ДИКГОФ (Dieckhoff) Генрих Генрихович (1833–1911), религиозный деятель, епископ Евангелическо-лютеранской церкви, основатель первой в России школы для слепых детей.

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ДИКГОФ (von Dieckhoff) Генрих Генрихович (16 ноября 1833, Полтава – 28 октября 1911, Москва), религиозный деятель, епископ Евангелическо-лютеранской церкви, основатель первой в России школы для слепых детей.

После окончания гимназии в 1852 г. Дикгоф поступил на богословский факультет Дерптского (Юрьевского) университета, который окончил в 1856 г., получив степень кандидата. В 1858 г. он был назначен пастором-адьюнктом при евангелическо-лютеранской церкви Свв. Петра и Павла в Москве, где с 1843 г. служил его отец Карл Генриз Вильгельм Дикгоф. После смерти отца в 1862 г. Дикгоф был утвержден в звании обер-пастора этого прихода. Он принимал деятельное участие в работе различных благотворительных учреждений Москвы, являясь членом Евангелического училища для бедных детей и сирот, Дамское попечительство о бедных женщинах и детях евангелического исповедания в Москве, Евангелического миссионерского общества в Москве, секции Евангелического Библейского общества, Кассы вдов и сирот городских проповедников, Окружного комитета вспомогательной кассы и т.д.

Дикгоф был также одним из учредителей основанного в 1860 г. Арнольдовского училища для глухонемых, а также первой в стране школы для слепых детей, открытой в 1882 г.

Он испытывал особое чувство к слепым инвалидам, справедливо полагая, что большинство из них наделено способностями, отчасти компенсирующими отсутствие зрения. Многие незрячие, с которыми общался евангелический пастор (по даннным Всероссийской переписи 1897, в Москве проживало около 1200 слепых и 900 глухонемых инвалидов), обладали прекрасным музыкальным слухом и голосом, повышенной тактильной чувствительностью, склонностью к интеллектуальной и творческой работе. Однако большинство из них, особенно представители бедных семей, не только не могли развить свои удивительные способности, но и просто прокормить себя. Лишь немногим удавалось найти работу в Москве, большинство же жило на попечении родных или просто нищенствовало. В ряде европейских стран уже с конца XVIII в. стали организовываться специальные школы для слепых детей, дающие им не только образование, но и профессию. Подобная мысль зародилась и у Дикгофа, знакомого с историей создания подобных учебных заведений в Западной Европе. В 1871 г. он совершил поездку в Германию и Австрию для ознакомления с опытом работы лучших учебно-воспитательных учреждений для слепых детей.

В 1872 г. по инициативе Дикгофа был организован Совет учредителей Общества помощи слепым детям в Москве, состоявший из известных и знатных представителей столичного общества: деятелей науки, культуры, искусства, медицины, финансовых и торговых учреждений. Совет разработал предварительный Устав будущего попечительного общества и учебно-воспитательного заведения для слепых детей, представив его в 1874 г. на утверждение министру внутренних дел. Устав был утвержден, но с тем условием, чтобы Совет в течение двух лет собрал 20 тыс. руб. на содержание школы и подыскал соответствующее помещение. Инициатива Дикгофа часто наталкивалась на непонимание и даже полное отрицание самой идеи помощи слепым. Многие московские чиновники, от которых зависела судьба школы, считали, что создание такого учебного заведения только повредит слепым детям, которые смогут ближе соприкоснуться с окружающим миром, и будет лучше оставить их «в первоначальном положении, хотя бы и в тягость самим себе и обществу». Московское общество в целом отрицательно восприняло затею пастора, и в результате Дикгофу удалось собрать только половину требуемой суммы. Лишь благодаря вмешательству московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова пастор получил отсрочку, чтобы собрать средства на открытие учебно-воспитательного заведения для слепых детей.

Это время Дикгоф вступил в переписку с правительственными учреждениями и лицами, непосредственно отвечающими за дела личного призрения в России; он добился даже приема у супруги наследника российского престола великой княгини Марии Федоровны. Для ознакомления широкой общественности Москвы с целями открываемого заведения, большим тиражом была выпущена специальная брошюра о слепых детях. Газеты «Московские Ведомости», «Московские Новости» и «Новости Дня» стали регулярно помещать репортажи о деятельности Распорядительного комитета и о сборах средств на школу.

К 1882 г. комитет под руководством Дикгофа смог арендовать для школы первый этаж дома на углу Соколовского (ныне Электрического) и Малого Тишинского переулков. Это помещение состояло из 11 комнат, в которых были размещены классы, спальни, мастерские и комнаты для учителей, воспитателей и прислуги. В январе 1883 г. учебно-воспитательное заведение для слепых детей в Москве было официально открыто, а несколько позже, оно было принято под покровительство императрицы Марии Федоровны. Девизом школы стала основная цель, зафиксированная в Уставе Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей: «Подготовка слепых к самостоятельной жизни в качестве полезных для себя и других тружеников, достаточно развитых в физическом, нравственном и умственном отношениях...».

