DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

САРАТОВ, город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Саратов. Соборная площадь и Никольская улица с лютеранской церковью
Саратов. Открытка. Немецкая улица и католический храм
ОАО «Саратовмука», ул. Чернышевского, 80. Ранее – паровая мельница «Торгово-промышленного товарищества братьев Шмидт» (1900). Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Евангелическо-лютеранская церковь в г. Саратове (1879). Проект И.Э. Якобшталя. Архитектор Карл Тиден
Бывший особняк Бореля на ул. Армянской. Ныне – городской Дворец бракосочетаний. Фото Е. Мошкова. 2014 г.
Католический собор на Немецкой улице. Открытка начала ХХ в.
Паровая колбасная фабрика братьев Кизнеров и Глока из Каменки (1902). Фото Е. Мошкова. 2014 г.
Католический собор Св. Петра и Павла в Саратове. Фото Е. Мошкова. 2014 г.
Дом католического епископа в Саратове. Открытка начала ХХ в.
Католическая семинария на Малой Сергиевской улице в Саратове. Открытка начала ХХ в.

САРАТОВ, город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Местоположение города неоднократно менялось, на современном месте Саратов находится с 1674 г. Статус города Саратов получил в 1780 г., с 1781 г. – главный город Саратовского наместничества, с 1782 г. – центр губернии. С 1928 г. – столица Нижневолжского, в 1934–1936 гг. – Саратовского края, с 1936 г. – Саратовской области. Расположен на правом берегу реки Волги, город-порт.

Краткая история иностранных поселенцев в Саратове. Город Саратов был основан 12 июля 1590 г. князем О. Засекиным как крепость-форпост для охраны Волжского пути и восточных границ государства от набегов кочевников. С начала ХVIII в. утратил черты военной крепости и стал одним из торговых и ремесленных центров.

Первые иностранные колонисты – лютеране и католики – появились в Саратове в 1764 г., после Указа Екатерины II от 4 декабря 1762 г. и Манифеста от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах». В результате широкой пропаганды Манифеста и активной деятельности вызывателей в 1763–1769 гг. на территории современной Саратовской области было образовано 104 немецких колонии. 27 апреля 1766 г. в Саратове была открыта Контора опекунства иностранных колонистов.

Манифест 1763 г. предусматривал создание ремесленных слобод в городах. В Саратове в 1764 г. на горах, за Глебучевым оврагом, была основана Немецкая слобода. К ноябрю 1765 г. было построено 16 казарм для переселенцев. Длина типового барака составляла около 20 метров, каждая казарма была рассчитана минимум на две семьи. Если колонисты прибывали в Поволжье осенью, то они, как правило, зимовали в Саратове. В 1769 г. жителей Немецкой слободы в количестве 134 человека переселили за городскую черту (с 1820–1830 ул. Немецкая, ныне пешеходная улица – проспект Кирова). Население Саратовской Немецкой слободы пополнялось за счет ремесленников из саратовских колоний, «неспособных к хлебопашеству».

Путешественник и естествоиспытатель, академик Иоганн Петер Фальк писал: «Многие колонисты суть хорошие хозяева и живут богато, другие, принявшись за ремесло, также живут хорошо. В Саратове колонисты седельники, живописцы, резчики, золотых дел мастера, скульпторы, шляпники, ткачи, оружейники и пр.». Фальк также указывал, что в 1769 г. в Саратове в 16 казармах «жило 30 разорившихся семейств, кои в наказание за худое хозяйство принуждены были работать на кирпичных заводах».

В начале 1770-х гг. колонистами А. Вердье, Ж. Ру, И. Штенгелем и В. Форшпехтом началось разведение тутовых деревьев, и была открыта шелковая и чулочная фабрика. В августе 1774 г. фабрика и плантации тутовника были уничтожены отрядами Пугачева, разграбившими город и убившими несколько сот его жителей, в том числе более 50 немцев – служащих Конторы опекунства, аптекаря, лекаря, офицеров.

Со временем гармонично вписавшись в культурную и хозяйственную жизнь Саратова, немцы внесли в его развитие неоценимый вклад. Именно в Немецкой слободе появились первая в городе аптека, открытая Линдегрееном (1805, позже аптека Шмидта), первые лавки и магазины (1810), первая в России табачная фабрика К. Штафа (1820), первый клуб (1840), первое фотоателье Веркмейстера (1854), первые гостиницы и летний театр. Постепенно слобода превратилась в центральную и самую респектабельную часть города. Многие зажиточные саратовцы стали приобретать жилые дома и торговые заведения на Немецкой ул. В 1865 г. в городе начала работу первая мукомольная мельница И.И. Зейферта, купленная вскоре П. Шмидтом, в 1876 г. – мельница К. Рейнеке, в 1882 г. – мельница Э. Бореля. В 1888 г. был основан торговый дом «Братья Шмидт», в 1892 г. учрежден торговый дом «Э. Борель». В начале ХХ в. в Саратове хорошую репутацию имели макаронная фабрика Эйзеле, лесопильный завод Геринга, фабрика двигателей и чугунно-литейный завод Эрта. Современники отмечали значительное влияние немецкой культуры на население и облик города. В 1911 г. в Саратове было открыто Германское консульство, просуществовавшее до 1914 г. и закрытое с началом Первой мировой войны. С началом войны Немецкая ул. была переименована в ул. генерала Скобелева. С октября 1918 г. в Саратове находились руководящие органы Области немцев Поволжья, которые в мае 1919 г. из-за разногласий с губернским руководством переехали в Екатериненштадт. В сентябре 1941 г. все немецкое население Саратова – 11,3 тыс. чел. – было выселено в Сибирь и Казахстан.

Школа и обучение детей. В 1786 г. в Немецкой слободе была официально открыта церковная школа, которая стала первой школой в городе. Церковные хроники сохранили имя учителя этой школы – Маркграфа. В 1803 г. лютеранами было построено новое школьное здание. В 1805 г. отдельная католическая школа «за неимением на то дома была заведена в левом флигеле церковного здания». Учителями и кюстерами лютеранской школы работали К. Талер (1803–1805), И. Айххоф (1805–1828, 1830–1836). С 1821 г. в школе была введена должность помощника учителя, который одновременно выполнял обязанности кюстера, а старший учитель являлся и органистом. В 1839–1850 гг. старшим учителем в школе работал ее выпускник, историк поволжских немцев А. Клаус. Вспоминая свои школьные годы, Клаус указывал, что в школе «царили удары палкой по ладони и бесконечное заучивание наизусть». В 1852 г. в школе было введено преподавание русского языка. В этом же году в приходе была открыта вторая церковная школа, которая уже через несколько лет прекратила свое существование из-за недостатка средств.

11 февраля 1856 г. император Александр II разрешил создать в Саратове, ставшем центром католической епархии, временное училище-семинарию на 25 воспитанников. Торжественное открытие Духовной семинарии Тираспольской римско-католической епархии (одной из двух, действовавших на территории Российской империи) состоялось 1 сентября 1857 г. Семинария состояла из двух частей: предсеминария (малая семинария, семинария для мальчиков) и Духовная семинария. Ректорами семинарии в разное время были Ф. Цоттман, М. Глоснер, А. Боос, Р. Флек, И. Крушинский, И. Антонов, А. Фризон. В Духовной семинарии преподавались догматика, гомилетика, герменевтика, библейская экзегетика, введение в Библию, церковное право, церковная история, пастырское богословие, философия, латинская литература, история России, история литературы, стилистика; в предсеминарии – религия, латинский, русский, немецкий и французский языки, математика, всемирная история, физика, география, космография, каллиграфия, церковное пение, игра на музыкальных инструментах, хор. Занятия велись на немецком и русском языках, на латинском языке преподавались литургика и нравственное богословие.

Число студентов постоянно увеличивалось. В 1882 г. семинария была рассчитана на 43 бюджетных места: 25 в предсеминарии и 18 – в Духовной семинарии, еще 30 человек ежегодно могли обучаться за собственные средства. В 1888 г. в семинарии обучалось 120 человек. Два лучших выпускника ежегодно направлялись в Духовную академию в Санкт-Петербурге. За весь период существования семинарию закончили 244 будущих священника, только до 1882 г. – 68 человек, из них 49 немцев, 17 поляков и 2 грузина. Лица польской национальности могли поступать в семинарию при условии безукоризненного владения немецким языком и не более одного человека в год. При семинарии действовала благотворительная больница.

