ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ, среднее учебное заведение по подготовке учительских кадров для немецких школ в 1921– середине 1930-х гг.
Открыт в 1921 г. сначала в Москве как Немецкий практический институт народного образования, через два года преобразован в Центральный немецкий педагогический техникум с правами высшего учебного заведения с трехлетним курсом обучения и двухгодичным подготовительным отделением для будущих учителей школ-семилеток (школы 2-й ступени). В учебное заведение принимались лица «трудового происхождения» не младше 18 лет, имеющие избирательные права. На подготовительный курс зачисляли кандидатов с образованием не ниже семилетней школы; кандидат с более высоким образованием мог быть зачислен на второй подготовительный или первый основной курс. Преподавание велось на немецком языке.
В 1924/25 уч. г. обучалось 102 студента: 39 чел. из АССР НП, 13 из Сибири, 8 из Оренбурга, 9 с Кавказа, 14 с Украины, 5 из Крым и 14 из других регионов СССР.
В сентябре 1925 г. техникум под тем же названием переведен в Ленинград, размещался по адресу Набережная Мойки, 76. Выбор нового места для техникума был обусловлен важной ролью в подготовке кадров различных профилей и национальностей, которую играл Ленинград. В 1920-е ‒ первой половине 1930-х годов город фактически сохранял статус научной, культурно-образовательной и индустриальной столицы. В 1927 г. насчитывалось более 15 вузов. Кроме того, в 1927/28 году в городе имелось восемь педагогических техникумов и двенадцать – в Ленинградской области.
В 1925/26 уч. г. в нем обучалось 152 студента. Первый выпуск (17 чел.) состоялся в 1926 г. Реорганизованный техникум готовил учителей только для школ 1-й ступени. Значительно изменилась программа преподавания: на первом курсе введены предметы педагогического цикла – «Биологическое введение в педологию» и «Система народного образования», на втором курсе – общая и детская психология, на третьем курсе – методика преподавания родного языка. Методику отдельных предметов изучали на четвертом курсе. Педагогическую практику проходили в Петришуле (школа № 41). В 1927 г. дошкольная практика проводилась в немецких колониях Сибири, Крыма, Северного Кавказа, Ленинградской области (Новопорховская колония, Каменка, Средняя Рогатка).
Ленинградский педтехникум вносил вклад в подготовку кадров для АССР немцев Поволжья. В 1928 г. в нем обучались 28 студентов из немецкой республики. В 1926 г. в республику вернулись 3 выпускника, в 1927 г. – 8 человек. Это было слишком мало как по отношению к запланированному общему числа студентов в техникуме (140), так и по сравнению с потребностью школ республики.
Из 24 преподавателей техникума 22 имели высшее образование и двое –специальное образование. Занятия проводили преподаватели А. Г. Вульфиус (история культуры), Е. А. Гофман (история немецкого языка), И. Э. Клейненберг (немецкий язык и литература), В. В. Сиповский (русский язык и литература), А. Э. Овандер (физика и методика физики), А. В. Карлсон (методика начального обучения) и др.
В разные годы техникум возглавляли: Г. О. Циммерман (1927‒1928), Р. И. Уиска (1929‒1930), П. Г. Левен (1931), А. Ф. Дебель (1932), Г. Ф. Ваккер (1933). Заведующие учебной частью: А. Г. Вульфиус (1927‒1928), П. Г. Левен (1929‒1930), П. Г. Пеннер (1931‒1932), И. И. Левицкая (1933). Первые годы секретарем техникума был В. Я. Раушенбах, отец будущего академика Б. В. Раушенбаха.
В 1933 г. срок обучения в техникуме сократился до трех лет, что было вызвано большой потребностью в учителях из-за проведения всеобуча.
Общий курс на сворачивание национального образования и начавшиеся репрессии против немцев к середине 1930-х гг. привели к закрытию техникума. В 1934/35 уч. г. латышский, немецкий и польский техникумы Ленинграда были объединены в один Педагогический техникум народов Запада. Весной 1935 г. в нем обучалось 566 студентов. 14 апреля 1935 г. нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов подписал приказ о расформировании объединенного педтехникума. Немецкое и польское отделения выводили из Ленинграда, учащихся немецкого отделения переводили в АССР Немцев Поволжья.
Трагически сложились судьбы многих преподавателей техникума. Профессор Вульфиус Александр Германович (31.01.1880, СПб ‒ 10.06.1941, Ухта, ст. Чибья), из прибалтийских немцев, выпускник Петришуле и историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1927 г. уволен из Петришуле. 19 апреля 1930 г. арестован по «академическому делу», осужден на высылку в Омск на три года. По возвращении в Ленинград вновь преподавал немецкий язык. Снова арестован 10 февраля 1937 г., приговорен к 8 годам заключения. Умер в лагере в АССР Коми.
В 1936 г. в Ленинграде были арестованы, а в ноябре 1937 г. расстреляны в Сандармохе (Карелия) организаторы и бывшие директора Немецкого педтехникума, уроженцы меннонитских колоний П. Г. Пеннер (1899‒1937), П. Г. Левен (1900‒1937), Г. Ф. Ваккер (1903‒1937). К моменту ареста Ваккер был заместителем директора Ленинградского отделения Центрального исторического архива. 30 декабря 1936 г. осужден на 10 лет лишения свободы. Отбывая наказание на Соловках, приговорен 10 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО к высшей мере наказания. Расстрелян 4 ноября 1937 г.
П. Г. Левен накануне ареста работал заведующим кафедрой политэкономии Института культуры и доцентом Института красной профессуры.
П. Г. Пеннер, уроженец Оренбургской губернии, возглавлял Немецкий педтехникум в 1932 г., затем занимал должность заместителя декана факультета естествознания Пединститута им. Покровского, обучался в аспирантуре Института этнографии и антропологии АН СССР. Накануне ареста представил к защите диссертацию на тему «Отражение первобытных форм брака в свадебных обрядах немцев СССР». Это была одна из первых диссертаций советского времени, посвященная российским немцам. В Сандармохе погибла и жена Пеннера, библиотекарь И. И. Левицкая. Родители и трое из четверых детей Пеннера погибли в блокадном Ленинграде.
Таким образом, немецкий педагогический техникум не реализовал своего потенциала в подготовке кадров для немецких школ страны.