DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

РАДЛОВ СЕРГЕЙ ЭРНЕСТОВИЧ

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

РАДЛОВ СЕРГЕЙ ЭРНЕСТОВИЧ (23[05].09[10].1892, Санкт-Петербург – 27.10.1957, Рига), советский театральный режиссер и педагог, драматург, теоретик и историк театра. Заслуженный артист РСФСР (1933), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939). Сын философа Э. Л. Радлова, брат художника Н. Э. Радлова.

Предки Радлова, протестантского вероисповедания, происходили из муниципалитета Гунорф недалеко от Лейпцига. Отец – Э.Л. Радлов – философ, историк философии, филолог и переводчик, сооснователь Санкт-Петербургского философского общества, директор Публичной библиотеки в Петрограде. Мать – Вера Александровна, урожденная Давыдова, – дочь адмирала А. А. Давыдова, приходилась двоюродной сестрой художнику М. А. Врубелю.

В 1916 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Всю свою сознательную жизнь отдал театру, хотя начинал как поэт, посещая различные поэтические объединения Серебряного века: «Цех поэтов», «Звучащая раковина», «Собрание эмоционалистов» М. А. Кузьмина и др.

С 1913 г. С. Э. Радлов читал лекции на Курсах по сценическому мастерству, организованных В. Э. Мейерхольдом, затем возглавляет их.

В 1914 г. женился на Анне Дмитриевне Дармолатовой (1891–1949), русской поэтессе и переводчице (родная сестра скульптора С.Д. Лебедевой).

В 1918–1919 гг. Радлов работал в Петроградском отделении Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса, а также в культурно-массовых организациях Петроградского военного округа и Балтийского флота. Участвовал в постановке массовых зрелищ в Петрограде. В 1919 г. работал в Театре Народного дома и в театре «Студия» (у Мейерхольда). В ноябре 1919 г. основал Театр художественного дивертисмента, переименованный в январе 1920 г. в Театр народной комедии, который возглавлял до его закрытия в январе 1922 г.

В 1922–1923 гг. Радлов – режиссер театра им. А. С. Пушкина, где ставил «Отелло», «Лизистрату» Аристофана, пьесу немецкого экспрессиониста Толлера «Эуген несчастный».

С 1922 по 1935 гг. преподавал в Институте сценических искусств. Его учениками были Н. К. Черкасов, Б. Н. Чирков, Б. А. Смирнов, В. Я. Чобур, Т. Я. Якобсон и др.

В 1931–1938 гг. Сергей Эрнестович был режиссером Мариинского театра, где поставил оперы «Дальний звон» Ф. Шрекера, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Воцек» А. Бергера, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Вильгельм Телль» Д. Россини, «Трубадур» и «Луиза Миллер» Дж. Верди, «Золото Рейна» Р. Вагнера. Режиссер заставлял актеров отрешиться от оперных штампов, работал с солистами, с хоровыми ансамблями, читал им лекции по истории театра. Радлов участвовал в постановке двух знаменитых балетов с Г. С. Улановой и К. М. Сергеевым: «Бахчисарайский фонтан» (1934) и «Ромео и Джульетта» (1938).

Два знаменитых московских спектакля – «Король Лир» в Еврейском театре и «Отелло» в Малом театре – тоже ставил С. Э. Радлов.

При постоянной работе в чужих театрах Радлов создал свой Молодой театр (1929–1935), преобразованный затем Театр-студию под руководством С. Э. Радлова» (1935–1942). (Никто из ленинградцев так театр не называл. Говорили: «Театр Радлова», «Театр в Пассаже», «лаборатория Шекспира».) Основную труппу составили выпускники института сценических искусств. Наиболее известные спектакли театра Радлова, на премьеры которых съезжались люди со всего Советского Союза, – «Отелло», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Привидения» Ибсена, «Идеальный муж» О. Уайльда.

В марте 1942 г. Театр-студию под руководством С. Радлова (с 1939 г. – Театр имени Ленсовета) эвакуировали из блокадного Ленинграда на Северный Кавказ, в Пятигорск. Первоначально планировалось – в Наманган (Узбекистан), но С. Радлов сумел переиграть маршрут, добился знакомого Пятигорска, где осенью 1940 г. театр давал гастроли. Вместе с Радловым была эвакуирована его жена. В конце апреля 1942 г. театр возобновил работу в Пятигорске, куда 9 августа 1942 г. вошли части Вермахта. Эвакуировать театр полностью местные власти не успели. С. Радлов и большая часть труппы остались в оккупированном городе. 

Штаб немецких войск всячески подчеркивал свое расположение к Радлову, снабдил его и его труппу привилегированными документами. Известно, что Радлова посетил ординарец фельдмаршала фон Клейста и передал приглашение отужинать в офицерском клубе, корзинку с различными деликатесами и спиртным, и огромный букет цветов для Анны Дмитриевны. Для немецких солдат театр играл помимо прочего пьесу «Эмилия Галотти» на русском языке, но с немецким пояснением перед каждым актом. Как выяснилось позже, упоминание о Радлове содержалось в телеграмме из Берлина (один из кузенов режиссера был начальником отдела в геббельсовском министерстве пропаганды и потому всегда получал информацию из первых рук).

Некоторое время артисты играли в Пятигорске, затем их отправили в Запорожье, где труппе дали название: «Петроградский театр под руководством Радлова». И здесь театр давал представления для местных жителей и немецких солдат. Постепенно расширялся немецкоязычный репертуар, вводились комические сценки и одноактные пьесы на немецком языке.

В сентябре 1943 г. актеров погрузили на ж/д и перебросили с Востока на Запад, в Германию. 29 сентября радловцев доставили в Берлин, где они поступили в распоряжение «Винеты» – одного из отделов министерства пропа­ганды Третьего Рейха. Здесь радловский театр числился как «Драматический ансамбль по обслуживанию лагерей восточных рабочих». В «Колумбусхаус» на Потсдамерплац театр давал спектакли для остарбайтеров. Кузену Радлова в министерстве пропаганды удалось добиться для труппы некоторых поблажек. В 1944 г., когда соединения власовской добровольческой армии были направлены на западный фронт, театр получил задание обслуживать войска во Франции. Позднее театр разбили на три группы, одну оставили в Германии, две другие весной 1944 г. перекинули во Францию, одну – в северную, другую (вместе с Радловым) в южную, в места дислокации батальонов Русской освободительной армии.

В августе 1944 г. был освобожден Париж, а вскоре и вся Франция. Несколько месяцев радловская труппа давала концерты и спектакли на юге Франции, в том числе и по соглашению с советской военной миссией. В освобожденной Франции труппа в очередной раз сменила название: «Ленинградский театр Ленсовета под руководством Сергея Радлова, Заслуженного деятеля искусств СССР». Ни французы, ни англичане, ни американцы не обвиняли труппу в добровольном сотрудничестве с немцами. Сергею Радлову поступали предложения заняться режиссурой в Англии или в США.

Радловы, однако, отказались от всех предложений и отправились в Париж по приглашению советского посла А. Е. Богомолова, который уверял, что «отечество простит вам неполитическое сотрудничество с врагом».

23 февраля 1945 г. Сергей и Анна Радловы отправились в Москву на переговоры о театре, который возглавит Сергей Эрнестович, но были арестованы. 17 ноября 1945 г. Радловы были осуждены Военной коллегией Верховного суда РСФСР по ст. 58-1 п. «а» УК РСФСР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей; С. Радлов – с конфискацией имущества, лишением звания Заслуженный деятель искусств РСФСР и Ордена Трудового Красного знамени.

31 января 1946 г. Радловых по этапу доставили в лагерь на станции Переборы близ г. Щербаков (Рыбинск). Здесь он выступил режиссером Театрального ансамбля культурно-воспитательного отдела МВД «Волгостроя», ставил спектакли и концерты для самодеятельности вольнонаемных. В 1951 г. лагерный театр расформировали, Радлова перевели на мехзавод по писчей части, но за ним сохранились занятия самодеятельностью.

Радлов был освобожден в 1953 г., но без реабилитации и права проживания в Москве и Ленинграде. Работал очередным режиссером в Даугавпилсском русском драматическом театре, поставил драму Ярослава Галана «Любовь на рассвете» (1953), комедию Карло Гольдони «Брак по дружбе» и «Гамлета» (1954). Через год перешел также режиссером в Рижский театр русской драмы, где продолжил «шекспириану» – поставил «Короля Лира» (1954), «Макбет» (1957), в рижском Театре юного зрителя в 1955 – «Ромео и Джульетту» (совместно с П. Хомским, будущим главным режиссером Московского театра им. Моссовета). Поставил также ряд произведений классического репертуара («Ночь ошибок» Голдсмита, «Привидения» Ибсена, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема и несколько пьес советских авторов).

В 1957 г. был реабилитирован. Скончался в 1958 году, похоронен на кладбище Райниса в Риге.

Источники

Автор: Королева И.А.

Задать вопрос