DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА (Zentralschulen)

Рубрика: Культура, наука, образование, медицина

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА (Zentralschulen), учебные заведения (училище, школа) для подготовки учителей для сельских немецких школ и специалистов для волостных правлений со знанием русского языка. Предшественниками были окружные школы (Kreisschulen). Термин «центральное училище» появился во второй половине 1860-х гг.

Возникли по инициативе государства для внедрения русского языка в немецких колониях. Первыми были организованы училища в Поволжье, затем по их образцу учреждались училища на Юге России.

Идея создания специальных школ для обучения немецкого населения Поволжья русскому языку принадлежала и. о. саратовского губернатора Ф. Л. Переверзеву. После посещения колонии иностранных поселенцев в своем докладе он особо отметил незнание населением русского языка, законов России, стремление жителей избегать всяческих контактов с русским. Он предложил, вменить колонистам обучение детей русскому языку и не принимать в учителя кандидатов, не владеющих русским языком. Предложение поступило на рассмотрение министра внутренних дел, а затем в Комитет министров. Положение комитета от 7 ноября 1833 г., утвержденное императором Николаем I, предусматривало учреждение в саратовских колониях двух школ по 25 учеников в каждой. Обучение должно было продолжаться 6 лет.

30 августа 1834 г. торжественно были открыты Лесно-Карамышское училище и Екатериненштадтское училище. Для содержания училищ был введен специальный общественный сбор в размере 6,5 коп. с ревизской души в год. Через несколько лет для содержания обоих училищ был сформирован специальный капитал.

В 1858 г. оба училища объединили в Екатериненштадтское. Закрытию одного из училищ способствовала слабая материальная база обоих учебных заведений и несовершенство их в учебном отношении.

Возрастающие потребности в учителях заставили колонистов Саратовской губернии возбудить вопрос об открытии самостоятельного центрального училища. 5 августа 1866 г. было утверждено Положение о Лесно-Карамышском центральном русском училище.

Изначально училища предназначались лишь для подготовки учителей. Но устроить выпускников сразу по окончанию учебы на должность учителя было очень сложно из-за отсутствия вакансий. В то же время в окружных и сельских приказах не хватало писарей. Хотя училище не давало знаний и навыков делопроизводства, а выпускников необходимо было доучивать уже на новой должности, все же грамотных молодых людей, знающих государственный язык, предпочитали брать на работу в приказы. Все это заставило несколько изменить задачи центральных училищ. Уже 11 июня 1834 г. министр внутренних дел разрешил Саратовской конторе иностранных поселенцев использовать учеников в качестве писарей в сельских приказах.

В 1835 г. опыт Поволжья был применен на Юге России. 20 июня 1835 г. по указанию Екатеринославской конторы опекунства смотритель колоний 2-го округа Х. Г. Пелех направил Молочанскому меннонитскому окружному приказу предписание об открытии одной или, если население признает возможным, больше школ для обучения русскому языку. Школы должны были размещаться в крупном населенном пункте, в центре компактно расположенных колоний. Первыми были открыты меннонитские училища в Гальбштадте (Бердянский уезд, 1835), Хортице (Екатеринославский уезд, 1842).

Гальбштадтское училище было открыто с одним классом обучения, в 1869 г. программа была расширена до двух классов, в 1875 г. – до трех классов. В 1886 г. преподавание всех предметов, кроме немецкого языка и закона Божьего, переведено на русский язык. Здание построено из кирпича в 1846 г., строительство обошлось в 12000 р. В 1895 г. обучалось 78 мальчиков, работало 6 учителей. Среди учащихся преобладали меннониты (71), кроме того, обучались лютеране (4) и православные (3). В 1914 г. было 8 учителей и 93 учащихся. Бюджет составлял 14410 руб., заведение содержалось без участия казенных средств.

Первым учителем в Хортицком училище был Генрих Гезе, уроженец Пруссии, в Хортицкое училище перешел из школы в Орлово после размолвки с И. Корнисом. В 1911 г. в училище действовало 4 основных и 2 параллельных класса, было 7 учителей и 195 учащихся. Бюджет составлял более 23 тыс. руб.

Центральные училища предназначались для обучения мальчиков с 10–12 лет, однако в начальный период их существования были исключения для девочек. В 1866 г. в Гальбштадтском было 34 воспитанника, в том числе 2 девочки, в Хортицком училище – 16 мальчиков и 12 девочек. Как правило, на учебу поступали после окончания начальной школы, но принимали и без законченного начального курса. Обучение было платным, например, взнос в Гальбштадте в 1895 г. составлял 25 руб. за ученика в год. Обучение в Хортицом училище в 1914 г. стоило для членов общества для содержания училища 30 руб. в год, а для посторонних – 100 руб.

В этих двух училищах велась специальная подготовка учителей в педагогических классах. В 1878 г. в Гальбштадте был открыт педагогический класс с двухгодичным курсом обучения. При училище с 1879 г. работала образцовая начальная школа для прохождения педагогической практики. В Гальбштадте число ежегодно оканчивающих курс колебалось от 10 до 20 чел. В 1890 г. было открыто два педагогических класса в Хортице, с 1908 г. обучение в педклассе стало двухгодичным, в 1913 г. появился третий педагогический класс. В 1891 г. при Хортицком училище была учреждена центральная учительская библиотека. Учительская библиотека самого училища была включена в ее состав. На содержание библиотеки выделялось 300 руб. из процентов капитала училища. Заведующим библиотекой назначался заведующий училищем, он занимался комплектованием и выдачей книг.

В 1844 г. в Сарате (Аккерманский уезд Бессарабской губернии) было открыто Вернеровское (Сарато-Вернеровское) училище, а в 1846 г. – в Пришибе (Мелитопольский уезд Таврической губернии). Они были учреждены на частные капиталы. Деньги для Саратского училища завещали Х. Ф. Вернер и С. Х. Контениус. В 1889 г. оно было преобразовано в училище с двумя классами. В 1914 г. обучалось 144 человек. Для Пришибского училища капитал, дом и участок под школу пожертвовал землевладелец Ф. Фейн. Устав училища был утвержден 18 июля 1846 г., что считается официальной датой основания училища. Сюда принимали мальчиков из семей лютеран и католиков. При открытии программа предполагала одногодичное обучение, в 1871 г. программа была расширена до двух классов, в 1877 г. – до трех классов. В 1892 г. был открыт приготовительный класс. В 1914 г. обучалось 132 человек.

В числе первых возникло Гнаденфельдское училище (Бердянский уезд Таврической губернии), открытое меннонитами в 1857 г. как частное одноклассное, а с 1873 г. стало волостным, имело 2 класса. В 1876 г. преобразовано в трехклассное. Здание было построено в 1857 г. В 1914 г. было 4 учителя и 58 учащихся.

В 1860 г. была восстановлена после пожара 1847 года школа в Орлово (Бердянский уезд) и начала действовать уже как центральное училище. Это было единственное училище, которое имело двухэтажное здание. В следующие десятилетия открыты училища: в Грос-Либентале (Мариинское) (Одесский уезд, 1869); Грунау (Александроневское) (Мариупольский уезд, 1869); Нейзаце (Симферопольский уезд, 1876); Ней-Фреденталь (Одесский уезд, 1885, с 1907 г. в пос. Ландау); Орлове (Ней-Шензее) (Херсонский уезд, 1895); Цюрихтале (Феодосийский уезд, 1905), Нью-Йорке (Бахмутский уезд, 1905), Николайполе (Екатеринославский уезд, 1906), Карасане (Симферопольский уезд, 1906), Спате (Феодосийский уезд, 1906), Гофнунгстале (Тираспольский уезд, 1910); Шенфельде (Александровский уезд, 1910); Павловке (Екатеринославский уезд, 1912).

Попечительный комитет об иностранных поселенцах использовал положение и программу училища в Екатериненштадте при открытии в 1869 г. центральных училищ в лютеранских поселениях Грос-Либенталь Херсонской губернии и Грунау Екатеринославской губернии.

В 1885 г. действовало 14 центральных училищ, из них в Бессарабской губернии – 2, Екатеринославской – 2, Таврической – 5, Херсонской – 3, Самарской – 1, Саратовской – 1. В 1914 г. имелось 21 училище: в Бессарабской губернии – 1, Екатеринославской – 6, Таврической – 8, Херсонской губернии – 4, Самарской – 1, Саратовской – 1.

Училища меннонитов в Давлеканово (Белебеевский уезд Уфимской губернии) (1908), Ново-Омске (1911), Маргенау (1917) (оба в Омском уезде Акмолинской области) выполняли те же функции, что и центральные училища, но официально относились к другой категории учебных заведений, это были высшие начальные училища, действующие по положению от 25 июня 1912 г.

Программа обучения и объем часов, отводимых на изучение отдельных дисциплин, в центральных училищах изменялись. Они несколько отличались и по отдельным училищам. Так, по Уставу Пришибского училища ежедневно было 7 учебных часов (утренних и вечерних), на русский язык отводилось не менее 2 час. В 1885 г. программа первого класса Грос-Либентальского училища состояла из предметов: закон Божий (2 час.), русский язык (8 час.), немецкий язык (6 час.), арифметика (4 час.), география (2 час.), естествознание (2 час.), чистописание (2 час.), рисование (2 час.), пение (2 час.). Во втором классе уменьшалось число уроков по русскому и немецкому языкам на 2 час. каждого предмета, за счет этого вводилось преподавание истории (3 час.) и на 1 час. увеличивалось число уроков естествознания. Всего в неделю было 30 учебных часов. В начале ХХ в. в Гальбштадтском училище изучали закон Божий, немецкий и русский языки, математику (арифметика и геометрия), историю, естествознание, географию, физику, рисование, пение велось законоучителем бесплатно.

Несмотря на то что центральные училища готовили учителей для начальной школы, они не выдавали документов на право быть учителем. Чтобы стать учителем, выпускники сдавали специальные экзамены в государственных учебных заведениях. Формально центральные училища относились к типу начальных училищ и не давали среднего образования, хотя по уровню подготовки они не уступали городским шестиклассным училищам. Поэтому их выпускники не могли поступить в высшее учебное заведение, не получив дополнительное образование и соответствующий аттестат. Все же многие выпускники центральных школ в дальнейшем получали высшее образование. Например, в Нейзацком училище в течение 20 лет (с 1887 по 1907 г.) училось 420 чел., из них окончили полный курс 282 чел. Из числа последних 84 чел. работали учителями начальных школ, 20 чел. поступили в вузы, 36 чел. занялись хозяйственной деятельностью.

Первоначально все немецкие школы (начальные и центральные) находились в ведении Министерства внутренних дел. Ближайшее заведование принадлежало конторам опекунства иностранных поселенцев. С организацией Министерства государственных имуществ в 1837 г. колонистские школы перешли в новое подчинение, а в 1881 г. переданы в ведение Министерства народного просвещения (МНП).

На протяжении всего периода существования окружных и центральных училищ правовая база их деятельности не была разработана, хотя у отдельных училищ имелись собственные уставы и положения. При организации первых школ проявились различные подходы власти к представителям разных конфессий. Прослеживается очевидное стремление установить больший контроль над лютеранами и католиками, чем над меннонитами. Если для Екатериненштадтского, Лесно-Карамышского, Саратского и Пришибского училищ были разработаны уставы и определены условия их существования, то у меннонитских училищ никаких правовых документов не существовало. Видимо, здесь проявилось большее доверие правительства к меннонитам и их самоуправлению, чем к другим колонистам.

В 1895 г. МНП предприняло попытку ввести правила «Об устройстве начального образования в обществах поселян-собственников». Проект был представлен на обсуждение в Государственный совет министром просвещения И. Д. Деляновым 5 февраля 1895 г. После переработки документ снова был подан в Госсовет 29 ноября 1896 г. Новый вариант был весьма далек от своего первоначального содержания. На деле это означало, что МНП отказывалось от разработки особых положений для немецких школ и управление начальными школами должно происходить в соответствии с Уставом школ от 14 декабря 1828 г., а школами повышенного типа – по Положению о городских училищах от 25 мая 1874 г. Оба закона не соответствовали реально сложившейся ситуации в школах бывших колонистов. Права поселян, а они несли всю материальную заботу о школе и учителе, не учитывались. Поэтому противоречия между государством и обществом в этих вопросах не были разрешены.

В 1908 г. силами общественности были предприняты попытки разработать положение о центральных училищах. 18–19 июня в Шенвизе Екатеринославской губернии по инициативе учителей Хортицкого училища прошла конференция представителей попечительских и училищных советов всех центральных школ юга России. Участники конференции решили просить органы власти о расширении числа дисциплин, преподаваемых на немецком языке. Таким возможным дополнительным предметом было названо естествознание, а преподавание на педагогических курсах предлагалось вообще перевести на немецкий язык. Разработанное положение о центральных училищах было направлено в МНП для препровождения в Государственную Думу. По свидетельству Д. Эппа, участника этих событий, инициатива не получила поддержку, что стало очевидным уже в августе того же года.

Центральные училища учреждались как русскоязычные школы по подготовке немецких учителей со знанием русского языка. Однако изучение русского языка и переход к преподаванию на русском языке шли постепенно. В начальный период существования окружных школ русскому языку уделялось слабое внимание, само изучение языка не было обязательным для всех учеников. Так, в 1838 г. в трех школах Таврической губернии, предназначенных для подготовки учителей, писцов и бухгалтеров: Орловской, Гальбштадтской и Штейнбахской, обучалось 85 человек, из них только 10 человек были назначены для изучения русского языка. Вместе с тем, учреждением окружных школ было положено начало систематическому изучению русского языка в немецких колониях, хотя в первые годы их существования темпы подготовки учителей, уровень их знаний русского языка были слабыми. Плохое знание языка колонистами отмечалось еще в 1860-х гг. и даже позже.

Недовольство колонистов собственными центральными школами, стремление улучшить ситуацию проявилось в решениях съезда представителей всех южнорусских колоний, проходившего летом 1868 г. в Одессе. Делегаты предложили повсеместно устроить центральные училища. Участники подтвердили цели этих училищ: распространение русского языка среди колонистов и подготовка учителей, писарей и должностных лиц. Было предложено образовать 9 учебных колонистских округов, в их числе Молочанский меннонитский округ в составе 62 колоний с Гальбштадтским училищем во главе. Для учителей центральных училищ испрашивались права учителей уездных училищ МНП.

Однако желание колонистов использовать центральные училища для распространения русского языка еще не означало, что они готовы перевести все преподавание на русский язык. Этот переход произошел в центральных меннонитских училищах только в конце 1880-х гг. после передачи школ в ведение МНП. В Хортицком училище должность учителя русского языка была введена в 1871 г., но на русский язык преподавания перешли только в конце 1880-х гг. В Гальбштадтском училище это произошло в 1886 г., в Орловском – в 1888 г., в Гнаденфельдском – в 1887 г.

Ведущая роль центральных училищ в распространении грамотности населения на русском языке к концу XIX в. стала бесспорной, что подтверждают материалы обследования школ империи, проведенного Комитетом грамотности Вольного экономического общества в 1895 г.

По официальным данным МНП, в 1915 г. в 17 центральных училищах (в список включено и Хортицкое женское училище) числилось 85 учителей и 1926 учащихся. Только три училища: Лесно-Карамашское, Орловское и Мариинское (Херсонская губ.) получали дополнительные казенные средства (всего 13067 руб.). Все остальные содержались за счет местных средств (всего 142237 руб.). В годы Первой мировой войны многие немецкие школы были закрыты потому, что учителей увольняли из-за слабого знания русского языка. Ни один преподаватель центрального училища не был уволен по этой причине. Одной из форм недоверия к немецким учителям стало назначение на их место или в качестве дополнительной штатной единицы русских учителей. Если к декабрю 1914 г. в колонистских школах Одесского учебного округа было 22 русских учителя, к началу 1915/1916 уч. г. значилось 829 немецких учителей и 91 русских, то к 1 октября 1915 г. последних стало уже 111 чел. Увеличилось число русских учителей и в центральных училищах. Так, в начале войны в Гальбштадтском училище из 8 учителей трое были русскими. С осени 1915 г. в училище появилась новая должность – законоучителя православного исповедания, ее занял священник Ф. В. Русаневич. В этот период русские учителя появились в центральных училищах в Гофнунгстале, Николай-Поле, Нью-Йорке, Пришибе и других. Не затронули эти преобразования Орловское и Хортицкое училища. А Карасанское училище практически прекратило деятельность, так как из трех необходимых учителей в 1915 г. оставался лишь один И. И. Вильмсен.

В первые годы советской власти бывшие центральные училища стали базой для открытия педагогических техникумов и школ 2-й ступени.

 

Иллюстрации:

  1. Центральное училище в Екатериненштадте (совр. Маркс, Саратовская обл.)
  2. Орловское центральное училище. Бердянский уезд Таврической губерни. 1908. Из архива Р. Дик
  3. Карасанское центральное училище. Карасан (совр. Ровное, Красногвардейский р-н), Крым. Из архива И. В. Черказьяновой
  4. Учителя и ученики Карасанского центрального училища. 1910-е гг. Из архива И. И. Вильмсена
  5. Центральное училище в Гальбштадте (совр. Молочанск Запорожская обл.)
  6. Нейзацкое центральное училище. Нейзац (совр. Красногорье Белогорский район), Крым. Современный вид

Литература

  • Вашкау Н. Э. Школа в немецких колониях Поволжья 1764–1917 гг. Волгоград, 1998.
  • Диц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997.
  • Клаус А. А. Наши колонии. СПб., 1869.
  • Черказьянова И. В. Образование российских немцев. СПб., 2004.
  • Черказьянова И. В. Центральные немецкие училища Поволжья в 1833‒1917 годах (По материалам Национального архива Республики Татарстан) // Немцы Сибири: история и культура. Омск, 2006. С. 259‒266.
  • Черказьянова И. В. Государственная регламентация деятельности школ немецких колонистов в первой половине XIX века // Вестник Саратов. социал.-эконом. ун-та. № 3 (22). С. 148‒152.
  • Diehl P. Die Zentralschulen in den deutschen Kolonien Sűdrusslands. Odessa, 1872.
  • Epp D. Eine Zentralschullehrerkonferenz im Jahre 1908 // Heimatbuch. 1957.
  • Friesen P. M. Geschichte der Alt-Evangelischen Mennoniten Brűderschaft in Russland. Halbstadt, 1911.

Задать вопрос