должна их исправлять и готовить к правильному жизненному поведению путем установления строгой дисциплины и управления детским сознанием). Для развития благочестия пиетисты также устраивали «собрания благочестия» или «благочестивые собрания» (collegia pietatis), которые Шпенер впервые ввел во Франкфурте-на-Майне. Особое внимание в собраниях придавалось изучению Библии, духовному подвижничеству мирян, живой неформализованной проповеди во время богослужений. Позднее введенные Шпенером часы по изучению Библии (Bibelstunden), специальные богослужебные собрания для детей и молодежи были восприняты всеми протестантскими церквями. Его последователи продолжили и развили предложенные им новации. Франке особое внимание уделял миссионерской работе среди христиан и распространению Библии. Граф Николай Людвиг фон Цинцендорф (1700–1760), восприняв пиетизм в его наиболее эмоциональной форме, стал также горячим сторонником активной миссионерской работы; он и его последователи, моравские братья (гернгутеры), развернули активную миссионерскую и просветительскую работу во многих странах мира, в т. ч. и в России. Среди других наиболее ярких представителей старого пиетизма следует назвать кальвинистов Гисбрехта Воэтиуса (Утрехт, Голландия) и Герхарда Терстэгена (Мюльгейм на Рейне, Пруссия).

Пиетизм распространился также в Вюртемберге, где его последователи значительное внимание уделяли дополнительным (к лютеранским или реформатским богослужениям) часам по изучению Библии (Andachtsstunden – отсюда термин штундизм). Основатель этого направления – Иоганн Альбрехт Бенгель (1687–1752), который призывал своих единоверцев активно готовиться ко второму пришествию Иисуса Христа путем личного самосовершенствования и отрешения от мирских соблазнов; по месту наиболее компактного проживания последователей Бенгеля прозвали «вюртембергскими» или «швабскими» сепаратистами.

Характерными особенностями пиетизма XVIII – начала XIX вв. были не только высокая религиозно-мистическая эмоциональность, но и подпитываемая ею же вера в разного рода пророчества, особенно те, которые касались предсказаний времени и места второго пришествия Иисуса Христа. Так, Бенгель предсказал, что оно должно состояться в 1790-е гг. где-то на Востоке. Позднее его расчеты скорректированы немецким писателем и мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, который определил, что пришествие Иисуса Христа произойдет в 1836 г., а баронесса Юлиана фон Крюденер назвала место этого события – на горе Арарат на Кавказе. В результате среди крайних пиетистов-сепаратистов в 1817–1818 гг. возникло «Движение Исхода». Часть их переселилась в Российскую империю, основав 7 колоний на Кавказе, а также колонии Гоффнунгсталь и Нейгоффнунгсталь в Херсонской губернии (1818–1819). Под влиянием этих переселенцев и широко распространяемой библейскими обществами литературы эсхатологические настроения охватили также и проживавших на р. Молочной духоборов (их вероучение близко к общепротестантским принципам). Следствием возникновения на этой почве религиозных волнений стало принятие духоборами решения о передаче своих земель Попечительному комитету и переезду на Кавказ. Разочарование, постигшее пиетистов в 1836 г. и последующие годы, привело к серьезным религиозным брожениям в их среде.

В это же время на религиозную жизнь Европы (в т.ч. и России) стало оказывать все более серьезное влияние начавшееся в конце XVIII в. в США, а позже распространившееся на все христианские страны мира «движение Пробуждения» (или ривайвелизм, от английского revival – пробуждение), направленное на «оживление» христианского благочестия (пиетизм нередко рассматривается в литературе как начальный этап ривайвелистского движения в Европе). Под его влиянием произошло изменение содержания протестантской концепции религиозного долга: основополагающее значение стало придаваться не только духовному пробуждению, покаянию каждого христианина, но и дальнейшему распространению «света Евангелия» (т.е. активному миссионерству). Таким образом, в начале XIX в. произошло формирование нового (позднего, или евангельского) пиетизма. Его характерными особенностями стали активная миссионерская деятельность и концентрация внимания на личном, мистическом переживании духовного возрождения каждого верующего. Главный представитель нового пиетизма – шведский богослов, пастор и евангелист Людвиг Гофаккер (1798–1828), чей сборник проповедей пользовался огромной популярностью среди верующих по всей Европе, в т. ч. и среди немецких колонистов и меннонитов в России.

Под влиянием движения Пробуждения начала XIX в. в 1805–1836 гг. в различных странах Европы (в т.ч. и в России) создано ок. 20 библейских обществ и миссионерских организаций (см. Миссионерство). Благодаря мистически настроенному императору Александру I и его ближайшему окружению в России в 1812 г. создано Российское библейское общество, начала издаваться Библия и др. религиозная литература на русском, немецком и других языках. Получили возможность активной работы иностранные евангелисты различных направлений.

Активными проповедниками неопиетизма среди немецких колонистов и меннонитов в России были базельский миссионер И. Бонекемпер и его сын К. Бонекемпер, И. Ганке, Д. Шлатер, шотландец Дж. Мелвилл и др. Их деятельность способствовала значительному оживлению в середине XIX в. религиозной жизни немецких протестантских и меннонитских колоний. Наибольшей известностью среди евангелистов того времени пользовался пастор Э. Вюст, чья активная миссионерская, просветительская и организаторская деятельность охватывала Новороссию, Поволжье и Кавказ. Последователи Вюста создавали нравственно-религиозные кружки, проводили религиозные праздники для взрослых и детей, библейские собрания и прочие религиозно-просветительские мероприятия. Пропагандируемые Вюстом идеи о радости духовного пробуждения нашли горячую поддержку среди сепаратистов, лютеран, реформатов и меннонитов, дали толчок к возникновению радикально-пиетистского «движения радостных» (Bewegung der Fröhlichen). Новопиетистские идеи послужили основой для возникновения в меннонитской среде новых конфессий – «Друзья Иерусалима», братские меннониты (при доминантном влиянии германского баптизма), хлебопреломители (Апостольская церковь). Не избежала влияния неопиетизма даже наиболее консервативная группа российских меннонитов – Малая община, от которой в 1869 г. отделилась группа, поселившаяся в колонии Анненфельд в Крыму (т.н. Крымские меннонитские братья), где практиковалось крещение по вере погружением. Пиетистским в России было также движение «бетбрюдеров» («молящихся братьев»), возникшее внутри лютеранской церкви. Члены пиетистских групп стремились к более интенсивной религиозной жизни, выступали в пользу особо благочестивого поведения в быту, критиковали церковных пасторов за их либеральное отношение к пастве. Представители пиетистских общин в России часто находились в оппозиции к официальной лютеранской церкви, организовывали свои молитвенные собрания, выбирали своих духовных учителей. Однако бетбрюдеры, например, хотя и критиковали лютеранскую церковь, но оставались членами ее церковной организации. Сепаратисты же еще в Германии организационно откололись от лютеранской церкви.

Новая волна пиетистского влияния в меннонитских колониях отмечается в 1870-х гг.; она выразилась в оживлении движения Исхода, когда начали распространяться пророчества баварского писателя Самуэля Клеттера. Второе пришествие Иисуса Христа было предсказано уже в 1889 г. в Туркестане. Кроме сепаратистских общин на Кавказе и части лютеран из Поволжья движение Исхода охватило и меннонитов, встревоженных гражданской и военной реформами (см. Воинская повинность), существенно урезавшими их религиозные права и привилегии. В результате 16 тыс. меннонитов эмигрировали из России в США и Канаду, часть оставшихся направилась в Туркестан.

На рубеже XIX–XX вв. все большее влияние приобретают идеи объединения всех «возрожденных» христиан (т.н. Свободные церкви) – «плимутских братьев» (дарбистов), евангельских христиан в России и пр. Наиболее активными их проповедниками в России были представители Евангелического альянса (союза) доктор Ф. Бедекер, пастор Г. Дальтон, Г. Мюллер, профессор Э. Шреттер (1846–1922). В 1876–1877 гг. в Санкт-Петербурге зародилось евангельско-христианское движение, которое охватило верующих различных национальностей. Среди его деятелей были И. В. Каргель, Г. Фаст и др. У меннонитов первая община Альянса (евангельского меннонитского братства) создана в 1903 г. под руководством П. Ф. Фризена в колонии Лихтенфельд Бердянского уезда Таврической губ. За короткое время это направление стало одним из трех (наряду с церковными и братскими меннонитами) самых влиятельных меннонитских конфессий в России.

В настоящее время традиции пиетизма продолжают существовать в России в братских лютеранских общинах. Верующие братской традиции в лютеранстве следуют строгим правилам поведения, предпочитают не пить, не курить, не посещать театры и кино. Члены братских общин выступают против экуменизма, который считают смешением всех религий, и ординации женщин. Некоторые из братских общин критикуют деятельность пасторов, приезжающих из-за рубежа и негативно настроены по отношению к распространению в стране западной либеральной теологии. Российские немцы, переехавшие на постоянное место жительство в Германию, и там продолжают создавать свои лютеранские общины пиетистского толка. В настоящее время в Германии находится около 300 таких братских лютеранских общин, из которых около 10% являются автономными.

Литература

Нечаев П., Пиетизм и его историческое значение. М., 1873; Штах Я., Очерки из истории и современной жизни южнорусских колонистов. М., 1916; Клибанов А.И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917). М., 1965; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 34–35, 38–42; Schmidt H. Die Geschichte des Pietismus. Nördlingen, 1863; Gutsche W. Westliche Quellen des russischen Stundismus. Kassel, 1956. S. 16–18; Pietismus // The Mennonite Encyclopedia, A Comprehensive Reference Work on the Anabaptist-Mennonite Movement. Scottdale, 1959. Vol. 4. P. 177–179, 308–312; Diedrich H.-C. Ursprünge und Anfünge des russischen Freikirchentums. Erlangen, 1985; Urry J. «Servants from far»: Mennonites and the Pan-Evangelical impulse in Early Nineteen Century Russia // Mennonite Quarterly Review. LXI. 1987. P. 213–227.

Задать вопрос