DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

БАПТИЗМ, одно из течений в протестантизме, возникшее в Англии в XVII в

Рубрика: Религия

БАПТИЗМ (от греческого baptizo – погружаю, крещу водой), одно из течений в протестантизме, возникшее в Англии в XVII в. Единственным источником вероучения баптисты признают Библию (главным образом Новый завет), более последовательно, чем другие протестанты, придерживаются тезиса спасения посредством только личной веры, придают большое значение божественному откровению и учению о предопределении. Баптисты отвергают церковную иерархию, монашество и культ святых. Единственным посредником между Богом и людьми признают Иисуса Христа, который, пожертвовав собой, обеспечил верующим спасение и очищение от греха. Баптисты провозглашают принцип всеобщего священства, т. е. каждый верующий является миссионером и обязан способствовать распространению христианства. Баптисты придерживаются правила: «Жить в мире, но быть не от мира сего», – подчиняться земным законам, но сердце отдавать Христу; основное внимание уделяют строгому соблюдению морально-нравственных норм (оказание взаимной помощи и поддержки, отказ от употребления алкоголя, сквернословия и т. п.). Баптисты требуют сознательного крещения, которое совершается после испытательного срока над взрослыми полным погружением в воду (часто в открытых водоемах); исполняют также обряды хлебопреломления и рукоположения, ритуалы погребения и бракосочетания; отвергают поклонение кресту и иконам, крестное знамение, священническое облачение. 2–3 раза в неделю баптисты собираются на молитвенные собрания; основу богослужения составляет проповедь, сопровождаемая хоровым исполнением духовных песнопений. Баптисты отмечают крупные (т. н. двунадесятые) христианские праздники, хотя и не сопровождают их особым ритуалом, а также особые праздники: Праздник жатвы (25 сентября) и День единства (27 сентября). Церковная организация строится на демократических принципах. Руководители богослужения (пресвитеры и их помощники – диаконы) избираются из членов общины и рукополагаются (утверждаются в должности) представителями вышестоящего церковного руководства. Отдельные баптистские общины автономны, управляются выборным церковным советом.

В начале XVII в. независимо друг от друга оформились две разновидности баптистов: частные баптисты (партикулярные) и общие баптисты (генеральные).

С 1830-х гг. баптизм распространялся в Европе силами Германского союза баптистов (ГСБ) (1834, центр в Гамбурге), созданного И. Г. Онкеном (1800–1884) как филиал Всемирного союза баптистов (Филадельфия). Посредством издаваемой миссионерской литературы германские баптисты начали пассивную проповедническую деятельность в Европе, в т. ч. – в Российской империи, где баптизм распространился в пореформенный период (2-я половина XIX в.). В 1855 г. первые баптисты обосновались в Великом княжестве Финляндском, в 1858 г. – в Царстве Польском и на Волыни, в 1860 г. – в Лифляндской губ. Особенно много приверженцев баптизма было на Юге России (в Херсонской, Таврической, Екатеринославской губ.) среди немецких колонистов – членов штундистских общин (см. Штундизм).

