МАЛАЯ ОБЩИНА (Kleine Gemeinde) – течение в среде меннонитов, приверженцы идеи спасения как всемерной самоизоляции «детей Божьих» от разлагающего влияния окружающего мира; отличались строгой церковной дисциплиной, аскетизмом в быту. Члены общины отличались фанатичной приверженностью к меннонитским традициям и богослужению. Наиболее строго из российских меннонитов соблюдали запрет на ношение оружия и категорически отказывались от участия в выборах светских властей. Порицалась любая светская деятельность (миссионерство, обучение в высших учебных заведениях и пр.). Среди членов Малой общины были категорически запрещены карточные игры, брань, употребление табака и алкоголя, игра на музыкальных инструментах. Серьезному отношению к жизни начинали обучать с детского возраста, запрещая смеяться и шутить. Богослужения носили увещевательный характер и ставили своей целью подготовку к Судному дню. Особое внимание уделялось чтению Библии, трудов Менно Симонса и его соратников Дирка Филипса, Петера Петерса, а также анабаптистского мартиролога «Martelaersspiegel». Из-за крайнего консерватизма учения группа оставалась немногочисленной, поэтому получила наименование De Kleen-gemeenta (Малая община – на платтдейч), или Kleine Gemeinde (нем.).
Малая община образовалась в 1805 г. на Молочной. Бывший церковный учитель Клаас Реймер (Reimer) (1770 – 25 декабря 1837), возглавил небольшую группу членов меннонитской церкви. В 1801 г. Реймер был избран проповедником меннонитской церкви в Нейхубене (близ Данцига). Под влиянием своего избрания он стал с большим рвением относится к чтению Библии и других богослужебных меннонитских книг. Вместе с 30 членами своей конгрегации он в 1804 г. эмигрировал в Россию и поселился в Старой колонии (Хортица), а в 1805 г. переехал на Молочную. Познакомившись с проживающими там меннонитами, Реймер пришел к выводу, что среди них чрезвычайно слабо соблюдается церковная дисциплина. У Реймера сложились напряженные отношения с церковным старшиной Молочанской общины Якобом Эннсом. С 1812 г. группа Реймера стала проводить специальные молитвенные собрания в частных домах. В 1814 г. ее члены избрали Реймера своим церковным старшиной. На собрании присутствовал и старшина церкви из Шенвизе (Старая колония) Генрих Янцен, который, однако, не решился совершить формальное посвящение. Реймер выполнял функции старшины без официальной ординации, а группа его последователей из 18–20 человек организовала свою церковь.
После смерти К. Реймера старшиной был избран Абрахам Фризен, который возглавил в апреле 1838 г. группу из 61 чел. – мужчин, обладавших правом голоса. Для его ординации был приглашен старшина Молочанской меннонитской церкви Бернгард Фаст. Однако между представителями старшин т.н. Большой и Малой общин не было достигнуто соглашения о том, на каких условиях А. Фризен получит официальную ординацию, поэтому последний стал выполнять свои обязанности без нее. Благодаря вмешательству И. Корниса светские власти вынудили старшин меннонитской церкви признать правомерность создания Малой обшины и действия официально не утвержденных старшин (декрет Попечительского комитета от 28 января 1843). В июне 1847 г. при выборах нового старшины Иоганна Фризена, Малая община насчитывала уже 91 чел. мужского пола, обладающего правом голоса. На выборах 1864 г. их число возросло до 122 чел. В 1834 г. к Малой общине присоединился Генрих Бальцер, проповедник из Тиге, который изложил причины своего поступка в большом трактате «Рассудок и Разум» («Verstand und Vernunft»).
В 1869 г. под влиянием идей новопиетизма из Малой общины выделилась группа «Крымские меннонитские братья», основанная Якобом А. Вибе (1839–1921). В среде Крымских меннонитских братьев ультраконсервативный дух старой Малой общины переплетался с пиетистскими идеями обращения, переживания и покаяния. Еще в 1860 г. несколько меннонитских семей с Молочной купили землю в татарском ауле в Крыму и основали поселение, которое назвали Анненфельд. Среди колонистов стихийно возникло религиозное движение по возрождению принципов праведной христианской жизни. Вибе, работавший на Молочной по найму, стал выполнять обязанности руководителя Малой общины. В 1867 г. он пригласил церковного старшину И. Фризена посетить Анненфельд, и организовать конгрегацию Малой общины. Тогда же Вибе был избран ее старшиной. Корнелиус Эннс совершил над старшиной Вибе обряд перекрещивания, а тот 21 сентября 1869 г. перекрестил остальных 18 членов группы, которые стали называть себя «Братской общиной» («Brüdergemeinde») или «Крымской меннонитской братской общиной» (Krimmer Mennoniten-Brüdergemeinde), чтобы отличаться от общины братских меннонитов, возникшей на Молочной в 1860 г. Акт перекрещивания означал, по сути, разрыв группы Вибе с Малой общиной, и в дальнейшем связи между ними значительно ослабли.
В 1866 г., в результате разногласий внутри Малой общины из группы были исключены 26 чел. мужского пола. В 1869 г. они образовали свою конгрегацию во главе во главе со старшиной А. Фризеном, затем 16 чел. из них переселились в колонию Фриденсфельд Екатеринославского у., где позднее присоединились к церкви братских меннонитов.
После введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности почти все представители Малой общины эмигрировали в США и Канаду.
Friesen P.M., The Mennonite Brotherhood in Russia (1789–1910), Fresno, California, 1980, P. 93–94; Friesen J., The Mennonite Churches and Religious Developments in Russia 1789–1850, in: Mennonites in Russia. 1788–1988, Winnipeg, Manitoba, p. 59–60; Kleine Gemeinde, in: The Mennonite Encyclopedia. A Comprehensive Reference Work on the Anabaptist-Mennonite Movement. Vol. III, I-N, Kansas, 1957, p. 196–198.