DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ГЕРНГУТЕРЫ, последователи одного из течений в протестантизме

Рубрика: Религия

ГЕРНГУТЕРЫ (Herrnhuter) (Моравские братья, Богемские братья, братская община, в английской литературе – континентальные пиетисты), последователи одного из течений в протестантизме. Основа течения – религиозные идеи протестантских сект эпохи Реформации, распространившихся в XVI в. в Чехии (Богемии) и Моравии. Возникло в 1772 г. в Саксонии, куда бежали от религиозных гонений последователи ранних протестантских сект из Моравии и Чехии. Вероучение гернгутеров имеет сходство с лютеранством, поскольку первоначально в общину входили т. н. чешские или моравские братья, принявшие Аугсбургское исповедание 1530 г. (канонический документ немецкого протестантизма). Гернгутеры требуют соблюдения христианского благочестия, проповедуют покаяние, признают таинства крещения и причащения; считают недопустимым вмешательство светских властей в религиозные дела, отвергают ношение оружия, несение государственной службы, уплату военных налогов. Отличительная черта вероучения гернгутеров – т. н. «религия сердца» – интимно-эмоциональное переживание единства с Иисусом Христом как хранителем и спасителем мира. Отсюда – повышенная эмоциональность религиозной жизни и пиетизм гернгутеров.

В Саксонии гернгутеры нашли покровителя в лице графа Николауса Людвига фон Цинцендорфа (1700–1760), который пригласил их поселиться в своем имении Бертельдорф близ Дрездена. Здесь в 1722 г. была основана колония Гернгут (Herrnhut; «Град Господень»), давшая название образовавшейся религиозной общине. В 1727 г. комиссия из Дрездена на основании заключения богословов Тюбингенского университета признала гернгутеров самостоятельной христианской общиной (численностью – 300 чел.). Позднее образовались общины гернгутеров в Гессене, Гаренгаге и Мариенборне (Саксония), Гнаденберге, Гнаденфрейе и Гнаденфельде (Силезия), а также в Пруссии. В 1737 г. фон Цинцендорф избран епископом Моравской церкви в Пруссии. В 1742 г. братству дарована «генеральная концессия» на право исповедания, в 1748 г. их признали самостоятельной церковью в Саксонии, а в 1749 г. – в Саксонии-Анхальт.

Принципы организации братства сформулированы на синодах 1764, 1769 и 1775 гг. во главе с преемником Цинцендорфа – И. Шпангенбергом (1762–1792). Церковная организация гернгутеров строится по синодальному принципу, однако епископы и диаконы совершают только церковные службы. Руководство всей жизнью принадлежит «Союзной дирекции» или «Собранию старейшин союза», состоящему из 12 чел. (с 1791 созывается в Бертельдорфе). Действия «Союзной дирекции» контролирует синод из 4-х провинций: Америки, Великобритании, материка Европы, Азии (основана в 1879), который собирается каждые 7–12 лет. По мнению гернгутеров, истинным главой их братства является Христос, волю которого они пытаются узнать с помощью жребия при принятии важных решений (в 1741 гернгутеры «заключили» союз со Спасителем об особом покровительстве над братством в целом и над каждым отдельным его членом). Община гернгутеров делится на «хоры» – отдельные группы членов, одинаковых по полу, возрасту, семейному положению и условиям жизни. Холостые мужчины проживают в братском доме, где занимаются художественными и ремесленными работами, собираются для общих молитв. Вероучение гернгутеров изложено в книге епископа И. Шпангенберга «Idea fidei fratrum» (1779). Поскольку гернгутеры считают основным догмат о спасении только верой, они не придают значения внешним обрядам и разработке религиозных доктрин. Культ гернгутеров аналогичен культу евангельских христиан; большое значение придается духовной музыке и пению, проводятся ежевечерние молитвенные собрания. Особое религиозное торжество происходит в пасхальное утро на кладбище.

Гернгутеры придерживаются принципа активного миссионерства (прозелитизма). Деятельностью миссий братства руководит Миссионерский департамент «Союзной дирекции». Миссионеров и проповедников готовят педагогическое училище в Ниски и богословская семинария в Гнаденфельде (1818).

В России первые последователи братства появились в начале XVIII в. в Лифляндской губ. Распространению вероучения гернгутеров способствовала политика правительства по привлечению в Поволжье иностранных переселенцев. В соответствии с Манифестом императрицы Екатерины II (от 22 июля 1763) им предоставлялось право беспрепятственного отправления религиозных обрядов. В 1765 г. гернгутеры основали колонию Сарепта (близ Царицына, в Астраханской губ.). Поскольку условием приглашения колонистов было запрещение религиозной пропаганды среди православных («Правила для поселения в России братства евангельского общества», 1765), гернгутеры проводили политику самоизоляции, сохраняя тесные связи с «Союзной дирекцией» Гернгута. Позднее гернгутеры основали и другие, менее значительные, поселения среди немецких колонистов, а также в Великом княжестве Финляндском и Царстве Польском. Общины гернгутеров функционировали в тесной связи с Евангелическо-лютеранской церковью России, зачастую подчинялись ей, однако внутренняя жизнь гернгутеров регламентировалась специальными правилами 1834 г. Там, где гернгутеры не имели своих молитвенных домов, они посещали лютеранские храмы.

Община гернгутероы в Сарепте была своеобразным культурно-просветительским центром немецких колоний Поволжья. Гернгутеры занимались миссионерской деятельностью, распространяли богословскую литературу (издаваемый в Берлине сборник религиозных текстов «Tägliche Losungen und Lehrtexte» со 2-й половины XIX в. распространялся по всему миру по 94 тыс. экземпляров в год). В Сарепте гернгутеры создали первую в Поволжье публичную библиотеку, которая пользовалась спросом населения всего района, независимо от конфессиональной принадлежности. Гернгутеры стали активными пропагандистами идей «возрожденного пиетизма» в Германии и Великобритании, а затем в России, способствуя их распространению среди немецких колонистов, особенно среди меннонитов. С 1894 г. община гернгутеров в Сарепте подчинялась Евангелическо-лютеранской церкви России, с 1904 г. приход Сарепта входил в пробстский округ Нагорной стороны Волги (Правобережье).

Манифесты 1903–1905 гг. о свободе вероисповедания, а также деятельность Временного правительства (после Февральской революции 1917) создавали благоприятные условия для функционирования общин гернгутеров. Однако в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. гернгутеры подвергались гонениям в рамках антинемецкой кампании.

После Октябрьской революции 1917 г. на общины гернгутер распространено действие Декрета СНК и ВЦИК об отделении церкви от государства и школы от церкви [23 января (5 февраля) 1918]. Имущество общин гернгутер объявлено народным достоянием, а затем изъято. В середине 1920-х гг., в период НЭПа, была разрешена миссионерская деятельность всех религиозных организаций. В период массовых репрессий 1920–1930-х гг. гернгутеры подверглись преследованиям вплоть до полного запрета их деятельности и разрыва связей с заграничными духовными центрами. В 1930 г. арестован последний пастор Сарепты – К. Руш (расстрелян в 1941), кирха закрыта. Последователи вероучения гернгутеров перешли на нелегальное положение. В 1944 г. общины гернгутеров вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) – единственной легальной евангелической организации, существовавшей в СССР. Деятельность религиозных организаций братства активизировалась в 1985–1991 гг. После распада СССР зарегистрирована (1994) церковная община Моравских братьев в с. Богамка Николаевской обл. (Украина). На территории Российской Федерации община гернгутеров возродилась в 1995 г. (по инициативе работников музея-заповедника «Старая Сарепта»), в мае того же года началась реставрация кирхи (освящена в мае 1996) и состоялось первое богослужение (богослужения проходят каждое воскресенье на немецком языке с переводом на русский).

Литература

Географические и статистические очерки Царства Польского, СПБ, 1863, с. 57; Робертсон Д. С, Герцы И. И., История христианской церкви от апостольского века до наших дней,т. 2, СПБ, 1891, с. 816; Велицын А. А., Немцы в России, СПБ, 1893; Зутис Я., Остзейский вопрос в XVIII в., Рига, 1946; История евангельских христиан-баптистов в СССР, М., 1989, с. 334–335, 350–351; Ардер А., Моравские братья (гернгутеры), «Братский вестник», 1990, № 6; Любашенко В. I., Iстopiя протестантизму в Украiнi, Львiв, 1995, с. 302; Мягкая В. С., Состав музейных фондов и документального архива музея-заповедника «Старая Сарепта», «Научно-информационный бюллетень», 1996, № 4, с. 24; Медведев В., Евангелическая братская община гернгутеров и евангелическо-лютеранская община Сарепты, «Наша церковь», № 1–2, 1996; Дитц Я., История поволжских немцев-колонистов, М., 1997; Herzog J., Real-Encyclopädie für protestantische Theologie und Kirche, Bd. 18, Gotha, 1864, S. 573, 584; Hafа Н., Die Brüdergemeinde Sarepta, Breslau, 1936; Guntram R, Die Wirksamkeit der Herrnhuter Brüdergemeinde unter den Letten und Esten zur Zeit der Bauernbefreiung, Köln-Wien, 1974. * Большая Энциклопедия (под ред. С. Н. Южакова и П. Н. Милюкова), т. 3, СПБ, 1901, с. 646; Протестантизм. Словарь атеиста (под общ. ред. Л. Н. Митрохина), М., 1990.

Задать вопрос