В 1858 г. первые немецкие баптисты из Польши и Пруссии появились на Волыни в Ровенском и Житомирском уездах. К 1874 г. немецкое баптистское братство на Волыни насчитывало уже 1000 чел. Пресвитером его стал Карл Ондра, миссионер ГСБ и проповедник, действовавший по всему Югу Российской империи. В 1861 г. Онкен рукоположил для Курляндии отдельного пресвитера Адама Гертнера, в Ригу были назначены пресвитеры Юлий Гешанн, затем С. Леман. К 1880 г. в Прибалтийском крае насчитывалось ок. 3300 чел. баптистов и ок. 50 молитвенных домов. Они были включены в Прусский округ ГСБ, а затем составляли Балтийский округ ГСБ с центром в Гамбурге и Берлине. С 1860-х гг. немецкие баптисты, как колонисты, так и иностранцы, начали активную миссионерскую деятельность в Европейской части Российской империи. В 1864 г. пресвитер Эйнлагской братско-меннонитской церкви (Хортица) А. Унгер совершил первое крещение по баптистскому обряду в колонии Новый Данциг над несколькими лютеранами, реформатами и католиками, входившими в состав местного новопиетистского кружка. В результате этого в колонии образовалась немецкая баптистская община под руководством Ф. Энгеля. Однако к концу 1865 г., из-за конфликта с местной лютеранской общиной, почти все принявшие баптизм были высланы за пределы Российской империи. В том же 1864 г. руководством братских меннонитов произведено первое крещение по баптистскому обряду в колонии Старый Данциг, вскоре в новое вероучение перешло почти все население колонии. В 1866 г. по приглашению Унгера прибыли представители ГСБ А. Либиг и К. Бенцин, для того, чтобы помочь преодолеть влияние гюпферов в движении и выработать основы организационного строения общин братских меннонитов. В 1869 г. в Старом Данциге состоялось самое массовое крещение – ок. 30 чел., среди которых был и первый украинец, Ефим Цимбал, положивший начало массовому баптистскому движению среди украинского населения.

Распространению баптизма среди немецких колонистов способствовал приезд осенью 1869 г. главы ГСБ Онкена, прибывшего по приглашению обучавшихся в Гамбургской баптистской семинарии немецких колонистов И. Е. Прицкау и И. И. Виллера с целью пропаганды баптистского учения. В течение месяца Онкен посетил Одессу, колонии Старый и Новый Данциг, Эйнлаге, Черноглазовка. В 1870 г., в результате совершенных Прицкау, Виллером и Ондрой крещений, в Одессе и ее окрестностях образовались 3 крупные немецкие баптистские церкви – Одесская, Аннентальская и Иоганнестальская. Позднее Одесская поместная церковь получила самостоятельный статус, в 1874–1887 гг. ее возглавлял пресвитер Либиг, в 1885–1895 гг. – П. М. Фризен, в 1898–1914 гг. – К. Фильбрандт. В 1885 г. под влиянием пропаганды немецких баптистов и братских меннонитов в Одессе образовалась и небольшая еврейская баптистская община.

В конце 1860-х гг. среди немецких баптистов начался объединительный процесс. В 1870 г. в Старом Данциге состоялась конференция, на которой присутствовали Прицкау (пресвитер местной немецкой баптистской общины), Ондра и несколько делегатов от братско-меннонитских общин. В 1874 г. состоялась еще одна конференция, на которой присутствовали делегаты немецких баптистов Волыни, Херсонской губ., Тулчи (Румыния), братских меннонитов Эйнлагской общины и несколько представителей украинских баптистских общин. Поскольку братские меннониты, отстаивавшие свои права и имевшие с баптистами целый ряд идеологических расхождений, не дали согласия на структурное объединение с немецкими баптистами, а украинские и русские баптисты были немногочисленны, немецкие баптисты приняли решение создать самостоятельную организацию – Южно-Западно-русское и болгарское объединение немецких баптистов, которое возглавил Либиг (в 1884 болгарские баптисты вошли в Австрийское объединение, а на Волыни образовалось самостоятельное Западнорусское отделение).

До конца 1870-х гг. баптизм в Российской империи не имел легального статуса, миссионерская деятельность разрешалась только Русской православной церкви, активная пропаганда немецкими баптистами своего вероучения, особенно среди православных, рассматривалась правительством как уголовное преступление. Поэтому баптистские проповедники Виллер, Либиг, Л. Несговиц, Ондра, Р. Шиве и др. были арестованы российскими властями и высланы за пределы империи. Баптисты, с самого начала возникновения их общин, активно боролись за официальное признание своего исповедания. В результате предпринятых усилий немецкие, литовские, латышские, чешские баптисты были признаны представителями «дозволенного» в Российской империи исповедания. В опубликованном 27 марта 1879 г. «Мнении Государственного совета о духовных делах баптистов» (т. н. «Маковский циркуляр») содержалось разрешение баптистам перечисленных национальностей свободно исповедовать свое учение, иметь регистрационные книги и пр. Однако по-прежнему запрещалась пропаганда вероучения среди православных, а вышедшие из православия не признавались баптистами. Несмотря на это, обретение легального статуса способствовало консолидации немецких баптистских общин и быстрому росту их численности.

Первое региональное объединение баптистов образовано в 1882 г. на конференции общин Юга России и Кавказа, проходившей в колонии Рюкенау Таврической губ. В мае 1884 г. на съезде баптистов северо-западных и южных губерний в с. Нововасильевка Таврической губ. учрежден Союз русских баптистов Южной России и Кавказа (после присоединения баптистских общин Поволжья, Сибири и Степного края Союз стал Всероссийским). В Союз вошли русские и украинские баптисты, новомолокане и часть братских меннонитов. Первым председателем Союза избран Виллер. На съездах Союза избирался исполнительный орган – правление; региональные объединения баптистов возглавлялись старшими пресвитерами, общины – пресвитерами. Союз поддерживал тесные связи с ГСБ, подготовка пресвитеров велась в Берлинской библейской школе, в баптистской семинарии в Гамбурге и в Хинсдорфе (близ Лейпцига). В 1907–1914 гг. Союзом русских баптистов издавался журнал «Баптист».

В 1887 г. оформился Российский союз немецких баптистов, куда вошли Западнорусское и Южнорусское объединения немецких баптистов. До 1888 г. его возглавлял Либиг, затем пресвитер Ново-Данцигской общины И. Кесслер, а позже Фильбрандт из Одессы. В 1887 г. Российский союз немецких баптистов включал в себя 10 271 чел. (включая прибалтийские общины). В конце 1901 г. его численность составляла уже 22 244 чел. (в т. ч. 8 тыс. – в Латвии и Эстонии), а в 1908 г. – 6592 чел., объединенных в 16 общин со 150 филиалами. В Южнорусском союзе баптистов в это же время состояло 2750 чел., функционировало 16 общин, имевших 51 филиал. Ежегодно проводились конференции союза, работали библейские курсы и миссионерская семинария в Лодзи (1907), в которой обучались баптисты всех национальностей. Южнорусский союз издавал журнал «Друг дома» (Hausfreund) (1893–1910).

В 1880–1890-е гг. баптисты подвергались гонениям со стороны властей, поддерживаемых Русской православной церковью. В 1894 г. Министерством внутренних дел был издан циркуляр, согласно которому баптизм объявлялся «сектой особенно вредной в церковном и общественно-государственном отношениях». По переписи 1897 г. к баптистам относилось ок. 20 тыс. российских немцев (1,1% от их общего числа), в 1912 г. – ок. 30 тыс. чел.

В начале ХХ в. оформился Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ; образован в результате решений трех съездов 1907, 1908 и 1909, последний – всероссийский) во главе с И. С. Прохановым. Изданное в 1913 г. «Краткое изложение вероучения евангельских христиан» закрепляло нормы догматики общих баптистов. В 1911 г. ВСЕХ был принят в состав Всемирного союза баптистов. Между руководством Союза русских баптистов и ВСЕХ были разногласия по вопросам вероучения, церковной организации. Попытки объединения двух союзов предпринимались с начале ХХ в., но лишь в 1944 г. две конфессии образовали Союз евангельских христиан-баптистов.

Накануне Первой мировой войны, начиная с 1910 г., баптисты подверглись преследованиям в рамках кампании борьбы с «немецким засильем». Запрещены немецкие баптистские организации, в т. ч. распущен Российский союз немецких баптистов, из страны высланы иностранные миссионеры и пресвитеры, закрыта семинария в Лодзи. Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. баптистам запрещено использовать немецкий язык во время богослужений, был закрыт журнал «Друг дома», изгнаны не принявшие российского подданства немцы, проживавшие на Волыни и в Польше, в т. ч. и приходские пасторы и пресвитеры.

После Первой мировой войны, революций 1917 г. и Гражданской войны около двух третей немецких баптистов России оказались на территориях, не вошедших в состав СССР. Оставшиеся были вынуждены заново создавать разрушенные общины, молитвенные дома, миссионерские школы. Относительно благоприятные условия для распространения баптизма сложились в первое десятилетие существования советской власти. Отделение церкви от государства (1918), уравнявшее правовое положение всех конфессий, определенная демократизация общественной жизни в годы НЭПа привели к быстрому росту числа баптистских общин.

Однако Советское правительство не признавало права немецких баптистов на создание национальной религиозной организации. В 1922 г. в Гюльдендорфе (под Одессой) состоялась конференция немецких баптистов, которая приняла решение о присоединении к Союзу русских баптистов, где они составили немецкую секцию Украинского союза (в 1926 Союз русских баптистов преобразован в Федеративный союз баптистов, затем в Союз баптистов СССР, насчитывавший, по собственным подсчетам, ок. 500 тыс. членов). В 1923 г. под давлением советских органов три духовных лидера немецких баптистов опубликовали заявление о лояльном отношении к Советской власти и обязательстве со стороны немецких баптистов выполнять все гражданские обязанности, в т. ч. проходить военную службу (в 1926 это заявление подтверждено административным комитетом Генеральной конференции немецких баптистов). В ноябре 1925 г. состоялась первая общая конференция немецких баптистов в Одессе. Власти разрешили участвовать в ней только немецким баптистским церквам, существовавшим на территории УССР; тем не менее, делегатам от других баптистских церквей было предоставлено право решающего голоса. Многие немецкие баптисты вели миссионерскую работу среди украинских баптистов, проводили с ними объединенные молитвенные собрания, в результате возникло несколько смешанных немецко-украинских конгрегации. В 1926 г. 60% всех немецких баптистов СССР проживали в УССР: 7056 чел., объединенных в 30 общин, составляли 2 союза – Волынский и Причерноморский. В 1926 г. немецким баптистам было разрешено издание религиозных календарей, сборников гимнов, журнала «Друг семьи» («Der Familienfreund»), а также Библии на немецком языке (1928).

Немецкие баптисты СССР тесно сотрудничали с Конференцией германских баптистов (США), которая оказывала им благотворительную помощь во время голода 1920–1922 гг. и 1932–1933 гг.

С конца 1920-х гг. немецкие баптисты, наряду с другими религиозными группами, подверглись преследованиям в рамках антирелигиозных кампаний. В 1928 г. запрещено проведение 2-й общей конференции немецких баптистов, закрыт журнал «Друг семьи». Введены высокие налоги на содержание молитвенных домов и заработную плату пресвитеров, что привело к разорению многих общин и прекращению общих молитвенных собраний. В октябре 1930 г. арестованы три члена Исполнительного комитета немецкой секции Украинского союза баптистов и союзный миссионер Д. И. Прицкау (сын И. Е. Прицкау). Закрыты теологические курсы в Одессе, действовавшие с 1928 г., их слушатели подверглись репрессиям. К концу 1932 г. оставалось лишь несколько немецких баптистских общин. В результате антирелигиозной политики Советской власти 33 (из 52-х) пресвитера и миссионера, работавшие в 1928 г. среди немецких баптистов на территории СССР (гл. обр. на Украине), были насильственно перемещены в глубь страны, 3 чел. из них умерли, 18 бежали, 1 умер в тюрьме, 5 были высланы в Германию, 6 чел. позднее освобождены. Деятельность баптистских общин продолжалась нелегально. Общая численность немецких баптистов на Украине значительно сократилась в результате массовой коллективизации и голода 1932–1933 гг. В конце 1930-х гг. прекратил деятельность Союз баптистов СССР.

После начала Второй мировой войны на оккупированной территории Украины германские власти разрешили деятельность религиозных организаций: в 1941–1943 гг. существовали 4 немецкие баптистские церкви: 2 – на Юге Украины и 2 – на Волыни. В 1943–1944 гг., с продвижением Красной Армии на Запад, значительная часть немецких баптистов бежала с освобождаемых территорий за границу. Большинство оставшихся в СССР подверглись арестам и были сосланы на Восток страны. Те, кто избежал ареста, в 1944 г. вошли во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (Москва) (ВСЕХБ). В 1945 г. к ним присоединилась часть пятидесятников, позже – некоторые объединения меннонитов, в т. ч. в 1963 г. братские меннониты. Ввиду отсутствия в СССР легально действующих общин Евангелическо-лютеранской церкви баптистские собрания посещала определенная часть немцев-лютеран. В 1950–1960-е гг. баптисты испытали усиленный административный нажим в связи с началом новой антирелигиозной кампании. Лишь в конце 1980-х гг. евангельские христиане-баптисты получили свободу религиозной деятельности (право заниматься миссионерством, благотворительностью, издательским делом, педагогикой).

В феврале 1990 г. на 44-м съезде евангельских христиан-баптистов ВСЕХБ преобразован в Союз евангельских христиан-баптистов (СЕХБ), принят новый устав. В ноябре 1992 г. на 1-м Духовно-назидательном съезде (Москва) СЕХБ преобразован в Федерацию Союзов евангельских христиан-баптистов. В состав Федерации входят 11 региональных Союзов, в т. ч. Союз церквей евангельских христиан – баптистов Российской Федерации, объединявший в 1994 г. св. 1000 общин. Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов участвует в деятельности Всемирного совета баптистов, Европейской баптистской федерации, Всемирного совета церквей.

После распада СССР (1991) немецкие баптисты продолжают оставаться в этнически смешанных общинах. По данным на 1998 г. в Российской Федерации зарегистрировано 750 религиозных объединений евангельских христиан-баптистов (из них 33 религиозных центра и управления, 667 религиозных общества, 2 духовных образовательных учреждения, 48 миссий). Немецкие баптистские общины существуют в Омской, Новосибирской, Оренбургской областях, Алтайском, Красноярском и Хабаровском краях. В ряде случаев они поддерживают тесные контакты с лютеранскими (в т. ч. немецкими) общинами.

Архивы

ЦГИА Украины (Киев), ф. 442, оп. 690 (1892 г.), д. 70, 110; оп. 620 (1891 г.), д. 148; ГА Херсонской обл., ф. 1, оп. 1, д. 40, л. 12–13, 24 и др.

Литература

Маргаритов С., История русских рационалистических и мистических сект, Кишинев, 1902; Алексий (Дородницын), епископ, Материалы для истории и исследования религиозно-рационалистического движения на Юге России во второй половине XIX ст., Казань, 1908, с. 73–74, 97, 130, 151, 154–160, 175, 247; Буткевич Т., Обзор русских сект и их толков, Харьков, 1910; Кушнев И. А., Немецкие веры, Орел, 1916; Злобин Н. С., Современный баптизм и его идеология, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 11, М., 1963; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. – 1917), М., 1965; Лялина Г. С., Либерально-буржуазное течение в баптизме (1905–1917), в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 1, М., 1966; она же, Баптизм, М., 1977; Филимонов Э. Г., Баптизм и гуманизм, М., 1968; Митрохин Л. Н., Баптизм, 2 изд. М., 1974, 3 изд. М., 1998; История евангельских христиан-баптистов в СССР, М., 1989, с. 433–437, 493–494; Любащенко В. I., Iсторiя протестантизму в Українi, Львiв, 1995, с. 302; Kahle W., Aufsätze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Rußland, Leiden, 1962; Idem, Evangelische Christen in Rußland und der Sowjetunion. Ivan Stepanovic Prochanov (1869–1935) und der Weg der Evangeliumchristen und Baptisten, Wuppertal und Kassel, 1978; Idem, Evangelische Freikirchen und freie Gemeinden im Russischen Reich, in der Sowjetunion und den Nachfolgestaaten. Ein kleines Lexikon der Gestalten, Geschehnisse und Begriffe, Zollikon, 1995; Diedriсh H.-Ch., Ursprünge und Anfänge des russischen Freikirchentums, Erlangen, 1985, S. 100–104; Baptists (German) in Russia and USSR. By A. Wardin, Jr., in: The Modern Encyclopedia of Religion in Russia and the Soviet Union (ed. R Steeves), vol. 3, Florida, 1991, p. 192–202.

Задать вопрос