В 1883 г. на общем собрании Общества был избран новый состав Распорядительного комитета, среди членов которого большинство составляли московские немцы: сам Дикгоф, обер-пастор, выбранный председателем Комитета; О.Ф. Бергман – казначей, И.О. Блок – секретарь; членами Комитета являлись также К.К. Шильдбах, В.И. Фирсанова, А.А. Адлер. Почетным председателем Распорядительного комитета был избран Московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков. В 1888 г. Московское попечительное общество было преобразовано в Московское общество призрения, воспитания и обучения слепых детей, председателем его Совета также был избран Дикгоф. Численность членов Общества к моменту преобразования составляла уже около 400 человек.

Если в 1882 г. в школе обучалось только 16 слепых детей, в 1891 г. – 56 детей (из них 35 мальчиков и 21 девочка), то в 1908 г. в школе насчитывалось уже 75 воспитанников. С момента основания и до 1908 г. школа выпустила болеее 80 человек, способных зарабатывать на жизнь личным трудом. K 1912 г. эта цифра составила уже 114 человек, из которых были устроены на работу 71 мужчина и 30 женщин. Часть выпускников работали музыкантами и певцами, другие были устроены в мастерской или типографии при самой школе.

Дикгоф лично настоял на приобретении собственного здания для школы, полностью отвечающего потребностям учащихся-инвалидов. Только к концу 1880-х гг. удалось собрать необходимые средства на покупку и оборудование нового здания школы. В 1888 г. школа уже располагалась в собственном доме на 2-й Мещанской улице (ныне улица Гиляровского, дом 6), на приобретение, капитальный ремонт и реконструкцию которого Общество израсходовало 84,5 тыс. руб. В этом двухэтажном доме свободно разместились не только учебные классы, спальни и мастерские, но и музыкальная комната, канцелярия, приемная врача и палаты для больных. С 1890-х гг. школа благодаря активной пропагандистской работе Дикгофа стала получать крупные финансовые пожертвования. Если в 1891 г. она располагала капиталом в 44,6 тыс. руб., недвижимым имуществом, оцененным в 110 тыс. руб., движимым и церковным имуществом на сумму 50 тыс., то к 1908 г. школа для слепых детей владела недвижимым имуществом на 150 тыс. и располагала капиталом в 250 тыс. руб.

В 1911 г. для школы было построено новое здание на 1-й Мещанской ул. (ныне Проспект Мира, дом 13). Сооружение нового здания и покупка земли обошлись Обществу в 320 тыс. руб., которые были получены благодаря пожертвованиям московских благотворителей.

По инициативе прихожан его церкви, Дикгоф был награжден орденами Св. Анны II степени и Св. Владимира II степени. По случаю 25-летия пасторского служения, в знак особого признания заслуг обер-пастора, прихожане церкви Свв. Петра и Павла подарили ему украшенный драгоценными камнями наперсный крест. В 1908 г. в связи с 50-летием пасторской деятельности, прихожанами было направлено в правительственные инстанции прошение о возведении Генриха Дикгофа в сан епископа Евангелическо-лютеранской церкви. Ходатайство было поддержано Московским генерал-губернатором С.К. Гершельманом, однако председатель Совета министров П.А. Столыпин в прошении отказал. Свой отказ он обосновывал тем, что аналогичного звания не было ни у одного из членов Московской евангелической консистории, у которой Дикгоф состоял в формальном подчинении. Взамен обер-пастору был пожалован орден Белого Орла, одна из высших наград в иерархии российских орденов. В 1910 г. в виде особого исключения Дикгоф был все-таки удостоен почетного звания епископа Евангелическо-лютеранской церкви.

Основанная Дикгофом школа для слепых детей ныне называется Московской школой-интернатом № 1 для слепых детей и находится на Ново-Алексеевской улице в специально построенном для нее здании.

Лит.: Dönninghaus, V., Die Deutschen in der Moskauer Gesellschaft. Symbiose und Konflikte (1494–1941). München 2002; Сизова, А., „Вы в душах зажгли наших свет…“. Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. М. 1998; Томан, И., Евангелическо-лютеранская церковь // Modus Vivendi International (Moсква) (1993), Nr. 7.

Архивы: Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ), ф. 16, оп. 207, д. 72; ф. 16, оп. 190, д. 199.

В. Дённингхаус (Люнебург)

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх