DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНО – КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ (ФНКА РН) создана 20 декабря 1997 в соответствии с законом Российской Федерации № 74-ФЗ от 17.06.1996 года «О национально – культурной автономии» делегатами от 11 немецких региональных национально – культурных автономий (ННКА)

Рубрика: Культура, наука, образование, медицина

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНО – КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ (ФНКА РН) создана 20 декабря 1997 в соответствии с законом Российской Федерации № 74-ФЗ  от 17.06.1996 года «О национально – культурной автономии» делегатами от 11 немецких региональных национально – культурных автономий (ННКА). Официальными учредителями федеральной автономии являются региональные автономии немцев Республики Коми, Омской и Саратовской областей. Правовой статус автономии – Общественная организация. В состав избранного Совета ФНКА РН вошли руководители других федеральных организаций российских немцев, решивших объединить свои усилия в рамках федеральной автономии. Первым президентом  ФНКА РН был избран Владимир Бауэр, делегат от Томской области, заместитель министра по делам национальностей и федеративным отношениям, его заместителями – Гуго Вормсбехер, Бруно Рейтер и Эрнст Вольф. ФНКА РН стала первой федеральной национально-культурной автономией в современной истории России.

Автономия в соответствии с Законом об НКА и Уставом была призвана содействовать этнокультурному развитию российских немцев в условиях отсутствия территориального национального образования и дисперсного проживания. В первые годы своей деятельности автономия решала задачи формирования региональных структур в новых регионах, взаимодействия с органами государственной власти России и Германии. Федеральная автономия наряду с Международным союзом немецкой культуры (МСНК) была представлена в Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, Консультативном совете федеральных национально-культурных автономий при Правительстве РФ.

В целом на деятельность ФНКА РН российские немцы возлагали большие надежды. С течением времени выяснилось, что руководство автономии не стремилось решать задачи этнокультурного развития народа в угоду политическим задачам, в основном сводившимся к требованиям укрепления финансового положения автономии и восстановления Республики немцев Поволжья. Кроме того, принижалась роль других общественных организаций немцев федерального уровня, что привело  их к решению выйти из состава совета автономии. А к региональным автономиям ставилось требование безоговорочной подчинённости, хотя все они имели статус юридических организаций и самостоятельной деятельности.

Авторитарность руководителя федеральной автономии привела в расколу внутри организации и формированию в противовес в 2001 г. новой федеральной структуры Ассоциации общественных объединений российских немцев «Gemеinschaft». Ассоциацию возглавил Иван Беккер, руководитель общественно-государственного фонда «Российские немцы». В 2003 г. состоялся внеочередной съезд ФНКА РН, на котором Президентом ФНКА был избран Виктор Баумгертнер, заместитель В. Бауэра по экономической деятельности. Съезд проходил при активном участии членов «Gemеinschaft» и первое время деятельности нового руководства ФНКА дало надежду на восстановление взаимодействия организаций РН. Совместным решением ФНКА РН и Ассоциации был сформирован Федеральный координационный совет, ставивший целью координировать взаимодействие двух общественных организаций.

Однако дальнейшая деятельность руководства ФНКА РН и АОО «Gemеinschaft» показала, что они следуют курсом прежнего руководства, что привело автономию к конфронтации как с органами государственной власти России и Германии, так и с АОО МСНК. По-прежнему игнорировалась деятельность и инициатива региональных организаций, число которых стало сокращаться. Для сохранения своих структурных подразделений руководство ФНКА решило создать институт «Представительств ФНКА», часто состоявших из одной–двух местных организаций региона. Такая деятельность нередко приводила также к конфронтации местных организаций в ряде регионов. Несмотря на требования руководителей региональных организаций, особенно входивших также в состав Совета АОО Международный союз немецкой культуры, руководством Федеральной автономии игнорировалось взаимодействие с ней. Более того, была развёрнута кампания по дискредитации руководства МСНК.

К 2005 г. многими руководителями региональных организаций, членами совета ФНКА РН была осознана пагубность такой политики руководства федеральной автономии, её недемократичность. Ряд членов совета приняли решение о формировании в рамках совета ФНКА Межрегионального координационного совета региональных национально-культурных автономий (МКС). МКС ставил своей целью демократизировать систему работы совета, инициировать и отстаивать мнение меньшинства, вовлекать в свой состав новых членов совета ФНКА РН. Этим действиям способствовали и результаты проверки контрольно-ревизионной комиссией деятельности руководства автономии в финансовой и организационной сфере, которые руководство ФНКА игнорировало.

В феврале 2009 г. МКС инициировал внеочередное заседание совета ФНКА РН для рассмотрения результатов проверки ревизионной комиссии по итогам 2008 года. К этому времени в МКС состояло уже более 50% членов совета ФНКА РН. Отказ Президента ФНКА В. Баумгертнера принять участие в этом заседании привёл к решению совета о проведении внеочередной конференции ФНКА РН с отчётом руководства ФНКА.

5 апреля 2009 г. в Москве, в Академии государственной службы при Президенте РФ, состоялся внеочередной съезд Федеральной национально- культурной автономии, в котором приняли участие делегаты большинства национально-культурных автономий регионов, представители Правительства РФ, Министерства юстиции, Министерства регионального развития и аппарата Государственной Думы. Съезд сформировал новую команду руководства ФНКА РН и определил новую политику автономии, направленную на консолидацию общественного движения российских немцев. Президентом ФНКА РН был избран Генрих Мартенс.

В сентябре 2009 г. новый совет ФНКА РН на своём заседании в Екатеринбурге утвердил Концепцию основных направлений деятельности ФНКА РН. Были распределены направления деятельности между ФНКА РН и АОО МСНК. На ФНКА РН были возложены следующие задачи:

представление и отстаивание общественных интересов немцев России на федеральном и региональном уровнях государственных органов власти и управления Российской Федерации;

дальнейшая реабилитация российских немцев;

координация и поддержка общественных инициатив российских немцев;

дальнейшее развитие и укрепление системы общественной Самоорганизации и самоуправления немцев России, участие в деятельности органов местного самоуправления в немецких национальных районах и других местах компактного проживания немецкого населения;

взаимодействие с легитимными самоорганизациями этнических немцев Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран бывшего СССР.

Большое значение ФНКА РН придает конструктивному и ответственному сотрудничеству с государственными органами власти и управления Российской Федерации.

В 2010 г. в Ульяновске прошёл VIII съезд ФНКА РН с повесткой «О консолидации общественного движения российских немцев». Съезд отметил положительные результаты проведенной работы, в частности за год число НКА в России увеличилось с 28 до 42, была отмечена стабилизация деятельности ФНКА, съезд доизбрал новых членов руководящих органов  автономии. Было также решено продолжить демократизацию деятельности федеральной национально-культурной автономии, создать постоянную дискуссионную площадку о путях развития НКА, проводить ежегодный смотр региональных и местных НКА. Съезд  одобрил  «Концепцию основных направлений деятельности Федеральной национально-культурной автономии российских немцев» и «Концепцию по развитию и укреплению системы национально-культурных автономий, взаимодействию с другими общественными организациями российских немцев».

За 2009–2019 гг. значительно возрос авторитет ФНКА РН. Президент ФНКА РН вошёл в состав Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН) России и другие профильные консультативные органы.

Сегодня деятельность ФНКА РН охватывает 43 субъекта Российской Федерации. Высшим руководящим органом Федеральной автономии является Съезд, а представительным коллегиальным органом – Совет ФНКА.

Адрес местонахождения ФНКА РН: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, 5, оф. 415. Телефон + 7 (495) 531-68-88, доб. 168.

Источники

Протоколы съезда. Текущий архив ФНКА РН.

Литература

Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Принят Государственной Думой 22 мая 1996 г. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.1093; Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ – Собрание законодательства  Российской  Федерации,  2003, N 46, ст. 4432; Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ – Собрание законодательства  Российской Федерации, 2004, N 27, ст.  2711; Федерального  закона от 22 августа  2004 г. N 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской  Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ – Собрание законодательства Российской  Федерации,  2005, N 49, ст. 5124; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ – Собрание законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  7,   ст.   779; Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ - Собрание законодательства Российской  Федерации, 2009, N 7, ст. 782; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ – Собрание законодательства Российской  Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 4  ноября 2014 г. N 336-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146)

 

Задать вопрос