АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ (АСД), последователи образовавшегося в XIX в. в США одного из наиболее крупных течений в протестантизме.

Рубрика: Религия

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ (АСД), последователи образовавшегося в 1844–1845 гг. в США одного из наиболее крупных течений в протестантизме. Признают Библию единственным источником вероучения – «словом Божьим», написанным по вдохновению свыше. Основным догматом АСД является учение о скором втором пришествии Христа, во время которого праведники воскреснут из мертвых. После тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. От баптизма сохранили водное крещение (совершается над взрослыми путем погружения), а также обряд омовения ног. В 1863 г. АСД оформились в самостоятельную церковь, отделившись от адвентистов. Проповедуют необходимость строгого соблюдения библейских заповедей, особенно четвертой – «соблюдать субботу». Суббота – это «печать», которой отмечены избранные; в субботу запрещается работать и даже готовить пищу. Каждый член АСД должен вносить в пользу церкви десятую часть своих доходов. АСД отрицают бессмертие души, учение об аде и рае. В церковь принимаются те, кто признает Христа как личного спасителя. Над новообращенными совершается обряд крещения путем погружения в воду. АСД запрещают всякие развлечения, не одобряется даже чтение художественной литературы. Для АСД характерна высокая миссионерская активность, т. к., согласно их учению, время второго пришествия Христа зависит от того, как скоро все люди услышат адвентистскую проповедь. Оригинальностью отличается организационная структура АСД. Согласно «Правилам внутреннего строения церкви АСД», группа общин небольшой территории составляет «поле»; поля в границах больших регионов (стран) объединены в унионы (союзы); унионы в рамках континента или его части образуют дивизионы.

В России АСД появились в 1886 г., когда в колонию Берды-Булат (с. Привольное, северо-западная часть Крымского п-ова) прибыл миссионер Гамбургского Трактатного общества Людвиг Рихард Конради (с 1910 глава Европейского дивизиона АСД), который основал общину АСД и стал ее пресвитером; диаконом был избран местный уроженец Иоганн Перк. Вскоре за активную миссионерскую деятельность Конради был выслан из России, Перк в 1889 г. переселился в колонию Шенвизе Екатеринославской губ. (ныне – район г. Запорожье, Украина). Центром распространения нового учения стало с. Натальевка Александровского уезда Екатеринославской губ., где образовалась самая крупная община АСД. В 1890 г. состоялась первая конференция АСД в колонии Эйгенгейм Екатеринославской губ. в меннонитском районе Wohldemfürst-Alexanderfeld. В 1886–1896 гг. миссионерская деятельность АСД ограничивалась сельскими районами различных немецких колоний. К 1896 г. численность АСД в России составляла всего 799 чел. В 1890 первая община АСД среди немецких баптистов на территории Западной Украины, входившей в состав Австро-Венгрии, возникла под Луцком; руководитель – К. Рейвин, переселенец из Таврической губ. В 1896 г. часть членов этой общины, а также группа АСД из числа немецких колонистов, живших в Южной и Центральной Украине, переселилась в Лодзь (Царство Польское), где был основан адвентистский центр и семинария для подготовки миссионеров (руководители – Д. Гайде и Ф. Ремфред); в 1901 г. под влиянием немецкого миссионера Ю. Петера возник ряд украинских общин АСД в Галиции. На рубеже XIX–XX вв. общины АСД (преимущественно среди немцев) появились в Риге, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Саратове, Москве. Известны видные немецкие миссионеры: Ф. Райзвиг, К. Лаубхан, Я. Кляйн, А. Нойфельд, Р. Вагнер, О. Вильдгрубе, К. А. Райфшнайдер, И. Шнайдер, Ю. Т. Бетхер, Я. Эбель, О. Э. Райнке, Д. П. Геде и др. Около 1904 г. АСД впервые появились в Сибири и Средней Азии. После провозглашения в 1905 г. свободы вероисповедания российские адвентисты под руководством Конради направили «благодарственный адрес» императору Николаю II с выражением верноподданнических чувств. В 1906 г. АСД получили права наравне с баптистами. Численность общин АСД быстро возросла (главным образом за счет бывших баптистов, евангельских христиан и православных жителей городов и крупных сел), к 1907 г. св. 2600 адвентистов были объединены более чем в 40 церквей. В 1906 г. организована община АСД в Варшаве (руководитель Г. Шмитц), которая вела миссионерскую работу на Западной Украине. До 1907 г. АСД Российской империи входили в Немецкий, затем в Восточно-Европейский дивизион. С 1908 г. они получили самостоятельность в границах Российского дивизиона (центр – Рига). В Саратовской губ. активную миссионерскую деятельность вел Перк, возглавлявший местное отделение Библейского общества. В 1911 г. число АСД в России достигло 4 тыс. чел. В годы Первой мировой войны, в связи с гонениями на «немецкие исповедания», рост численности АСД замедлился, но уже в 1916 г. в их общинах состояло более 6 тыс. верующих. После Октябрьской революции 1917 г. советское правительство, в целях создания противовеса влиянию Русской православной церкви, проводило политику поддержки АСД. В 1920-е гг. образовалось Всесоюзное объединение АСД (лидеры – Г. Лебсак, Г. Цират, Б. Шмидт), в которое вошло 605 общин (до своего запрещения в 1929 объединение провело 6 съездов); управление Всесоюзного объединения находилось в Москве (председатель Г. И. Лебсак). В 1925–1929 гг. в Москве издавался журнал «Der Adventbote» (единственный адвентистский журнал в СССР). В АССР немцев Поволжья были открыты две адвентистские клиники. В 1924 г. в СССР насчитывалось 11,5 тыс. АСД, в 1926 г. – 12,7 тыс., в 1928 г. – 13,4 тыс. (подавляющее большинство их составляли немцы). В 1924 г. на 5-м съезде АСД произошел раскол: выделилась группа адвентистов-реформистов (ее члены строго придерживались принципа неношения оружия). В 1928 г. АСД в СССР провозгласили лояльность в вопросе воинской службы, что вновь привело к расколу церкви. В 1929 г. адвентисты-реформисты СССР объединились в Российское поле АСД реформационного движения (лидер Г. Освальд), которое действовало в подполье. В 1936 г. Российское поле переименовано во Всероссийский унион адвентистов-реформистов во главе с В. Шелковым (до 1985) и П. Манжурой. На территории Западной Украины существовали общины АСД, объединенные (с 1922) в Унион АСД в Польше в составе Восточно-Европейского дивизиона; распространялись журналы «Слуга соборов», «Знамение времени», «Свет для просветительства» (на немецком, польском и русском языках), «Знаки времени» (Львов, 1927–1933, на украинском языке), печаталась переводная литература иностранных миссий. После вхождения Западной Украины в 1939 г. в состав СССР общины АСД действовали нелегально. В 1930-е гг. почти все руководители общин АСД подверглись репрессиям. В 1938 г. был расстрелян председатель Всесоюзного объединения АСД Лебсак. В 1941 г. АСД немецкого происхождения подверглись депортации в Сибирь и Казахскую ССР. После Второй мировой войны немецкое влияние в церкви АСД в СССР было минимальным. В конце 1980-х гг., по официальным данным, численность АСД на Украине составляла ок. 20 тыс. чел., объединенных в Республиканское объединение церквей АСД (подчинялось Совету церквей АСД в СССР, на съездах которого избирался церковный совет и его глава). В декабре 1988 г. в с. Заокское Тульской обл. создан административно-учебный центр, объединивший все общины АСД СССР во Всесоюзную церковь АСД. В 1989–1997 гг. более 2 тыс. членов церкви немецкого происхождения эмигрировали в Германию. В настоящее время на территории Российской Федерации и стран СНГ насчитывается более 100 тыс. АСД.

Литература

Маргаритов С., История русских рационалистических и мистических сект, Кишинев, 1902; Алексий, архиепископ, Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во 2-й половине XIX в., Казань, 1909, с. 316–324; Обзор Екатеринославской губ. за 1909 г., Екатеринослав, 1910, с. 37; Теппоне В. В., Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России, Калининград, 1993; Любащенко В., Iсторiя протестантизму в Українi, Львiв, 1995, с. 259–260, 304, 307; Мацанова А. Г., Мацанов П. А., По тернистому пути, Калининград, 1995; Xайнц Д., Адвентисты Седьмого дня и отказ от участия в военных действиях в Российской империи, в кн.: Долгий путь Российского пацифизма, М., 1997; Лиценбергер О. А., Протестантские секты в немецких колониях Поволжья, в кн.: Немцы в России. Проблемы культурного взаимодействия, СПБ, 1998; Heinz D., Origin and Growth of the Adventists in Russia «Journal of the American Historical Society of Germans from Russia», № 4, 1987; Lohne A., Adventists in Russia, Washington DC, 1987; Sapiets M., True Witness. The Story of Seventh-day Adventists in the Soviet Union, Keston/Kent., 1990; Stricker G., Adventisten, in: Glaube in der 2. Welt, 1990; Zwischen Reform und Revolution. Die Deutschen an der Wolga 1860–1917, Essen, 1994.

Автор: Черепанова Н.Г.

Задать вопрос