«ДРУЗЬЯ ИЕРУСАЛИМА» (Jerasalemsfreunde), Темплеры, «иерусалимские братья», течение в протестантизме. Основано в середине XIX в. в Германии богословом X. Гоффманном. «Друзья Иерусалима» проповедуют скорое пришествие Христа, доказывая необходимость подготовки человечества в этому событию путем установления «нового порядка», основанного на евангельских заповедях. Призывают к объединению верующих в общины «Нового Иерусалима» («Храма», нем. Tempel, отсюда другое название – «Темплеры»). Основное внимание уделяли религиозному воспитанию молодежи, создавали специальные школы.
В Российской империи первыми проповедниками идей «иерусалимских братьев» стали проповедники колонии Нейгоффнунгсталь Таврической губ. Э. Вюст и Ф. Шок. Их деятельность способствовала появлению в конце 1850-х гг. «Друзей Иерусалима» среди меннонитов Гнаденфельдской конгрегации Молочанского меннонитского округа. В 1861 г. сын местного духовного старшины Иоганн Ланге, находясь в Вюртемберге, опубликовал статью, в которой выступил с резкой критикой меннонитов и предложил программу реформирования их учения. По распоряжению старшин меннонитских общин России Ланге был отозван из Вюртемберга, по возвращении в колонию Гнаденфельд стал учителем в школе, руководимой «Бюстовым братством». Совместно с Н. Шмидтом Ланге вновь выступил с критикой Церковного конвента (высшего органа административного управления меннонитских общин) и меннонитских старшин, обвиняя последних в узурпации власти, нарушении ими прав рядовых членов общины и «моральном разложении». Деятельность Ланге и его последователей вызвала недовольство российских властей. В 1862 г. Попечительный комитет об иностранных поселенцах Южного края России предписал волостным правлениям немецких колоний Южной России принять «все меры для прекращения распространения этой секты опасных мечтателей». В апреле 1863 г. Ланге, Шмидт и их последователи объявили о выходе из церковной общины и образовали общину «Меннонитских Темплеров». Сохранив основные принципы меннонитского вероучения, «Друзья Иерусалима» ввели обязательные детские богослужения, углубленное изучение в школах Евангелия и обучение детей «незаученной молитве».
Вскоре часть членов новой общины выехала в Палестину (именно там ожидалось второе пришествие Христа), а остальные переселились на Кавказ, где основали колонию Темпельгоф. Старшиной общины был избран Шмидт (вместо уехавшего в Палестину Ланге), учителем стал брат последнего – Ф. Ланге. В 1883 г. «Друзья Иерусалима» открыли классическую прогимназию, в которой обучались также дети православных рабочих. Поскольку епархиальные власти запретили преподавание в гимназии Закона Божия, для православных учащихся был построен молитвенный дом. В конце XIX – начале XX в. большинство «Друзей Иерусалима» эмигрировали в Канаду.
Алексий (Дородницын), епископ, Материалы для истории и исследования религиозно-рационалистического движения на Юге России во 2-й половине XIX столетия, Казань, 1908; Stumpp К., Die Pastoren der evangelisch-lutherischen Kirche in Südrußland von 1789–1910, in: Heimatbuch der Deutschen aus Rußland, Stuttgart, 1960, S. 81–90; Dоerksen V. G., Mennonite Templars in Russia, «Journal of Mennonite Studies», 1985, vol. 3, p. 128–137; Urri J., None but Saints: The Transformation of Mennonite Life in Russia 1789–1889, Hyperion Press Ltd, 1989, p. 44–46.