МЕЙЕРХОЛЬД ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд; 09.02.1874, Пенза – 02.02.1940) – русский и советский театральный режиссер, актер и педагог, реформатор театра, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актерской системы, получившей название «биомеханика».
Был восьмым ребенком в многодетной лютеранской семье. Отец – Эмилий Федорович Мейергольд – винозаводчик, выходец из старинного рода немецкого происхождения Мейерхольд фон Риттерхольм. Мать – балтийская немка Альвина Даниловна, урожденная Неезе, часто устраивала дома театрализованные музыкальные вечера, в которых участвовали и дети, что, вероятно, повлияло на возникновение интереса к театру у будущего режиссера.
Юный Карл Мейерхольд не обременял себя изучением наук, поэтому его три года подряд оставляли учиться в одном и том же классе гимназии. В это же время, благодаря матери, юноша стал участником Пензенского кружка любителей театрального искусства, где получил свою первую значительную роль – играл Репетилова в спектакле «Горе от ума». В 18 лет поставил свой первый спектакль, премьера которого совпала с днем смерти его отца.
После окончания мужской гимназии в 1895 г. Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета. В 21 год юноша проявил свой бунтарский характер: принял православие, поменял свое имя на Всеволода – в честь любимого с детства писателя Всеволода Михайловича Гаршина, и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко (теперь ГИТИС), получил русский паспорт, отказался от прусского подданства и обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт.
Толчком к таким кардинальным переменам, как считают биографы режиссера, стала постановка Константина Станиславского «Отелло», который Мейерхольд понял, что театр – его призвание. По окончании училища Мейерхольд поступил на службу в только что сформированный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Художественный общедоступный театр. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. Среди них – роль Треплева из «Чайки», Тузенбаха из «Трех сестер», Иоанна из «Смерти Иоанна Грозного». Он первым на русской сцене сыграл Василия Шуйского из «Царя Федора Иоанновича».
В 1902 г. после ряда разногласий с Немировичем-Данченко Мейерхольд покинул Художественный театр. Совместно с актером Александром Кошеверовым он опубликовал открытое письмо в газете, в котором объяснялась причина ухода – желание реализовать свою собственную творческую программу. Далее Мейерхольд пытался создать театр в провинции – «Товарищество новой драмы» в Херсоне, где на первых порах он частично копировал репертуар московского театра: ставил пьесы А. Чехова, Г. Гауптмана, М. Горького и А. Толстого. За три года было создано порядка 200 спектаклей. Театр много гастролировал.
Именно в этот период в мейерхольдовских постановках зародился неповторимый «почерк» – ставились акценты не на психологизме душевных переживаний (как у Станиславского), а на внешней выразительности и пластике. Мейерхольд считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли».
В 1905 г. режиссер К. С. Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию и предложил Мейерхольду подготовить несколько постановок, однако после генеральных репетиций спектакли не выпустил и экспериментальную студию закрыл. Позже Станиславский написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».
Новым этапом творческих исканий Мейерхольда было сотрудничество с петербургской актрисой В.Ф. Комиссаржевской. Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». Мейерхольд стал главным режиссером ее Драматического театра на Офицерской улице и поставил там 13 спектаклей, воплотив некоторые свои идеи по созданию зрелищного театра. Для актеров он проводил «субботы» – встречи с авангардными писателями и художниками. На одной из встреч решено было поставить «Балаганчик» по драматическому произведению Александра Блока. О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. «Балаганчик» стал театральной сенсацией Петербурга и первой постановкой так называемого российского «театра условности», идущего от текста, а не от действия. Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы (Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева) не принесли успеха театру на Офицерской, публика все реже стала посещать студию. Комиссаржевская вынуждена была уволить Мейерхольда.
И все же «Балаганчик» Мейерхольда вызвал большой резонанс как в зрительских кругах, так и среди критиков Петербурга и в 1907 г. автора постановки пригласили сначала в Мариинский, а затем в Александринский театр освежить закоренелое ритуальное однообразие и академизм этих театров. Режиссер с энтузиазмом проработал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с актерами. В экспериментальном духе Мейерхольд поставил 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая «Маскарад» по М.Ю. Лермонтову на сцене Александринского театра. Спектакль, который готовился шесть лет, на который были потрачены небывалые для тех времен средства, вышел в дни февральской революции 1917 г.
Режиссеру, жаждущему экспериментировать, эпоха перемен, пришедшая с Октябрьской революцией, пришлась по душе. Сразу после переворота он с Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и Натаном Альтманом приехал в Смольный и предложили новым властям сотрудничество. Мейерхольд вступил в ряды РКП(б), с 1918 г. стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок – преподавал режиссуру и сценоведение, к годовщине революции поставил первый гротесковый советский спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому, оформленный художником-авангардистом К. Малевичем.
Ведя курсы мастерства, для создания актеров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего – должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве, быть сродни цирковому – мобильным, физически сильным и способным быстро выполнять любую задачу на сцене («биомеханика»).
В 1919–1920 гг., гастролируя по Крыму и Кавказу, Мейерхольд был арестован белогвардейцами, полгода провел в новороссийской тюрьме, но позже сумел выехать в Москву.
Осенью 1920 г. по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского Мейерхольд возглавил театральный отдел Наркомпросса, вел борьбу с академическими театрами и официально объявил новый курс искусства – «Театральный Октябрь». По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссера от должности. Спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда – «Театр РСФСР-1» (с 1923 г. – Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТиМ), а в 1926 г. получил статус государственного – ГосТим). На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссер поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей.
Каждый спектакль Мейерхольд ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, заново сочинял сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени.
С 1921 г. Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актеров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов. Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра – Александром Таировым.
В 1924 г. Мейерхольд женился на молодой актрисе Зинаиде Райх (бывшая жена Сергея Есенина) и усыновил ее детей от первого брака. Приход Зинаиды Райх в ТиМ привнес свои коррективы в жизнь театра. Мейерхольд уволил актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли, уволился Эраст Гарин, а после того как режиссер распределил роль Гамлета своей жене, а Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии, тоже был уволен.
Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. В 1928 г. ГосТиМ едва не закрыли из-за того, что Мейерхольд с Райх задержались на несколько дней во Франции, куда ездили для лечения и ведения переговоров о предстоящих гастролях. Незадолго до этого из зарубежных гастролей в СССР не вернулись Михаил Чехов и Алексей Грановский. Власти предположили, что Мейерхольд поступит также.
В 1934 г. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину – он счел его слишком буржуазным, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве. Началась травля Мейерхольда и его супруги.
В 1937 г. Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь», премьеру которой собирался приурочить его к 20-летию Октябрьской революции. Показ состоялся в ноябре 1937 г. Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене, обычный зритель так и не увидел постановку. В январе 1938 г. театр Мейерхольда закрыли.
Только К.С. Станиславский не побоялся помочь опальному режиссеру добился, чтобы Мейерхольда приняли к нему в театр. После смерти Станиславского в августе 1938 г. Мейерхольд возглавил Московский академический музыкальный театр, окончил постановку оперы «Риголетто», начал репетировать оперу «Игрок» и балет «Стальной скок», но этим спектаклям не суждено было встретиться со зрителями.
Последним проектом Всеволода Эмильевича стала подготовка выступления студентов на ленинградском параде физкультурников в мае-июне 1939 г. Это был несомненный успех, коллеги поздравляли Мейерхольда с «возвращением», но в ночь с 19 на 20 июня 1939 г. Мейерхольд был арестован в Ленинграде. В его московской квартире был произведен обыск, а через несколько дней Зинаида Райх была жестоко убита в собственной постели. Убийц впоследствии так и не нашли.
В обвинительном приговоре значилось: «В 1934–1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».
Несколько месяцев Мейерхольд содержался в Лубянской тюрьме. После допросов и пыток он подписал все обвинения против себя и нескольких деятелей культуры, на которых ему указали, но перед смертью от своих показаний отказался. 2 февраля 1940 г. был расстрелян в одном из казематов на Лубянке по обвинению в контрреволюционной деятельности. Из тюрьмы Мейерхольд написал письмо Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотову, где рассказал об унижениях и избиениях.
Его приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 г. в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 г. и прочерк вместо причины.
В 1955 г. Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Год спустя внучка режиссера Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник супругам. В 1980-е гг. родственникам режиссера разрешили доступ к его делу, стало известно, что прах Мейерхольда захоронен в «Общей могиле № 1» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. В 1999 г. в Пензе открыт памятник В.Э. Мейерхольду, приуроченный к 125-летию со дня его рождения.
Ученик Мейерхольда С.М. Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека».
Всеволод Мейерхольд – биография и личная жизнь режиссера // БИОГРАФ https://biographe.ru/znamenitosti/vsevolod-mejerkhold/
Мейерхольд Всеволод Эмильевич – биография актера, личная жизнь, спектакли и фото. Артист театра и кино // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/persons/8760/vsevolod-meierkhold
Судаков И. Воспоминание будущего. Чем удивил мир Всеволод Мейерхольд и почему его творческий метод до сих пор остается загадкой // LENTA.RU https://lenta.ru/articles/2021/11/14/mayerhold/
Отточенные движения против душевных переживаний: авангардист Всеволод Мейерхольд, не вписавшийся в советскую идеологию // КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ https://kulturologia.ru/blogs/240517/34663/