МИССИОНЕРСТВО , деятельность церковных организаций по распространению своего вероучения.

Рубрика: Религия

МИССИОНЕРСТВО (от лат. Missio – посылка, учение), деятельность церковных организаций по распространению своего вероучения через специальных посланников-миссионеров (евангелистов). Из последователей христианства наибольшей миссионерской активностью отличаются протестанты, реализуя таким образом вероисповедный принцип «всеобщего священства». Возникновение специальных миссионерских организаций, осуществляющих целенаправленную пропагандистскую работу, связано с пиетистскими движениями XVIII–XIX вв. (см. Пиетизм) и возникновением под их влиянием т.н. «нового» («евангельского», «миссионерского») протестантизма. К середине XIX в. различные миссионерские общества действовали в Германии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и других европейских странах. Более десятка протестантских миссионерских обществ было создано в Северной Америке. Активную проповедническую деятельность развернули Библейские общества и общества по распространению христианской литературы. В 1840 г. был создан Европейский Евангелический Союз (Evangelische Allianz), объединивший ряд свободных церквей и миссионерских организаций в различных странах Европы. В 1846 г. Евангелический Союз возглавил доктор философии Ф.В. Бедекер (1823–1906), который более 40 лет занимался проповеднической деятельности во многих странах мира, включая Россию (см. И.В. Каргель).

С начала XVIII в. российское правительство проводило политику обеспечения «господствующего положения Православной церкви» (Свод законов Российской империи, т. 14). Поэтому деятельность иностранных («инославных») миссионеров среди православного населения была жестко ограничена, либо полностью запрещена. Исключение составил период правления императора Александра I (1801–1825). При нем на территории Российской империи была разрешена деятельность различных христианских обществ. В 1813 г. было создано Российское Библейское общество. Однако после 1825 г. в отношении иностранных миссионеров стала проводиться жесткая ограничительная политика. Было закрыто Российское Библейское общество; в 1830 г. оно возобновило свою работу как Протестантское общество с правом работать только среди протестантского, мусульманского и «языческого» населения Российской империи. В 1842 г. была запрещена проповедническая деятельность в России евангелистов Базельской миссии. Миссионеры из Базеля, Евангелического Союза, Германского союза баптистов и других организаций работали в России на полулегальных основаниях. В целом же, к иностранным миссиям и их агентам, в случае соблюдения ими установленных ограничений, российские власти относились вполне лояльно. Уличенные в «пропаганде среди православных» иностранцы высылались «с указанием примет и запрещением появления впредь в пределах империи».

Гораздо сложнее и уязвимее было положение евангелистов – российских подданных. Согласно законам Российской империи исключительное право на проведение миссионерской работы принадлежало Православной церкви. Поэтому императрица Екатерина II и ее наследники Павел I и Александр I, приглашая в Россию на жительство иностранцев, в качестве непременного условия «водворения» поставили их отказ от миссионерской работы среди христиан. Запрещалось также открытие в России учебных заведений для подготовки как инославных священников, так и миссионеров. Переселившиеся в Российскую империю католики, лютеране и церковные меннониты выполнили эти условия. Однако с появлением в середине XIX в. среди лютеран и меннонитов позднепротестантских конфессий (баптисты, адвентисты, братские меннониты и др.) началась активная миссионерская деятельность колонистов и среди православного населения. Развитию миссионерской деятельности способствовало и то обстоятельство, что молодые колонисты для получения духовного образования уезжали на учебу в миссионерские школы Германии и Швейцарии, где проникались евангельско-миссионерскими идеями.

Наибольшей миссионерской активностью отличались баптисты и братские меннониты; при этом немецкие и германские баптисты занимались пропагандой только среди немецкого и чешского населения. Братские меннониты и представители меннонитских Альянс-общин вели пропагандистскую работу среди различных этнических и религиозных групп населения Российской империи. В 1905 г. братские меннониты основали специальный фонд для поддержки работы восьми русских евангелистов. Хотя «русские» меннониты не создали собственных иностранных миссионерских организаций, их представители (Г. Дирк, семья Фризенов) работали в составе голландских меннонитских станций на о. Суматра и в Индии. Для разрешения кадровой проблемы по инициативе молочанских меннонитов в 1905 г. была открыта Библейская школа «Альянс» («Союз»), готовившая миссионеров для работы среди народов России. За 16 лет существования школы в ней прошли обучение ок. 80 выходцев из России (русские штундисты и баптисты, меннониты различных конфессий, а также представители еврейских христианских общин). В школе учились и подданные Германии, желавшие затем отправиться в качестве евангелистов в Россию.

После Февральской революции 1917 г., падения империи и снятия существовавших религиозных ограничений миссионерские организации развернули широкую пропагандистскую работу и среди православных. Уже на первой послереволюционной конференции братско-меннонитских общин в сентябре 1918 г. в с. Васильевка Харьковской губ. сообщалось, что в условиях революции было собрано на дело благовестил несколько тысяч рублей. В том же году в г. Вернигероде (Гарц, Германия), куда переехала из Берлина школа «Альянс», меннонитам А. Крекером было создано миссионерское общество «Свет Востоку» («Licht im Osten») для евангелизации нехристианских народов России. Ее сотрудники – российские и германские подданные – работали среди киргизов (семьи М. Тильмана, Р. Бона, И. Варнса, Г. Янтцена), хантов и манси (остяков) (К. Бенцин, семьи И. Петерса, П. Бера, брат и сестра Коопы и др.).

С укреплением советской власти многие миссионеры вынуждены были свернуть свою деятельность. Германские подданные в 1922 г. покинули Россию, а «советские» – после 1925 г. подверглись репрессиям, многие из них были расстреляны. Легальная деятельность миссионерских организаций была прекращена (вплоть до распада СССР в 1991). 

Литература

История евангельских христиан-баптистов в СССР, М., 1989; Раймер Й., Евангельские первопроходцы в Кыргызстане: Из жизни и деятельность Мартына Тильмана, Lage, 1989; он же, Чудо на Оби: Из жизни и деятельности Ивана Петерса, 1989; Дородницын А.Я., Из жизни инославия и заграничного сектанства: Успехи протестантской миссии к концу XIX ст., «Миссионерское обозрение», 1900, Февраль, с. 333–34; Prizkau J., Geschichte der Baptisten in Süd-Russland, Odessa, 1914; The Mennonite Encyclopedia. A Comprehensive Reference Work on the Anabaptist-Mennonite Movement, v. 1–4, Scottdale, 1955; Mennonites in Russia, ed. J. Friezen, Winnipeg, Manitoba, 1989; Neil S., A History of Christian Missions, Suffolk, 1992; Schlatter W., Geschichte der Basler Mission, Stuttgart, 1992; Kudinova (Beznosova) O., Missionstätigkeit deutscher Evangelisten unter den Russlanddeutschen, «Newsletter/Бюллетень», 1996, № 6, S. 5–20. 

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх