МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ (МПК), с 1992 основной инструмент координации и регулирования усилий двух стран, направленных на возрождение и развитие социально-экономической и культурной базы немецкого этноса в России. Создана по решению правительств Российской Федерации и Федеративной Республики Германия на основе п. 12 Совместного заявления президента РСФСР Б.Н. Ельцина и канцлера ФРГ Г. Коля, подписанного 21 ноября 1991 в Бонне.
В целях реализации изложенных в совместном заявлении договоренностей, 10 июля 1992 между Правительством РФ и Правительством ФРГ был подписан Протокол о сотрудничестве с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев. Осуществление положений Протокола, а также согласование совместных проектов и мер возлагалось на Межправительственную российско-германскую комиссию, в которой с Российской стороны участвуют и представители российских немцев. Заседания Комиссии должны были проходить по мере необходимости, но не реже двух раз в год, поочередно в России и Германии. Для отдельных направлений сотрудничества предполагалось создание подкомиссий. Согласованные проекты и решения МПК должны были фиксироваться в совместных протоколах, имевших обязательный характер для обеих сторон. Выделение соответствующих финансовых средств подлежало утверждению парламентами России и Германии. Протокол подписали министр по делам национальностей РФ В.А. Тишков (директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая) и уполномоченный правительства Германии по делам переселенцев, парламентский статс-секретарь Х. Ваффеншмидт (сопредседатель комиссии с немецкой стороны в 1992–1998).
Полное официальное название Комиссии до 2016: Межправительственная Российско-Германская комиссия по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев. Сокращенное официальное название (используемое в итоговых коммюнике): Межправительственная Российско-германская комиссия по проблемам российских немцев. 31 января 2016 президент РФ В.В. Путин подписал указ «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 21 февраля 1992 № 231 «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев»». Из принятого документа исключались слова «восстановление государственности». Вместо ее «поэтапного восстановления» органам власти, а также общественным организациям российских немцев поручается заниматься «реабилитацией, социально-экономическим и этнокультурным развитием российских немцев». С 2016 комиссия официально называется Межправительственная Российско-германская комиссия по вопросам российских немцев.
Подготовительный период
Первому заседанию предшествовали многочисленные переговоры. Историк А. Айсфельд, в те годы советник уполномоченного правительства Германии по делам переселенцев Х. Ваффеншмидта, рассказывает о встрече немецкого статс-секретаря с президентом РФ Б.Н. Ельциным в Москве 19 октября 1991: «Президент говорил об установлении атмосферы доверия, о сотрудничестве, об улучшении положения российских немцев. Но не счел нужным прибыть на проходивший в это время в Москве съезд советских немцев. Этот сигнал был многими понят как отказ от идеи реабилитации и восстановления автономии на Волге».
8 января 1992 президент РФ Б.Н. Ельцин, находясь с визитом в Саратовской области, в совхозе Осиновский и отвечая на вопросы местных жителей, выступавших против воссоздания немецкой автономии на Волге, заявил: «Там, где нет компактного проживания немецкого населения, населения немцев Поволжья, т.е. чтобы их было подавляющее большинство, никакой автономии не будет». Одновременно с этим он предложил создать автономию на территории ракетного полигона Капустин Яр.
Заявление носило явно популистский характер и шло вразрез с предшествующей политикой российского руководства в вопросе восстановления немецкой автономии на Волге. Оно стало неожиданным для российских немцев и вызвало их глубокое разочарование, дав мощный импульс эмиграционным настроениям. В Германии к заявлению отнеслись негативно.
В Бонн для разъяснения ситуации 15 января 1992 прилетел министр иностранных дел А.В. Козырев. Х. Ваффеншмидт на встрече с ним оценил резко возросшее количество заявлений на выезд в Германию на постоянное место жительства как трагедию. Он желал бы, чтобы большинство немцев остались и стали мостом дружбы. Для этого, по словам уполномоченного, необходимо приступить к поэтапному восстановлению автономии в местах традиционного проживания немцев на Волге и национальных районов в других регионах России. Для координации этого процесса будет создана российско-германская комиссия по вопросам российских немцев. Х. Ваффеншмидт напомнил, что Государственный комитет по национальной политике и администрация президента РФ уже согласовали этот вопрос с германским правительством. Теперь необходимо в течение двух недель создать эту комиссию.
21 февраля 1992 президент Б.Н Ельцин, совершив очередной крутой поворот в своей политике, подписал Указ «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев». В указе, в частности, говорилось о создании немецкого национального округа на территории Волгоградской области и немецкого национального района на территории Саратовской области в качестве первого этапа в процессе восстановления Республики немцев Поволжья.
Спустя месяц делегация под руководством Х. Ваффеншмидта встретилась с представителями российского миннаца.
На первом заседании комиссии планировалось подписать протокол о сотрудничестве правительств Германии и РФ в поэтапном восстановлении государственности российских немцев. Однако его противники в правительстве России не допустили подписания в намеченный срок – протокол был в итоге подписан 10 июля 1992.
Первое заседание МПК прошло 21–23 апреля 1992 в Бонне. Стороны договорились заниматься не только вопросами, связанными с восстановлением Республики немцев Поволжья, но и решением актуальных социально-экономических и национально-культурных проблем немцев, проживающих в разных регионах Российской Федерации. В.А. Тишков подтвердил, что российское правительство готово к поэтапному восстановлению государственности российских немцев на Волге, первым шагом к которому будет создание до осени 1992 немецких национальных административных единиц на территории Саратовской и Волгоградской областей. Опрос жителей этих регионов планировалось провести в течение 1992.
В Коммюнике, подписанном по итогам заседания МПК В.А. Тишковым и Х. Ваффеншмидтом, подчеркивалось, что «ракетный полигон Капустин Яр в ближайшее время не рассматривается в качестве возможного места создания немецкого национального территориального образования».
Указ от 21 февраля 1992 получил одобрение всех членов МПК и, в частности, руководителя германской стороны Х. Ваффеншмидта. Германской стороне были названы территории, где предполагалось создать немецкие национально-территориальные единицы – район и округ.
Второе заседание МПК состоялось19–20 октября 1992 в Москве (Сопредседатели: Х. Ваффеншмидт и В.А. Тишков). Обсуждались сложности, возникшие на пути образования немецкого национального района в Саратовской области и немецкого национального округа в Волгоградской области. Выражалась надежда, что предстоящий визит канцлера ФРГ Г. Коля будет способствовать решению этих проблем. Рассматривались конкретные вопросы поддержки немецких национальных районов на Алтае и в Омской области, в частности, расширение пекарни, создание сельскохозяйственного комплекса и др. Помимо этого обсуждались вопросы поддержки культуры и образования российских немцев, например, отправки 34 учителей немецкого языка и 5 профильных специалистов в места компактного поселения российских немцев, предоставления стипендий исследователям, привлечение ученых из немецких вузов к сотрудничеству с рядом вузов России.
Третье заседание МПК (3–4 апреля 1993) вновь прошло в Бонне (сопредседатели: Х. Ваффеншмидт и С.М. Шахрай, заместитель Председателя Совета Министров – Правительства РФ, Председатель Государственного комитета РФ по национальной политике). Стороны с удовлетворением отметили, что подписанный 10 июля 1992 Протокол о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством ФРГ с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев с 23 марта 1993 вступил в силу. Положительная оценка была дана развитию двух немецких национальных районов в Сибири, создание которых признавалось оправданным. Помимо поддержки этих районов, комиссия обсуждала вопросы оказания помощи российским немцам и в других регионах, в том числе, и на Волге: строительство жилья, реализация хозяйственных и социальных проектов, помощь центрам встреч российских немцев. В непростых для страны условиях, российское государство нашло возможность для выделения средств на реализацию отдельных проектов в пользу российских немцев. С молчаливого согласия сторон проект возрождения немецкой автономии на Волге отодвигался на неопределенное время.
Четвертое заседание МПК проходило 1–2 ноября 1993 в Санкт-Петербурге. (сопредседатели: Х. Ваффеншмидт и С.М. Шахрай – председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам федерации и национальностей). Комиссия отметила тенденцию к стабилизации ситуации с эмиграцией российских немцев в Германию. Обе стороны согласились с необходимостью создания и развития региональных обществ поддержки развития российских немцев, задачами которых должны были стать материальная и иная поддержка реализации ряда региональных проектов (решение вопросов выдачи кредитов, предоставления жилья и др., а также определения собственников объектов, созданных на немецкие деньги. Новой темой, обсуждаемой на заседании Комиссии, стал проект создания поселения российских немцев под Санкт-Петербургом. Немецкая сторона взяла на себя строительство жилых домов и предприятий, российская сторона – подключение к коммуникациям.
Пятое заседание МПК состоялось 9–11 марта 1994 в Бонне (сопредседатели: Х. Ваффеншмидт и С.М. Шахрай, в то время министр РФ по делам национальностей и региональной политики). Комиссия оценила создание немецких сельских советов и органов местного самоуправления в Камышинском районе Волгоградской области и в Энгельсском районе Саратовской области как «первые практические шаги» в реализации указа президента РФ «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев». На этом заседании комиссия еще обсуждает возможность поэтапного восстановления Республики немцев Поволжья, однако постепенно акцент в ее работе начинает смещаться: на первый план выдвигаются вопросы возрождения этнокультуры российских немцев, изучения немецкого языка. Обсуждается концепция федеральной целевой программы о беспрерывном образовании российских немцев от детского сада до вуза (осталась на бумаге). Второй документ, обсуждавшийся на заседании, – «Концепция межгосударственной программы по развитию культуры российских немцев». В том же году была созвана смешанная российско-германская комиссия по культурному сотрудничеству. Обещается поддержка Русско-немецкой высшей школе управления (ее основатель и руководитель в течение многих лет – В.К. Фальцман). Положительно оценивается идея создания самоорганизации немцев России.
Шестое заседание комиссии состоялось 15–16 мая 1995 в Новосибирске. С.М. Шахрая сменяет заместитель председателя Правительства РФ, министр РФ по делам национальностей и региональной политике Р.Д. Егоров. Комиссия отметила, что продолжающаяся тенденция переселения немцев из стран Средней Азии и Казахстана в Россию, подтверждает эффективность политики по поддержке семей переселенцев немецкой национальности, проводимой Россией и Германией, и служит интересам этих граждан. На заседании было решено продолжить программы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса, развитием медицины и сельского хозяйства, развитием мест компактного проживания. Для эффективного использования средств и для активизации самостоятельной деятельности («помощь для самопомощи») планируется выдача кредитов для жилищного строительства и коммерческих предприятий, а также предоставление строительных материалов, инструментов и оборудования.
Комиссия постановила предоставить в распоряжение федеральных организаций российских немцев Российско-немецкий дом в Москве. Было решено, что для этого немецкая сторона приобретет здание, а российская сторона обеспечит выплату арендной платы за земельный участок и расходов на содержание здания. План был реализован. Российско-немецкий дом (ул. Малая Пироговская, 5) стал центром притяжения для всех российских немцев, в нем разместились, функционировали и продолжают свою деятельность сегодня все основные общественные организации российских немцев. В 1994 на нужды российских немцев РФ предоставила 34,5 млн. рублей из своего бюджета (без учета средств из региональных бюджетов). Из казны Правительства ФРГ поступило 111, 9 млн. немецких марок.
Седьмое заседание МПК состоялось 14–15 ноября 1995 в местечке Ломарь под Бонном. Российскую сторону комиссии возглавил министр РФ по делам национальностей и региональной политике В.А. Михайлов. На этом заседании впервые прозвучала мысль о том, что «будет сделана попытка применить отдельные элементы существующих программ и к тем регионам, которые не входят в число основных получателей поддержки, но в которых также компактно проживают российские немцы». Было решено, начиная с 1996 г., осуществлять поддержку центрам встреч, с тем, чтобы обеспечить как можно большему числу российских немцев условия для сохранения их культурной самобытности. Эти программы должны были осуществляться в несколько этапов. Отмечалось, что «в рамках областной концепции они должны охватить российских немцев, проживающих в непосредственной близости от важнейших областей-получателей поддержки и в пределах основных поддерживаемых регионов, а также в процессе широкомасштабной работы дать культурную родину как можно большему числу российских немцев и за пределами основных поддерживаемых регионов». В 1995 Российская Федерация на программы поддержки российских немцев предоставила не менее 50 млн. рублей из федерального бюджета. Из бюджета Правительства ФРГ поступило 93,1 млн. немецких марок.
Восьмое заседание МПК прошло 23–25 октября 1996 в Бонне. Во главе российской делегации оставался министр РФ по делам национальностей и федеративным отношениям В.А. Михайлов. В докладах, звучавших на заседании, указывалось на необходимость последовательного наращивания усилий обеих сторон в поддержку российских немцев и отмечалось, что строительство жилья, создание рабочих мест, помощь в развитии культуры и образования в районах компактного проживания российских немцев в Поволжье, Западной Сибири и в Стрельне под Санкт-Петербургом является по-прежнему приоритетной задачей, так как именно эти регионы выбираются семьями немцев-переселенцев для постоянного жительства в России. В то же время комиссия сформулировала задачу по усилению внимания к сохранению языка, национальной идентичности и национально-культурной самобытности этнических немцев. Отмечалось, что начата масштабная работа, получившая название Breitenarbeit, цель которой – дать максимальному числу российских немцев возможность изучать немецкий язык. Координация работы по поддержки центров встреч и курсов немецкого языка при них была поручена Немецкому обществу по техническому сотрудничеству (GTZ, с 2011 – Немецкое общество по международному сотрудничеству, GIZ).
Девятое заседание МПК было проведено 16–17 декабря 1997 в Самаре. На заседании отмечалось, что 1997, благодаря деятельности правительств России и Германии, субъектов Российской Федерации и отдельных земель ФРГ, а также общественных организаций, стал годом значительного продвижения вперед в решении основных проблем российских немцев. Так, в соответствии с Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина была принята Президентская федеральная целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997–2006 гг. (ФЦП), реализация которой предполагала создание необходимых основ для национального развития российских немцев. Кроме того, 1997 завершился формированием Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (ФНКА РН) на основе созданных региональных немецких национально-культурных автономий.
В дальнейшем МПК собирается все реже.
Десятое заседание МПК прошло 11–12 мая 1999 под Бонном. Российскую часть комиссии возглавлял министр национальной политики РФ Р.Г. Абдулатипов, германскую – уполномоченный федерального правительства ФРГ по делам переселенцев, депутат бундестага Й. Вельт. По словам Й. Вельта, немецкая сторона «помогает российским немцам добиться политической реабилитации», однако, признает, что «не хочет вмешиваться во внутренние дела России». И если вопрос о реабилитации еще выносится на повестку дня, то задача поэтапного восстановления государственности немцев свою актуальность теряет и уходит в историю. Десятое заседание обозначает резкую перемену в политике Германии по отношению к российским немцам: прекращается осуществление инвестиционных проектов. Упор делается на курсы немецкого языка, этнокультурные проекты, особенно для молодежи, профессиональное образование. Немецкое правительство возлагает надежду на участие организаций российских немцев в партнерстве городов и коммун России и Германии.
11-е заседание МПК состоялось 26–27 сентября 2000 в Саратове. Сопредседателем с российской стороны стал министр по делам федерации, национальностей и миграционной политики РФ А.В. Блохин. На заседании было принято решение о продолжении реализации большинства программ для российских немцев – Breitenarbeit, создание и функционирование центров встреч, курсы повышения квалификации, установление партнерских отношений и др.
Остро встал вопрос о принадлежности объектов, построенной на средства Германии по линии гуманитарной помощи. Германская сторона настаивала на том, чтобы право собственности на них сохранялось за российскими немцами. Реально же практически повсюду эта собственность постепенно переходила в иные руки (местных муниципалитетов, других частных собственников – не немцев). Контролировать и, тем более, управлять этим процессом было сложно. Так, например, сами немцы, уезжая на постоянное местожительство в Германию, продавали свои дома, построенные и полученные в рамках германской помощи, другим жителям своих населенных пунктов, подавляющее большинство которых были представителями других национальностей. Однако германская сторона была непреклонна и объяснениями российской стороны не удовлетворялась.
«Решение этой проблемы для германской стороны – предпосылка для дальнейшего инвестирования средств в программы по российским немцам», – заявил сопредседатель комиссии Й. Вельт. По сути, в зависимость от нее ставится вопрос о дальнейшем инвестировании проектов для российских немцев. Решение вопроса о собственности объектов, построенных немецкой стороной, затянулось на годы. Кроме того, были и другие причины для длительного перерыва между заседаниями МПК: это и многочисленные реорганизации российского Миннаца, вплоть до его полного упразднения, и передача целевой программы по российским немцам Министерству экономического развития и торговли РФ (которому, естественно, требовалось время, чтобы «войти в тему»).
12-е заседание МПК проходило 5–6 апреля 2004 в Берлине. Российскую делегацию возглавил замминистра экономического развития и торговли РФ М.М. Циканов, германскую – депутат бундестага Й. Вельт, который теперь являлся уполномоченным федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств. Российская и германская стороны согласовали и подписали концепцию, на основании которой будет оформляться в собственность имущество. Начался трудоемкий процесс ее непосредственной передачи владельцам. Было решено возобновить выдачу кредитов на жилье и малое предпринимательство, но в меньшем объеме по сравнению с 1990-ми годами.
13-е заседание МПК состоялось 13–14 марта 2007 в Белокурихе на Алтае. Под председательством М.Н. Пономарева, заместителя министра регионального развития РФ, и парламентского статс-секретаря, депутата бундестага К. Бергнера, уполномоченного федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств, комиссия подвела итоги реализованных обеими сторонами проектов по поддержке российских немцев и констатировала, что проекты в целом были проведены успешно. Российская сторона представила итоги реализации Президентской ФЦП на 1997–2006 гг. Программа по ряду причин не была профинансирована в полном объеме (по некоторым оценкам, лишь на 6–7%), что, однако, не умаляет ее политического значения: считается, что многолетняя реализация ФЦП стала важным элементом практической реабилитации российских немцев. Кроме того, на заседании было доложено о состоянии дел по разработке новой ФЦП на 2008–2012 гг. (ФПЦ «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008–2012 гг.» была утверждена правительством 21 февраля 2008). К. Бергнер озвучил новые приоритеты политики Германии по оказанию помощи российским немцам. Ими стали работа с детьми и молодежью, языковая работа, прежде всего, с юным поколением, воспитание элиты и поддержка самоорганизации российских немцев.
14-е заседание МПК состоялось 21–23 октября 2008 в Берлине. Сопредседателем российской части комиссии стал заместитель министра регионального развития РФ М.А. Травников. В отличие от предыдущих заседаний, на этом – были намечены новые перспективы работы комиссии и достигнуты исторические договоренности. К таковым относится осознание обеими сторонами необходимости разработки нового соглашения, регулирующего деятельность МПК и определяющего правовые основы и основные направления сотрудничества между двумя странами в рамках комиссии (работа по актуализации договора затянется на долгие годы). Одним из направлений работы, поддержанных комиссией, стало расширение партнерских связей между общественными организациями российских немцев в России и организациями поздних переселенцев, постоянно проживающих в Германии. Впервые за годы работы комиссии было зафиксировано стремление обеих сторон к расширению количества совместных российско-германских проектов и усилению прозрачности порядка и критериев их отбора.
На 15-м заседании МПК, прошедшем 10–11 июля 2009 в Омске (сопредседатели: К. Бергнер и М.А. Травников), впервые за долгое время существования этого органа, общественные организации российских немцев, присутствующих на заседании, говорили в унисон. Это стало возможным благодаря победе сторонников демократической самоорганизации российских немцев на съезде ФНКА РН в апреле 2009, на котором было избрано новое руководство во главе с президентом Г.Г. Мартенсом. Общая позиция различных организаций российских немцев принесла положительные результаты. Комиссия признала успешным развитие процесса самоорганизации российских немцев и, прежде всего, учреждения межрегиональных координационных советов как важного фактора укрепления самоорганизации.
16-е заседание МПК (15–16 апреля 2010 в Берлине, сопредседатели: К. Бергнер и М.А. Травников) подтвердило верность двух государств приоритетам, расставленным ранее. Сохранился курс на увеличение числа совместных российско-германских проектов, партнерских проектов и актуализацию протокола 1992.
17-е заседание МПК прошло 16–17 мая 2011 в Томске (сопредседатели: К. Бергнер и М.А. Травников). Речь шла о реализации проектов 2010 и 2011 гг., программах партнерства, о подготовке к празднованию 250-летия начала массового переселения немцев в Россию и о проведении в 2011 г. памятных мероприятий, приуроченных к 70-летию депортации немцев СССР. Ожидавшееся общественностью Совместное заявление России и Германии по поводу российских немцев, не состоялось. Вместо этого в коммюнике была отражена позиция, которую заняли обе стороны по поводу ближайших мероприятий: «Стороны констатировали, что трагические события 1941 года – нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, а затем массовая депортация советским государством советских немцев, не должны быть забыты и не могут быть оправданы. Этим трагическим событиям посвящен цикл мероприятий, осуществляемых при поддержке сторон. Ключевым мероприятием этого цикла станет Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию начала Великой Отечественной войны и депортации российских немцев, которая состоится в Саратове и которая является совместным российско-германским проектом. При этом стороны призывают к честному и ответственному взгляду на события 70-летней давности. Депортация советских немцев должна рассматриваться в историческом контексте, как последствие нападения и оккупации территорий СССР гитлеровской Германией. Несмотря на сложную и, порой, трагическую историю взаимоотношений России и Германии в XX веке стороны в рамках комиссии стремятся оказывать всемерное содействие развитию партнерских российско-германских отношений и этнокультурных проектов».
Международная научно-практическая конференция «Начальный период Великой отечественной войны и депортация российских немцев: взгляды и оценки через 70 лет» прошла 26-28 августа 2011 г. на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и стала важным фактором не только исторического осмысления жизни и судьбы российских немцев в военные годы, но и формирования современной политики Российской власти в отношении немецкого меньшинства.
18-е и 19-е заседания МПК состоялись в Цербсте 30–31 мая 2012 и Санкт-Петербурге 27–28 августа 2012 под председательством К. Бергнера и М.А. Травникова. Заседания были посвящены предстоящему юбилею – 250-летию манифестов Екатерины II, положивших начало массовому переселению немцев в Россию, а также прошедшему юбилею – 20-летию самой комиссии. Были подведены итоги совместной работы в течение 20 лет, признано, что целей, которые были поставлены перед комиссией в 1992, достичь так и не удалось: до восстановления государственности российских немцев дело не дошло, а многие немцы предпочли переехать из России в Германию. За годы работы на сохранение социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев было выделено более 500 млн. евро с германской стороны и около 2,4 млрд рублей с российской, однако материальная база возрождения российских немцев, по словам президента ФНКА РН и председателя Международного союза немецкой культуры Г.Г. Мартенса, так и не была создана. К положительным сторонам работы комиссии стороны отнесли создание и укрепление самоорганизации российских немцев.
20-е заседание МПК прошло 7–8 мая 2013 в Берлине. Новым сопредседателем комиссии с российской стороны стала статс-секретарь – заместитель министра регионального развития РФ С.В. Иванова. На заседании комиссии были подведены итоги реализованных обеими сторонами проектов поддержки российских немцев в 2012, германская сторона предоставила информацию о запланированном финансировании мероприятий по поддержке российских немцев в 2013, обе стороны договорились о возобновлении работы по созданию новых правовых оснований для поддержки российских немцев.
В 2014–2015 заседания комиссии не проводились, что было обусловлено многими факторам и, в первую очередь, ухудшением российско-германских отношений, постоянными кадровыми перестановками в профильных министерствах и ведомствах (например, упразднением Министерства регионального развития РФ, созданием Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН).
21 заседание МПК прошло 24–25 мая 2016 в Омске под председательством руководителя ФАДН И.В. Баринова и уполномоченного федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств, депутата Бундестага Х. Кошика. Ключевое событие заседания: открытие нового Российско-немецкого дома – Культурно-делового центра российских немцев в Омске. На заседании российская сторона настаивала на том, чтобы это сотрудничество развивалось на новой основе: протокол 1992 не отвечает интересам России. Российской стороной подготовлен вариант текста нового соглашения. Он предполагает, что комиссия будет заниматься не только вопросами этнокультурного и социально-экономического развития российских немцев, но и расширением партнерских связей между немцами России и поздними переселенцами в Германии, оказанием помощи в сохранении ими этнокультурной идентичности, популяризацией русского языка в Германии, а немецкого – в России. Х. Кошик, в свою очередь, утверждает, что и немецкая сторона поддерживает идею актуализации протокола, однако не имеет мандата на расширение целевой группы: сейчас комиссия должна заниматься только решением проблем немцев, проживающих в РФ.
Стороны отчитались о потраченных в 2015 средствах на этнокультурное развитие российских немцев. По линии МВД Германии было выделено 8,5 млн евро, еще 880 тыс. евро – из бюджета МИД Германии. В рамках бюджетов разных уровней Российской Федерацией в 2015 было выделено 78,5 млн рублей.
Впервые параллельно с проведением заседания МПК прошел Культурно-деловой форум «Сделано немцами в России». Он собрал около 100 человек, заинтересованных в развитии двусторонних экономических связей. На самом заседании комиссии решено было впредь проводить подобный культурно-деловой форум параллельно с работой комиссии.
22 заседание МПК состоялось 23–24 мая 2017 в Байройте (сопредседатели: И.В. Баринов и Х. Кошик). Стороны отчитались по поводу выделенных на поддержку этнокультурного развития российских немцев в 2016 средств. Из российского бюджета разных уровней было выделено 147,5 млн руб., из бюджета ФРГ – ок. 9,5 млн евро. В Байройте впервые была представлена детальная информация об использовании проектных средств МИД Германии в поддержку российских немцев (ок. 866 тыс. евро), которые потратили на стипендии, курсы немецкого языка, подготовку учителей немецкого и поддержку двух немецкоязычных СМИ в России. Стороны задали новый курс работе комиссии, сделав акцент на социально-экономических проектах, усилении поддержки действующих и создании новых культурно-деловых центров.
23 заседание МПК прошло 25–26 сентября 2018 в Калининграде (сопредседатели: И.В. Баринов и уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Б. Фабрициус). Комиссия положительно оценила реализованные меры поддержки российских немцев в 2017. В течение года в интересах российских немцев и их соседей было организовано и проведено свыше 4200 партнерских, этнокультурных, языковых, историко-просветительских, социальных, молодежных и информационно-методических проектов в 49 регионах РФ. Особенно членов Межправкомиссии радует работа культурно-деловых центров (КДЦ) российских немцев, открытых в Омске в 2016 и Калининграде в 2017. В планах переформатирование Российско-немецкого дома в Новосибирске: областное руководство уже заявило о своей заинтересованности в этом, а также открытие КДЦ в Екатеринбурге. Концепция культурно-деловых центров российских немцев была представлена 20 июля 2017 на заседании Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ и получила одобрение В.В. Путина. Ее основная идея: центры должны вести не только этнокультурную работу на благо российских немцев, но и заниматься социально-экономической деятельностью, стать площадкой для диалога предпринимателей малого и среднего бизнеса из России и Германии.
Была достигнута договоренность о смене посреднической организации между Министерством внутренних дел Германии и структурами самоорганизации российских немцев. Вместо GIZ с 2019 ею станет Baden-Württemberg International (bw-i).
В ответ на положительное решение по вопросу о посреднической организации российская сторона посодействовала положительному решению вопроса о выделенных германской стороной средствах в рамках деятельности Межправкомиссии за 2011–2018. Это означает, что помощь Германии российским немцам должна быть признана гуманитарной и не будет облагаться налогом. Этот вопрос не могли решить много лет.
24 заседание МПК прошло 27–28 мая 2019 в Мюнхене (сопредседатели: И.В. Баринов и Б. Фабрициус). Обсуждалось развитие сети культурно-деловых центров (КДЦ) – работа над открытием КДЦ российских немцев в Екатеринбурге, открытие подобного центра, возможно, с социальным уклоном, в Кемерово. Договорились, что КДЦ в Омске будет передано рядом стоящее здание. На полях комиссии удалось добиться некоторых успехов в решении проблемы РНД в Барнауле, который российские немцы Алтая несколько лет не могут считать своим домом. РНД в Москве сохранит свое название, но, по сути, будет выполнять функции культурно-делового центра российских немцев.
Все заседания МПК готовила рабочая группа по подготовке заседаний Межправкомиссии. С 2007 она заседала регулярно. Заседания рабочей группы по подготовке очередного заседания Российско-германской комиссии проводились в 2014–2015.
Представители общественных структур российских немцев постоянно принимали участие в работе комиссии и рабочей группы по подготовке заседаний комиссии начиная с момента ее создания в 1992. Их роль на протяжении этого периода менялась. Открытая вражда и противостояние между организациями российских немцев в 1992–2008 явно препятствовали принятию выгодных для российских немцев решений, затрудняя деятельность МПК. С 2009 роль представителей системы самоорганизации в деятельности МПК становилась все более значимой. Комиссия использовалась ими для озвучивания своих программ и предложений. Постоянным членом МПК с 1992 является Генрих Мартенс, председатель МСНК, президент ФНКА РН.
МПК за годы существования несколько раз меняли свои приоритеты. Если в начале 1990-х на заседаниях говорили прежде всего о помощи немецким национальным районам, с середины 1990-х – о создании Российско-немецких домов и сети центров встречи, а спустя 10–15 лет о поддержке партнерских отношений организаций российских немцев России и Германии и самоорганизации российских немцев, то с 2016 все внимание уделяется развитию сети культурно-деловых центров. Они должны стать теми «островами надежды», которыми когда-то считались национальные районы, – базовыми элементами социокультурной инфраструктуры, необходимой для этнокультурного развития народа и вносящей свой вклад в развитие российско-германских отношений в целом.
Однако ключевая идея помощи российским немцам, заявленная еще в годы становления комиссии, остается неизменной – «помощь для самопомощи». МПК – самая долгоиграющая подобная структура в отношениях России и Германии и единственный российско-германский механизм, который продолжает действовать, несмотря на политические и геополитические проблемы.
Помимо Межправительственной российско-германской комиссии по вопросам российских немцев, Германия участвует и в работе других комиссий – Межправительственной узбекско-германской комиссии по вопросам немцев, проживающих в Узбекистане, Казахстанско-германской межправительственной комиссии по вопросам этнических немцев, проживающих в Республике Казахстан, Межправительственной кыргызско-германской комиссии по делам немцев, проживающих в Кыргызской Республике, Межправительственной украинско-германской комиссии по делам немецкого меньшинства в Украине.
Межправительственная российско-германская комиссия по проблемам российских немцев: Спецвыпуск Московской немецкой газеты = Deutsch-Russische Regierungskommission für die Angelegenheiten der Russlanddeutschen: Sonderbeilader der Moskauer Deutschen Zeitung. М., 2008. С. 48; Минрегион России – МВД ФРГ: 5 лет совместной поддержки российских немцев. М.: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2011. С. 60; Силантьева О.Ю. Из Москвы в Томск – путь длиной в 20 лет. Главные вехи Межправкомиссии // Московская немецкая газета. 2011. № 9 (304). С. 5.