БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ , направление в среде меннонитов.

Рубрика: Религия

БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ, направление в среде меннонитов. Возникло в 60-х гг. XIX в. в меннонитских колониях на Юге Украины в результате борьбы гюпферов против ортодоксального меннонитства и его. церковного конвента, образованного в 1851 г. на съезде духовных старшин. Главным объектом их критики стала культовая практика меннонитов, в особенности обряд крещения, который совершался над лицами, достигшими 18-летнего возраста, при условии знания ими катехизиса. Гюпферы усмотрели в этом отход от основного положения Менно Симонса о «крещении по вере», требовавшего предварительного «обращения к Богу и примирения с ним». Церковный конвент стал подвергать своих противников штрафам, арестам, лишать колонистского звания, отлучать от общин. Репрессии заставили оппозицию пойти на официальный разрыв со старыми меннонитскими общинами.

Наиболее авторитетные гюпферы направили церковному конвенту и Молочанскому окружному приказу (административный орган меннонитского самоуправления) заявление о своем выходе из «церковной общины» и образовали в Елизаветтале Таврической губ. «Соединенную христианскую крестящуюся по вере меннонитскую братскую общину в России» во главе с «духовным настоятельством» (руководители – Г. Гюберт и Я. Беккер). Позднее их последователей стали называть братскими меннонитами, а последователей старой церкви – церковными меннонитами. Различия между ними касались в основном обрядов: братские меннониты совершают крещение погружением в воду (церковные – путем обливания, последние также практикуют предшествующий причащению обряд омовения ног и др.). К обряду хлебопреломления, который совершается четыре, а не два раза в год, допускаются только принявшие крещение по вере (почувствовавшие в себе «возрождение» и «обратившиеся в Богу»). Братские меннониты полностью восприняли социально-политическую доктрину первоначального меннонитства, особенно его отрицательное отношение к присяге, воинской службе, к занятию государственных должностей. Миссионерская деятельность братских меннонитов. обеспечила им рост общин за счет последователей церковных меннонитов. В 1963 г. большинство сохранившихся общин братских меннонитов вошли во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов.

Лит.: Клаус А., Наши колонии, СПБ, 1869; Кто такие меннониты? (Краткий исторический очерк), Гальбштадт, 1915; Бондарь С. Д., Секта меннонитов в России, Пг., 1916; Фризен Г., Рейнмарус А., Меннониты, М., 1930; Клибанов А. И., Меннониты, М.–Л., 1931; Крестьянинов В. Ф., Меннониты, М., 1967; Ипатов А. Н., Кто такие меннониты?, Алма-Ата, 1977; Соколовский С. В., Этнические контакты и размывание этноизолирующих барьеров у меннонитов в Новороссии (конец XVIII – начало XX в.), в кн.: Этноконтактные зоны в европейской части СССР, М., 1989; его же, Меннониты Алтая: история, демография, ономастика, М., 1996; Кулинич И. М., Меннониты на юге Украины, в кн.: Вопросы германской истории. Социально-экономическое развитие, Днепропетровск, 1991; Тут и к Л. С, Религиозные движения в меннонитских колониях Юга Российской империи (XVIII – 1-я половина. XIX в.), там же; Клиппенштейн Л., Отказ от военной службы по мотивам совести в меннонитских общинах царской России, в кн.: Долгий путь российского пацифизма, М., 1997; Черказьянова И. В., Религиозные общины меннонитов и баптистов в Западной Сибири, в кн.: Немцы. Россия. Сибирь, Омск, 1997; Unruh А. М., Geschichte der Mennoniten-Brüdergemeinde in Rußland, Winnipeg, Canada, 1955; Friesen R, Geschichte der Altevangelischen und Freien Gemeinden im Russischen Reich, in der Sowjetunion und den Nachfolgestaaten. Ein Kleines Lexikon der Gestalten, Geschehnisse und Begriffe, Zollikon, 1995.

О. Лиценбергер (Саратов).

Подняться вверх