DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

НЕЙ-УРБАХ (Neu-Urbach, Новый Урбах, Новоантоновка, Новолипов Кут), ныне Новоантоновка Советского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Колодец в с. Новоантоновка. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Улица современной Новоантоновки (ранее Ней-Урбах). Фото Е. Мошкова. 2010 г.

НЕЙ-УРБАХ (Neu-Urbach, Новый Урбах, Новоантоновка, Новолипов Кут), ныне Новоантоновка Советского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Большая Ветелка. Находилась в 461 версте от города Самары, в 125 верстах от уездного города Новоузенска и в 7 верстах от волостного села Александерге. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Нижне-Караманскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Ней-Урбах являлось административным центром Ней-Урбахского сельского совета Мариентальского (Тонкошуровского) кантона. В 1926 г. в Ней-Урбахский сельский совет входило только село Ней-Урбах.

Немецкая колония Ней-Урбах была основана в 1860 г. как дочерняя. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ в. в Левобережье Волги являлось малоземелье в селах Правобережья. Основателями поселения стали 42 семьи, проживавшие ранее в материнской колонии Урбах (Альт-Урбах, Липов Кут, ныне с. Фурмановка Марксовского района Саратовской области). Успешное в целом развитие материнской колонии затруднялось отсутствием решения одной из важнейших проблем – малоземелья. За время между 5-й (1788) и 8-й (1834) ревизиями население Урбаха увеличилось более чем в шесть раз, и колонисты приняли решение об основании дочернего поселения. Если по ревизии 1857 г. количество надельной земли в Урбахе составляло всего 5,3 десятины на душу мужского населения, то на 136 колонистов мужского пола, принявших решение перебраться в Ней-Урбах причитались наделы по 13,4 десятин на душу.

В 1860 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании новой колонии. Название Ней-Урбах (Новый Урбах) было дано поселению по материнской колонии Урбах, получившей такое наименование в честь первого форштегера Иоганна Якоба Урбаха. С приставкой «ней», или «новый», дочерняя колония повторила и остальные названия материнского поселения.

В 1860 г. 42 семьи колонистов, проживавшие в Ней-Урбахе, владели землей в размере 1650 десятин. Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством, выращивали пшеницу, рожь, овес. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в колонии имелось 145 дворов, работали три ветряные мельницы. В годы советской власти в селе имелась кооперативная лавка. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Новоантоновка.

Школа и обучение детей. Церковная школа появилась в селе в год его основания, в 1860 г. Немцы не просто уделяли значительное внимание церковно-приходскому образованию, признавая общественное значение школы, но и стремились сделать его обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 15 лет. Весь период существования колонии школьные занятия и богослужения проводились в едином школьно-молитвенном доме. Здание первого школьно-молитвенного дома представляло собой обычный жилой дом, который не имел дополнительного освещения, вентиляции, плохо отапливался и со временем стал тесным. В 1888 г. в селе был возведен новый, более просторный школьно-молитвенный дом и жилой дом для кюстера-шульмейстера.

К началу ХХ в. в селе была открыта земская школа. Обязанность выделить помещение для земской школы также была возложена на общество колонии. Занятия в земской школе, как и в церковной, проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Распределение учебного материала по годам было примерным. Обязательными предметами являлись Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя самостоятельно составляли учебные планы, выбирали дополнительные предметы и имели право распределять учебный материал по годам обучения. В годы советской власти церковно-приходская и земская школы были перепрофилированы в начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Большинство колонистов принадлежало к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Первые два года после создания церковная община Ней-Урбах не входила в состав ни одного из существовавших в то время лютеранских приходов, в силу своей удаленности от них. Прихожане периодически обслуживались пасторами из прихода Рейнгардт и пасторами, служившими в тех материнских колониях, из которых прибыли колонисты, – Северный Екатериненштадт, Южный Екатериненштадт и Рязановка. С 1862 г. община Ней-Урбах вошла в состав прихода Фрезенталь, утвержденный указом 14 октября 1862 г. К данному приходу кроме Ней-Урбаха относились еще три общины – Фрезенталь (ныне с. Новолиповка Советского района Саратовской обл.), Лилиенфельд (ныне не существует) и Ней-Боаро (ныне не существует).

Отдельного церковного здания в селе не существовало. Богослужения проводились в деревянном школьно-молитвенном доме, который был построен на средства общины и освящен 28 мая 1888 г. Он имел статус филиального. В молитвенном доме имелся вместительный зал для проведения богослужений, который одновременно служил классной комнатой и был оснащен небольшой библиотекой, а также комната для кюстера-шульмейстера или пастора. Богослужения в школьно-молитвенном доме в одно из воскресений месяца совершал приходской священник. Остальное время неотложные требы выполнял кюстер-шульмейстер. В молитвенном доме прихожане проводили не только обучение детей, богослужения и иные религиозные собрания, в том числе молитвенные часы или бракосочетания, но и сельские сходы для решения важнейших вопросов.

27 долгих лет служил в общине Ней-Урбах пастор Фридрих Эрнст Гейнрихсен, родившийся в 1859 г. в пригороде Риги и приступивший к служению в общинах прихода в 28 лет. После Гейнрихсена приход не имел других пасторов и обслуживался местными кюстерами, деятельность которых подвергалась ограничениям и преследованиям со стороны органов советской власти. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым молитвенный дом в Ней-Урбахе уже был закрыт, но в селе еще насчитывалось 145 верующих, проводивших нелегальные молитвенные собрания, из них 13 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). К концу 1930-х гг. молитвенные собрания оставшихся членов общины были полностью запрещены, и лишь небольшие группы прихожан по-прежнему собирались в своих жилых домах для проведения молитв.

Список пасторов прихода Фрезенталь, служивших в общине Ней-Урбах. 1862–1869 гг. – приход не имел пастора. 1869–1873 гг. – Исаак Теофил Келлер (Isaak Theophil Keller). 1875–1876 гг. – Самуэль Теофил Бонвеч (Samuel Theophil Bonwetsch). 1879–1881 гг. – Карл Теодор Вильгельм Блюм (Karl Theodor Wilhelm Blum). 1881–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1914 гг. – Фридрих Эрнст Гейнрихсен (Friedrich Ernst Heinrichsen).

Численность населения. В 1889 г. в Ней-Урбахе проживало 458 человек. По переписи населения 1897 г., здесь насчитывалось 560 человек, из них 554 немца. По состоянию на 1905 г., в селе проживало 782 человека, в 1910 г. – 901 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Ней-Урбахе проживало 782 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 27, а умер 81 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Ней-Урбахе проживало 609 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 99 домохозяйств (из них 96 немецких) с населением 533 человека (из них 258 мужчин и 275 женщин), в том числе 527 немцев (из них 256 мужчин и 271 женщина).

Село сегодня. Ныне с. Новоантоновка Советского района Саратовской области. В настоящее время Новоантоновка – небольшое село, не сохранившее практически никаких материальных свидетельств пребывания здесь немецких поселенцев. Если сегодня «немецкие следы» с трудом можно отыскать в некоторых селах, которые до революции 1917 г. и до депортации немцев в 1941 г. насчитывали 5–6 тыс. жителей, то что говорить о маленьком Урбахе, немецкое население которого в лучшие времена не превышало 1000 человек.

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 340. Л. 368; Ф. 637. Оп. 35. Д. 82–87; ГИАНП. Ф. 228. Оп. 1. Д. 1–2; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66.

Литература

Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII–ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Bonwetsch G. Geschichte der deutschen Kolonien an der Wolga. – Stuttgart, 1919; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Stumpp K. Verzeichnis der ev. Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос