ОДЕЖДА – составная часть костюма российских немцев, в который помимо одежды входит обувь, головные уборы, аксессуары и украшения.
Первое столетие после переселения в Россию одежда сохраняла многие национальные черты, так называемую манеру одеваться, приспосабливаясь под климатические и географические условия и новые социально-экономические реалии. Среди различных групп российских немцев длительное время национальные черты в одежде наблюдались у немцев Петербурга, Кавказа, Крыма, Поволжья и разных групп менонитов. В сельской местности национальные черты в одежде сохранялись дольше, в городах же одежда российских немцев приняла общегородской вид к середине XIX века.
Ни в одной из этнических групп (в т. ч. немцев Поволжья) даже в праздничном костюме не было воссоздано то многообразие, которое было присуще отдельным местностям Германии: Пфальца, Гессена, Шлезвиг-Гольштейна, Бадена, Вюртемберга, Вестфалии, Нижней Саксонии, Баварии, а также Франции, Голландии, Швейцарии. Национальный костюм нивелировался, соединив в себе функционально составные части разных костюмов.
Мужской костюм – это рубаха, брюки, жилет, галстук, сюртук, шляпа, башмаки или сапоги. Широкая белая рубаха европейского покроя с длинными рукавами на манжетах, со сборкой у оката и запястья, с отложным воротником на завязках и неглубоким вертикальным разрезом на груди, заправлялась в брюки, а в начале ХХ в. носилась навыпуск свободно, как блуза («Kittel»). В прохладную погоду под верхнюю рубаху надевалась нижняя, льняная рубаха прямого покроя без ворота. В 1820–1830-е гг. в мужской одежде повсеместно появились однотонные рубахи темных расцветок, чему способствовало развитие ткацкого производства. Верхние брюки существовали в двух вариантах. В конце XVIII – начале XIX вв. в Петербурге и Москве еще встречались короткие штаны до колен («Kniehose»), к ним добавлялись белые или темные чулки и кожаные башмаки. С 1820–1830 гг. брюки («Hose») у крестьян имели широкие длинные штанины; заправленные в высокие сапоги, они слегка нависали над голенищем.
Поверх рубахи «полагался» короткий жилет («Weste»), однобортный или двубортный, с металлическими, деревянными, реже костяными пуговицами, который первоначально назывался «Brustche» (диалект), в память о жилете Средневековья с застежкой под плечом. На новой родине он исполнял роль поддевки под верхнюю рубаху, затем его стали надевать поверх рубахи. В прохладную погоду надевалась плотно облегающая куртка («Rock») или утепленная безрукавка («Wams» – диалект).
В торжественных случаях до середины XIX в. поверх рубахи и жилета носили сюртук с плотно прилегающей верхней частью и длинными развевающимися полами («Faltenrock» – диалект). Завершали костюм галстук из хлопчатобумажного платка, сложенного пополам («Halstuch»), и фетровая шляпа с мягкими полями; в более ранний период – цилиндр («Zilindr» – диалект). В 1830–1840-х гг. куртку «Rock» сменил сшитый «на руках» крестьянский пиджак «Bauernpidschak (от рус. «пиджак»). Для визитов, в церковь или в праздники сверху надевался длинный нанковый, трековый или из сукна домашнего производства, русского покроя «Kaftan» (кафтан).
Одежда для полевых работ шилась из грубого домотканого полотна и состояла из прямого покроя штанов («Hose») и свободной широкой блузы («Kittel»). В начале XIX в. в колониях Екатериненштадской и Панинской волостей Самарской губернии его дополняла соломенная шляпа, которую переняли и русские крестьяне. В других случаях вместо шляп надевали фуражки и картузы («Kartus – диалект). Обувью служили самодельные кожаные «поршни», известные с археологических времен, шлеры на деревянной подошве с кожаным верхом, башмаки, сапоги. Летом ходили босиком.
Суровые холода заставили крестьян-переселенцев из Европы отказаться от легких пальто («Paleto» – диалект). Появились нагольные и крытые сукном длинные тулупы («Tulup» – диалект) и короткие «Pelze» (диалект). К ним полагались суконные на вате или валяные шапки («Kappe») в виде колпака с небольшим отворотом, т. н. «русские шапки», затем шапки-ушанки («Fliegelkappe»), меховые шапки с отворотами («Schafpelzekappe»), рукавицы, шарфы. Состоятельные немцы носили шапки из белого меха («Weissepuddelkapp» – диалект).
К концу XIX в. полушубки «Pelze» стали «Faltenpelze» (диалект), отрезные, с большим количеством сборок, с тесьмой вдоль прорезных карманов, застежек, обшлагов. С 1880-х годов в костюме появились валенки: короткие «Fillschu» (диалект) и высокие «Fillstiefel». Домашней обувью «Hausschue» (диалект) служили туфли, связанные из шерсти.
В 1850-1870-е гг. производство дешевых ситцев, клетчатой и полосатой сарпинки разнообразило рубахи молодых немцев русскими косоворотками, которые покупали на ярмарках. Грубую домотканину потеснило высококачественное сукно фабричного производства.
Крестьянский костюм на рубеже XIX–ХХ вв. не отличался от костюма городского рабочего или ремесленника, жилеты удлинились, кафтан стал называться «Karotzker Kaftan» (от слова «городской»). В костюм пришли толстовки, френчи, башлыки, манишки и т. п.
Женский костюм – это рубаха, жилет, юбка, чепец, передник, жакет, платье, башмаки, платок на плечах. Немецкие национальные традиции в женском крестьянском костюме проявляются особенно ярко в первые десятилетия после переселения колонистов в Россию. Белая полотняная рубаха «Hemd» по покрою ничем не отличалась от европейских. Она, по словам Якоба Дитца, «выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буфами…»
Как и в Германии, в гардеробе женщин было несколько юбок. В зависимости от погоды немка надевала 2–3 нижние юбки изо льна, конопли или шерсти и одну верхнюю из хлопчатобумажной ткани, атласа или шерсти. Предпочтение отдавалось однотонным тканям или в полоску. Характерная темно-синяя или черная домотканая юбка «Rock», в узкую белую и бордовую (красную) полоски, имела множество аналогов в гессенском, вюртембергском и др. костюмах Германии. Вопреки всем модным веяниям юбка просуществовала вплоть до конца 1930-х гг.
Передники шили из одного или двух прямых полотнищ, собранных складками по линии талии, для повседневной одежды из хлопчатобумажной ткани, праздничные – из батиста, атласа или кисеи с тканым рисунком. Лифчик-корсаж «Leibchen», «Mieder», «Brustche» (диалект) самого распространенного для поволжских немок покроя пришел из германских костюмов, сохранив при этом в неприкосновенности строго определенную конфигурацию полочек и спинки, но утратив длинные рукава. Концы платка «Schultertuch», который повязывали поверх плеч, у поволжских немок заправлялись под «Leibchen» и закреплялись на груди булавкой. Петербургские и крымские немки повязывали его крест-накрест поверх платья или жакета и завязывали на спине. Праздничные «Leibchen» более состоятельных немок шили из дорогой парчи, сукна, бархата и атласа. Фактура плотной ткани требовала изменений в покрое полочек, то есть замены асимметричной застежки на пуговицы шнуровкой. В отдельных вариантах костюма присутствовал нагрудник («Brusttuch»), подобный гессенским. Головные уборы – чепцы «Hauben» – так же, как и лифчик-корсаж, передавали немецкие национальные традиции. Наряду с чепцами из плотной ткани (парчи, атласа, бархата, сукна) повседневные чепцы изготавливались из коленкора, батиста, сатина, бязи. Они также были двух видов. Одни полностью закрывали всю поверхность головы, другие – только затылочную часть. Чепцы, сшитые из белого полотна, преобладали у поздних переселенцев-менонитов (1860-е гг.).
Вторая разновидность чепцов «Netzchen» (сеточка) изготавливалась из плотной ткани или из нескольких слоев ткани. Поверхность многослойного чепца простегивалась ромбами или квадратами. Сетка простежки воспроизводила средневековые сеточки для волос. В местах пересечения линий пришивались жемчужины («Flußkorallen») или блестящие дутые бусины («Perlen»). На голове «Netzchen» фиксировался при помощи лент или тесемок, которые завязывались под прической или подбородком. Сарептянки вплоть до 1941 г. носили чепцы покроя, принятого в Гернгуте.
Прическа колонисток представляла собой уложенные на затылке в пучок волосы, скрученные предварительно жгутом или заплетенные в косу.
Вышивка как элемент декора встречается редко. Обычно она представляет собой цветок или веточку, выполненную стебельчатым швом по краю передника, корсетки, чепца. Вышитые монограммы и незамысловатый рисунок встречаются на праздничных рубахах. Традиции вышивки, скорее всего, были утрачены в самом начале переселения немцев в Россию.
К концу 1890-х гг. рубаха переходит в разряд нижней одежды. Вместо нагрудного платка немецкие крестьянки носили разнообразные бусы: стеклянные граненые и дутые блестящие «Perlen», желтые «янтари», белые из речного жемчуга «Flußkorallen», из бисера «Pottern» (диалект). В ушах – серьги-колечки, со стеклянным камушком, в зависимости от достатка серебряные, редко – золотые. Нижние юбки шили из коленкора, бязи, ситца и других тонких хлопчатобумажных тканей. Юбка-долгожительница и юбки из фабричных тканей гармонично сочетались с разнообразными кофтами и жакетами «Koftche», «Hofta» (от рус. кофта). Начиная с конца 1860-х годов в гардеробе немок Поволжья появились, по словам П. Галлера, «короткие кофточки без талии» – прасны (от слова «праздничная», «праснакофт»). Уже в 1880-е годы мода на такие кофточки охватила все немецкие колонии без исключения. Черный цвет у российских немцев не считался траурным, видимо сказывалось влияние исторической родины, где простому люду запрещалось до начала XIX в. использовать яркие расцветки в одежде. В 1860-70-е годы, возможно и значительно раньше, девушкам к свадьбе было принято справлять платье черного цвета.
Верхняя демисезонная одежда состояла из коротких пальто на вате «Schabasch», «Geesch» (диалект), для состоятельных немок – короткие белые полушубки «Pelze», украшенные цветной тесьмой.
В конце XIХ в. женским головным убором у российских немцев стали косынки из набивного ситца («Halstuch», «Kopftuch»), платки и шали («Umhingschale» – накрывная шаль) в холодную погоду. Экономные немки украшали бахромой и цветочным орнаментом только один угол, открытый взору. В 1860–1890-е гг. соломенные шляпы самых разных фасонов для полевых работ фактически стали частью национального костюма поволжских немцев. В менонитских селах во время полевых работ для защиты от солнца надевали головной убор, похожий на монашеский.
Вязаные чулки в этот период стали многоцветными, ажурной вязки, с вышитым или вывязанным орнаментом, со вставками в паголенки – «Zwielstrieme» (диалект). Обувь колонисток в 1860–1890-х гг. состояла из невысоких кожаных башмаков, сшитых деревенским сапожником, или туфель. К началу 1890-х гг. носили сапожки на шнуровке – «Resinkaschu» (диалект), со вставкой из широкой резинки, туфли на «французском каблуке», вязаные чувяки, зимой – валенки.
В конце XIX в. в женский костюм поволжских немок сближается с городским. Немецкие традиции сохраняются в полосатой юбке, вязаных «старушечьих» чепцах, соломенных шляпах, по праздникам – в рубахе с лифчиком-корсажем «Leibchen».
Детская одежда
Первая одежда ребенка, включая крестильную, не имела половых различий и состояла из чепцов, платьиц, распашонок, рубашек. Чепцы шили из хлопчатобумажной ткани, для крещения – из батиста, вязали на вилке из шелковых и тонких х хлопчатобумажных нитей, украшали оборками из узких фабричных кружев. В начале XX в. нарядные распашонки из вышитой сетки-филе и кружев ручной работы надевали поверх рубашек и платьиц. С 2–3 лет одежда детей уже имела половые отличия. Девочкам надевали чепцы, капоры («Haubchen»), платьица, мальчикам – шапочки типа колпачка («Hut», «Mütze»), рубашку, штаны, комбинезоны с прорехой внутри, для воспитания опрятности надевали нагрудники «Brustlappe» (диалект), а в сумочку-кармашек клали носовой платок.
Вязанная крючком и на спицах одежда получила распространение у переселенцев еще в XIX веке. Девочкам вязали юбки, сарафаны, теплые шапки и чепцы, рукавицы, обувь. Мальчикам – брюки на помочах, кофты, варежки, обувь.
Одежда, обувь и головные уборы детей и подростков отличались от одежды взрослых зачастую только размерами. Наряд девочки-католички в день первого причастия состоял из белого платья, чулок, туфель и свадебного венка («Kranz») с фатой. В лютеранских селах у девочек было платье светлых тонов, у мальчиков – темный костюм или френч.
Одежда свадебная, см. Свадьба
Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Кон. XVIII – нач. XX в.). М., 2015. 160 С.
Арндт Е.А. Хозяйство и быт немцев Поволжья (XIX–XX вв.). Каталог. Саратов. 2021. 296 С.
Арндт Е.А. Одежда / Российские немцы. М.,2021. С. 379–404.
Арндт Е.А. Тайны и загадки костюмов поволжских немцев. Саратов.2022. 152 С.
Брун В., Тильке М. История костюма от древностей до Нового времени. М., 1996. 467 С.
Вердеревский Е.А. От Зауралья до Закавказья. М., 1857. 47 С.
Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров. Выпуск 8. 1817 г. М., 1988.
Воспоминания П.К. Галлера: Быт немцев-колонистов в 60-е гг. XIX столетия). Саратов, 1927. 61 С.
ГАСамО.Ф.558.Оп.2.Д. 302.Л.8.
.Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997. 495 С.
Лонзингер А.Ф. Материальная этнография немцев Поволжья. - Саратов. 2022. 248 С.
Народ зарубежной Европы. //Сборник в 2-х томах. – М., 1965.
Овсянников А.Н. Географические картины Поволжья. – СПб.,1871.
Пильняк Б.А. Немецкая история // Новый мир, № 9. 1928. с. 64 - 75.
Традиционные костюмы Германии XIII– IX веков. Иллюстрации Ф. Хоттенрота. М., 2013
Hessisches Tractenbuch von F. Justi. Marburg, 1905.
Kretschmer A. Deutsche Volkstrachten. Auf. Leipzig,1887‒1890
Soltkahn G. Trachten aus Schleswig-Holstein. Hamburg: Christians,1987.