БЕРЕНС Евгений Андреевич (1876–1928), офицер русского и советского флота, начальник Морского генерального штаба, командующий Рабоче-Крестьянским Красным флотом.

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

БЕРЕНС Евгений Андреевич [30 октября (12 ноября) 1876, Тифлис – 7 апреля 1928, Москва], офицер русского и советского флота, начальник Морского генерального штаба (1917–1919), командующий Рабоче-Крестьянским Красным флотом, один разработчиков плана «Ледового похода» Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

Из дворян Московской губернии. Православного вероисповедания. Старший сын тифлисского прокурора Андрея Евгеньевича Беренса и его жены Марии Михайловны, урожденной Алихановой. Брат Беренса Михаила Андреевича.

По окончании Морского кадетского корпуса (1895) служил производителем гидрографических работ в отдельной съемке Белого моря с прикомандированием в 1897 г. на зимнее время к Главному гидрографическому управлению. В этой должности оставался до 1900 г.

Служил на Балтийском флоте, ходил в море на учебном судне «Верный» и броненосце береговой обороны «Не тронь меня!». В должности штурмана миноносца «Властный» в 1902 г. совершил переход в Тихоокеанскую эскадру. В последующем – старший штурман крейсера «Забияка» в Порт-Артуре, затем – крейсера «Варяг» (на этом посту сменил брата Михаила Беренса, переведенного на эскадренный броненосец «Севастополь»).

В 1904 г. окончил Штурманский офицерский класс.

В 1904–1905 гг. – участник русско-японской войны. 27 января 1904 г. в должности старшего штурманского офицера крейсера «Варяг» участвовал в бою у Чемульпо, прокладывая курс кораблям для маневра на узком фарватере. Был контужен, но остался в строю. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

По окончании войны возвратился на Балтийский флот. Преподавал в Морском корпусе, внес значительный вклад в воспитание поколения русских моряков. В 1906–1909 гг. служил на эскадренном броненосце «Цесаревич», входившем в состав Отдельного отряда судов, провел три кампании в Средиземном море. В декабре 1908 г., будучи старшим офицером «Цесаревича», проявил исключительную самоотверженность, помогая, наряду с экипажами других русских кораблей, пострадавшим от землетрясения жителям Мессины (о. Сицилия, Италия). Был награжден итальянским правительством специальной серебряной медалью.

В 1910 г. читал лекции в Николаевской академии Генерального штаба по военно-морскому искусству.Участвовал в составлении «Военной энциклопедии» (1911–1912).

С ноября 1910 г. – на военно-дипломатической службе. В 1910–1914 гг. – военно-морской агент (атташе) в Германии и Голландии, одновременно в 1914 г. назначен командиром строившегося в Германии легкого крейсера «Адмирал Невельской».

С началом Первой мировой войны отозван в Россию, работал в Морском Генеральном штабе. В 1915–1917 гг. – морской агент в Италии, обеспечивал тесные связи с командованием итальянского флота, союзного Антанте.

В 1916 г. произведен в капитаны 1-го ранга.

В 1917 г. после Февральской революции Временным правительством отозван в Россию (по другим сведениям, возвратился в Петроград по собственной инициативе), возглавил иностранный статистический отдел Морского генерального штаба (МГШ).

После Октябрьской революции добровольно перешел на сторону советской власти. На собрании личного состава МГШ в ноябре 1917 г. высказался за необходимость «работать на благо России», не соглашаясь с офицерами, призвавшими саботировать новую власть. Большинством голосов был избран начальником Морского Генерального штаба, занимал эту должность до апреля 1919 г., одновременно в апреле–августе 1918 г. – член Высшего военного совета. В условиях развала и революционных потрясений обеспечил сохранение органов военно-морского управления, руководство флотом и спасение кораблей.

18 февраля 1918 г. телеграфировал в Новороссийск начальнику береговой обороны Б. Жерве приказ об организации сопротивления наступающим немецким частям и о недопущении захвата российских судов «и, с другой стороны, стараться сохранить их до последней возможности». В результате Е.А. Беренс обосновал доклад Советскому правительству о необходимости уничтожения кораблей Черноморского флота в Новороссийске во избежание захвата их германскими войсками и принял все меры, чтобы директива В.И. Ленина о затоплении была выполнена.

Участвовал в разработке плана Ледового перехода Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. В результате от пленения были спасены 211 кораблей.

В апреле 1919 – феврале 1920 гг. Е.А. Беренс занимал должность командующего Морскими силами Советской Республики (Рабоче-Крестьянским Красным флотом), непосредственно руководил боевыми действиями на морях и внутренних водных системах. Когда в ходе Гражданской войны большинство морских портов было захвачено антибольшевицкими силами, Е.А. Беренс перенес операции флота вглубь страны. Он выделил из фронтов ряд флотилий, одновременно создав несколько новых речных и озерных флотилий, и подчинил их непосредственно командующему морскими силами. Эти флотилии (общее число доходило до 20) успешно поддерживали части Красной армии под Чистополем и Елабугой, на Волге, Ладоге, Онеге и на Каспии. В августе 1919 г. Е.А. Беренс вместе с работниками штаба на Волге оказывал практическую помощь командованию Волжской флотилии, участвовавшей в боях за Царицын.

Весной 1920 г. составил воззвание к русским морякам (особенно офицерам), сражавшимся против большевиков: «Обращаемся ко всем морякам, всякого звания, чина и положения, где бы они ни находились, за пределами Советской России, и в особенности к морякам Черноморского флота, с искренним и горячим призывом. Забыть рознь, произошедшую в последние годы, и соединиться с нами для спасения русского народа и его земли».

В 1920–1924 гг. состоял для особо важных поручений при Реввоенсовете Республики.

В 1920 г. – член советской делегации при заключении Тартуского мирного договора с Финляндией, участвовал в качестве военно-морского эксперта в работе советской делегации на Рижской (1921 г.), Генуэзской (1922 г.), Лозаннской (1922–1923 гг.) мирных конференциях; конференции по сокращению военно-морских вооружений в Риме (1924 г.), где выдвинул требование о возвращении Русской эскадры, уведенной в Бизерту в 1920 году.

С 1924 г. – военно-морской атташе СССР в Великобритании в звании флагмана (соответствует контр-адмиралу), с 1925 г. по совместительству военно-морской атташе во Франции. В конце 1924 г. прибыл на французскую военно-морскую базу Бизерта (Тунис) в составе советской технической комиссии для ведения переговоров относительно судьбы судов Русской эскадры (которой командовал его брат М.А. Беренс). Было принято решение возвращать эскадру в Севастополь, однако это оказалось технически невозможно из-за острой необходимости кораблей в ремонте. Вопросы о том, где и за чей счет ремонтировать суда перед походом в Советскую Россию, так и не были разрешены. Предполагаемая передача судов советской стороне не состоялась. Эскадра осталась в Бизерте, и, по официальной версии, ее корабли были разрезаны на металлолом.

В 1927 г. принимал участие в 4-й сессии комиссии Лиги наций по подготовке конференции по разоружению в Женеве.

С мая 1927 г. по апрель 1928 г. – для особо важных поручений при наркоме по военным и морским делам. Отозван с дипломатической работы из-за критического отношения к развитию военных контактов СССР с Германией.

Занимался научной и преподавательской работой. Переводил издания Германского морского архива «Война на Северном море», мемуары У. Черчилля и др.

Скончался после тяжелой болезни в военном госпитале в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1930-х гг. могила была уничтожена, но в 1989 г. восстановлена по инициативе крестницы Беренса Т.А. Громовой. Новое надгробие было открыто в торжественной обстановке в 2002 г.

Е.А. Беренс был женат на дочери действительного статского советника Вере Леонтьевне, урожденной Ивановой, детей не имел.

Сочинения

Записки по военно-морскому делу: Курс старших классов Императорской николаевской военной академии. СПб.: Типография-литография И. Трофимова, 1910. – 148 с.; Тирпиц А. Воспоминания / Пер. с нем. Е.А. Беренса // «Морской сборник». 1920. № 6– 9. Программа судостроения в Англии // «Морской сборник». 1925. № 11.; Высшее английское морское командование в мировой войне в оценке Черчилля // «Морской сборник». 1928. № 4 и № 5; Гроос. Война на море. 1914–1918 / Пер. с нем. Е.А. Беренса. Т. I. Петроград, 1921.

У. Черчилль. Мировой кризис / Пер. с англ. Е.А. Беренса. Т. 3. – М.; Л.: Государственное военное издательство, 1932.

Литература

Егорьев В. Е. [Е.А. Беренс. Некролог] / Морской сборник. 1928. № 4. С. 3– 7; Петраш B. Е.А. Беренс (К 90-летию со дня рождения) // Военно-исторический журнал. 1995. №11; Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки. 1918–1945 гг. М., 2012. С. 111–112.

Подняться вверх