В 1866 г. благодаря помощи попечителей и меценатов – К. и И. Зейфертов и Ф. Штайна при евангелическо-лютеранском приходе было торжественно открыто Александро-Марьинское училище. Училище располагалось в новом здании на Армянской ул. Обучение было четырехлетним. В 1871 г. в училище обучался 121 ученик, из них 89 лютеран, остальные – католики и православные. Из-за финансовых трудностей в 1871 г. были закрыты классы для девочек, а в 1872 г. училище было передано Казанскому учебному округу и преобразовано в реальную школу при условии бесплатного обучения 12 немецких детей и сохранения уроков Закона Божьего для протестантов.

В церковной школе в 1872 г. обучалось 60 детей. В 1874 г. благодаря меценатам И. Зейферту и Ф. Штайну школа получила новое здание. В августе 1876 г. начала работу вторая высшая приходская школа, строительство которой на церковном дворе полностью финансировал Зейферт. «Зейфертская школа» предназначалась для обучения детей бедных и была двухклассной. Она просуществовала до 1882 г. В 1889 г. пастор Томсон открыл новую высшую церковную школу – Немецкую гимназию, учебное заведение 2-го разряда для мальчиков и девочек. В 1892 г. в этой школе обучалось более 120 человек. В 1891 г. было построено новое здание начальной церковной школы, которая со временем превратилась в «арменшуле» (школа для бедных). Кроме этих двух школ к приходу относилась еще и начальная школа в Покровской слободе, которую в первое десятилетие XX в. посещало около 130 детей. По состоянию на 1910 г., в этих трех школах обучалось около 1000 учеников.

Вероисповедание жителей и церкви. Большинство немцев Саратова принадлежали к евангелическо-лютеранскому и католическому исповеданию. В 1770 г. в городе были официально основаны две церковные общины – лютеранско-реформатская (3/4 населения Немецкой слободы) и католическая (1/4 населения Немецкой слободы). В начале ХХ в. лютеране составляли примерно 2/3 среди немецкого населения, католики – 1/3.

Евангелическо-лютеранский приход Саратов был официально образован 12 июля 1790 г. с центром в Саратове. В состав прихода входили общины в Саратове, Покровской слободе и Вольске. В состав римско-католического прихода Саратов, официально основанного в 1804 г., входили общины в Саратове и Покровской слободе. В начале ХХ в. к приходу относились отдельные католики в Николаевске и Новоузенске Самарской губернии.

В первое время для всех жителей Немецкой слободы Саратова проводились совместные богослужения без различия вероисповедания, в общем молитвенном доме, построенном в 1772 г. По воспоминаниям современников, когда в город из колоний приезжал лютеранский или католический священник, сторож собирал переселенцев всех исповеданий одновременно. У протестантов долгое время не было собственного пастора, поэтому безотлагательные требы для них проводил католический священник А. Фукс.

11 июня 1790 г. в Немецкой слободе при участии генерал-губернатора Нефедова был заложен фундамент первой деревянной церкви, строительство которой было завершено в 1793 г. под руководством губернского архитектора А. Трипера. Вследствие преобладания в слободе протестантов церковь была освящена 25 сентября 1793 г. как евангелическо-лютеранская кирха во имя Св. Марии, но, согласно церковной летописи, храм предназначался для проведения богослужений представителей различных конфессий: лютеран, реформатов и католиков, вплоть до строительства последними собственной церкви. По договору от 29 сентября 1804 г. с лютеранами, католики Немецкой слободы получили от церковного совета евангелической общины 75 руб. на сооружение собственного молитвенного дома, а церковь Св. Марии окончательно осталась за лютеранами. Церковь имела скамьи для 1000 молящихся. В 1814 г. к церкви была пристроена колокольня.

Важной вехой в истории поволжского и российского католицизма стало создание в Саратове с разрешения Александра I, полученного в 1802 г., резиденции религиозной миссии иезуитов. 31 католическая колония Поволжья была поделена на 10 миссий, возглавлявшихся иезуитами, прибывшими в Саратов 5 марта 1803 г. Во главе миссий находились супериоры Алоис Ландес (5 марта 1803 – 20 марта 1809) и Иоганн Мейер (20 марта 1809 – 20 сентября 1820). До издания указа о высылке иезуитов из Российской империи 20 сентября 1820 г. в Саратове побывало 33 члена Общества Иисуса.

В 1805 г. благодаря средствам, выделенным купцом Фелицианом Здзарским и его матерью, на участке земли, подаренном вдовой Каролиной Флорет (ныне проспект Кирова), католики смогли открыть школу и перестроить небольшой деревянный дом (14 х 9 м) в собственную церковь, которая стала самым высоким и красивым зданием слободы. Второй дом, подаренный Здзарским, служил местом проживания иезуитов и церковных служащих. Вокруг церкви был разбит сад. Иезуит Тадеуш Гаттовский из колонии Брабандер освятил церковь в 1805 г. во имя Св. Франциска Ксаверия. В 1827 г. при супериоре Путсковском на церкви была построена башенка в византийском стиле, а само здание обложено красным кирпичом, перестроено и расширено на средства прихожан.

Согласно булле папы Пия IV «Universalis ecclesiae cura» от 3 июля 1848 г., Саратов должен был стать резиденцией одного из двух епископов-суффраганов (викарных епископов) новой Херсонской (позже Тираспольской) епархии, основанной в 1848 г. В 1856 г. первый епископ Тираспольской епархии Ф.Г. Кан (1787–1864) «временно» избрал в качестве места своего проживания Саратов, но в результате Саратов оставался резиденцией епархии до 1918 г., став третьим духовным центром Римско-католической церкви России после Санкт-Петербурга и Москвы.

Название «Тираспольская» было решено сохранить за католической епархией в отличие от Саратовской православной епархии. 5 ноября 1856 г. в Саратове состоялось официальное открытие духовной консистории, к присяге были приведены ее члены, об открытии уведомлен Сенат. В 1857 г. на содержание епархии (жалование епископу и членам консистории, аренда помещений и пр.) из государственной казны было выделено 24 075 руб.

После создания Тираспольской епархии 3 марта 1856 г. католическая церковь города была официально преобразована в кафедральный собор; по высочайшему повелению императора в церкви было разрешено совершать ежедневные богослужения. В 1856 г. к собору был пристроен пресвитериум, где разместились кафедра и трон епископа, места для членов консистории и скамьи для 60 семинаристов. Общее число священнослужителей при кафедральном соборе составляло шесть человек. В соборе хранились мощи Св. мучеников Пациента и Конкордии, знаменитая картина Тициана «Богородица с младенцем и Св. Иоанном», иконы Св. Ксавериа, Св. Борджиа и Св. Лойолы. При церкви был разбит фруктовый сад.

Римско-католическая консистория в Саратове, в компетенцию которой входило управление епархией, ведение делопроизводства, проверка метрических и кассовых книг церквей, осуществление суда над духовенством и пр., арендовала здание у купца Ф.О. Шехтеля на ул. Сергиевской, 101. В 1867–1886 гг. консистория находилась в одном здании с Духовной семинарией (ул. Малая Сергиевская, 76; ныне Мичурина, 86). Для размещения членов консистории было необходимо 62 комнаты и значительные ассигнования, поэтому в 1872 г. на ул. Немецкой был дополнительно куплен дом за 24 тыс. руб.

В 1873–1880 гг. во всех католических приходах епархии проводились сборы добровольных пожертвований на строительство нового собора, т.к. старая церковь не соответствовала статусу кафедрального собора, вмещала не более 150 чел. и не имела больших и светлых окон. К 1880 г. было собрано 46 тыс. руб., казной выделено еще 54 тыс. руб. В 1878 г. старая церковь, прослужившая 73 года, была снесена. Строительство собора на том же месте, на ул. Немецкой (ныне кинотеатр «Пионер», пр-т Кирова, 11), велось в 1878–1881 гг. под руководством саратовского губернского инженера, надворного советника, архитектора М.Н. Грудистова (1850–1902). Первый проект постройки К. Невского в традициях западных церквей был изменен губернской администрацией, так как собор, согласно предложенному плану, имел шпиль, значительно превышавший по высоте купола всех православных церквей города. Собор был двуглавым, с острыми шатрами-шпилями, имел высокие стрельчатые окна и главные входы, украшенные окнами-полурозами.

Новый кафедральный собор был освящен 20 мая 1881 г. епископом Ф.К. фон Цоттманом (1826–1901) во имя папы римского Св. Климентия, покровителя Тираспольской епархии, принявшего на территории епархии, в Крыму, мученическую смерть. Внутренняя отделка собора поражала современников роскошью и красотой: позолоченный алтарь под балдахином, две величественные гипсовые статуи покровителей епархии Пия V и Св. Филомены, привезенные из Парижа; цветные витражи; богатый епископский трон; орган, изготовленный в 1896 г. в Варшаве мастером Потельским. Внутренние росписи были выполнены художниками А. Киреевым, Ишенковым и Жидковым, удостоенными после окончания работ специальной премии. В 1911 г. для внутреннего интерьера церкви в мастерской Ф. Штуфлессера (Южный Тироль) были изготовлены изящные дубовые скульптуры, позолоченная церковная кафедра, новые резные скамьи для верующих и дарохранительница.

Важной вехой в истории поволжского и российского лютеранства стало учреждение евангелическо-лютеранской консистории в Саратове по указу Верховного Сената от 25 октября 1819 г. К новому консисториальному округу относились 9 (позже 10) губерний России: Саратовская, Астраханская, Воронежская, Тамбовская, Рязанская, Пензенская, Симбирская, Казанская, Оренбургская. Округ охватывал территорию площадью в 1113 км2. В силу различных причин консистория смогла официально открыться только через два с лишним года после своего учреждения – 23 января 1822 г. Она располагалась в доме К. Эрта на ул. Константиновской (ныне ул. Советская, 10). Суперинтендентом консистории был назначен Игнатий Аурелий Фесслер, прошедший интереснейший путь от католического монаха-капуцина к лютеранскому епископу через православие, масонство и Гернгутское братство. Через 15 лет, в 1834 г., Саратовская консистория была упразднена.

15 июля 1877 г. на ул. Немецкой (ныне угол пр-та Кирова и ул. Радищева, на месте современного здания аграрного университета) был торжественно заложен фундамент новой каменной лютеранской церкви. Руководил строительством саратовский архитектор Карл Тиден, выбравший для строительства кирхи проект берлинского архитектора Иоганна Эдуарда Якобшталя (1839–1902). Профессор, тайный советник, ректор Технического Университета Берлин-Шарлоттенбург, член германской Академии искусств Якобшталь прославился своими изысканными архитектурными проектами. По его чертежам были построены вокзалы станций метро Александерплатц и Беллевю в Берлине, железнодорожные вокзалы в Кольмаре, Меце и Страсбурге (Франция), неоготическая башня церкви Святого Моритца в Миттенвальде (Германия) и др.

В июле 1873 г. Якобшталь подготовил проект строительства кирхи в поволжской немецкой колонии Цюрих, в сооружении которой принимал участие К. Тиден, решивший построить точную копию Цюрихской церкви для лютеранской общины в Саратове. В результате кирха имела те же архитектурные детали, что и церковь в Цюрихе: элегантный шпиль, украшенную орнаментом прямоугольную башню-колокольню с парными арочными окнами на четыре стороны света. Однако при строительстве церкви в план Якобшталя были внесены некоторые изменения, и саратовская кирха получила свой неповторимый облик. На крыше здания, над алтарной стеной было установлено семь треугольных зубцов, нижний ярус колокольни был выложен шириной в четыре кирпича. Здание имело кирпичный фундамент на известковом растворе. На хоры, располагавшиеся на втором этаже, вела чугунная лестница. Пол церкви был выстлан белым камнем. Саратовская кирха, построенная в смешении исторического и неороманского стилей, стала одним из лучших образцов европейского немецкого зодчества. Она была освящена пробстом К.Ф. Коссманом 5 мая 1879 г. К началу августа 1879 г. строительство кирхи было полностью завершено. На освящении церкви присутствовали губернатор Галкин-Врасский, все руководство города и пасторы многих поволжских колоний. Кирха, как и прежняя деревянная, могла вместить 1000 прихожан.

1 марта 1859 г. в лютеранском приходе была создана Вспомогательная касса для поддержки евангелических церквей России. В 1888 г. при церкви был основан Дом Милосердия, занимавшийся благотворительностью, принимавший активное участие в борьбе с эпидемиями, в оказании помощи неимущим. Когда в 1891 г. Саратовская губерния пострадала от неурожая, при церкви Св. Марии был организован комитет помощи голодающим и открыта бесплатная столовая на 500 человек без различия вероисповедания. В 1914 г. при церкви был создан комитет для оказания помощи лицам, пострадавшим во время войны, и открыты два отделения лазарета для раненых без различия вероисповедания. Особая роль в истории прихода принадлежала благотворителям и филантропам. На средства меценатов были построены пасторат в 1881 г., церковный дом по Армянской ул. (ныне ул. Волжская), заново отремонтированный в 1901–1903 гг. В 1914 г. Я.Я. Борель завещал на постройку новой церкви в Саратове 25 тыс. руб.

После установления власти большевиков резиденция католического епископа была конфискована под детский дом, закрыта Духовная семинария, а ее здание превращено в лазарет для раненых, выселены из своих квартир члены капитула, консистории, профессора и преподаватели семинарии. Епископ И. Кесслер и руководство епархии и семинарии 14(28) августа 1918 г. тайно бежали в Одессу.

Кардинальные изменения произошли и в жизни лютеранского прихода. Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», приход Св. Марии получил здание церкви во временное пользование, не имея права владеть им как собственностью. Был конфискован пасторат. Во время голода 1921 г. в Саратове было создано представительство правительственной организации США – «Американская администрация помощи» («American Relief Administration», ARA), организованной для крупномасштабного оказания помощи голодающим Поволжья.

В 1922 г. согласно постановлению ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» из церкви Св. Марии были изъяты ценности, которые прихожане собирали в течение 150 лет. 19 февраля 1925 г. было издано распоряжение административного отдела губернского исполкома, предписывавшее коллективу верующих сообщать все сведения о лицах, над которыми были совершены религиозные обряды. В 1930 г. община Св. Марии Саратова насчитывала всего 243 чел. (вместо 16 400 прихожан в 1905). В 1931 г. пастор Вагнер был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и сослан на 15 лет в Архангельск. В декабре 1934 г. был арестован и осужден пастор Эмиль Пфейфер. В 1935 г. евангелическо-лютеранская церковь Св. Марии была закрыта по решению Президиума Саратовского городского совета. С 1936 г. в здании бывшей лютеранской церкви находилось отделение Государственного банка, позже – филармония и детский кукольный театр. В начале 1970-х гг. церковь была разрушена, а на ее месте построено новое здание сельскохозяйственного института.

Печальная участь постигла и саратовских немцев-лютеран. С 1921 г. функции католического епископа тайно выполнял декан Августин Баумтрог (1883–1937). В 1930 г. Апостольский администратор, последний священнослужитель кафедрального собора А. Баумтрог был арестован по обвинению в шпионаже, в 1931 г. приговорен к расстрелу с заменой приговора на заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет и умер на Соловецких островах в марте 1937 г.

Аналогичная участь постигла и многих других священников, ранее служивших в Саратове. Священник и историк Готлиб Бератц, служивший в Саратове в 1909–1911 гг., в 1921 г. был обвинен в причастности к крестьянскому восстанию в колониях Марксштадтского уезда с центром в Мариентале. Священники Георг Байер, Рафаил Дитрих и Адам Деш были арестованы в 1931 г. по групповому делу немецкого католического духовенства и осуждены.

В 1935 г. кафедральный собор был закрыт решением Президиума Саратовского городского совета «по просьбе трудящихся». Богослужебная утварь, предметы религиозного культа, книги, деревянные и гипсовые скульптуры были переданы на хранение в областной музей краеведения, где находятся по настоящее время. В 1941 г. здание кафедрального собора было переоборудовано ленинградскими архитекторами О.Н. Помориной и М.В. Крестиным в кинотеатр, получивший название «Пионер». В 1966 г. здание вновь было перестроено по проекту саратовских архитекторов В.И. Скоробогатова и Г.А. Захаровой: снесена верхняя часть фасада, заложены кирпичом оконные проемы, сделано несколько пристроек.

Список пасторов прихода Саратов. 1773–1786 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1803–1816 гг. – Иоганн Готтфрид Германн (Johann Gottfried Herrmann). 1816–1820 гг. – Карл Лиммер (Karl Limmer). 1819–1832 гг. – Игнатий Аурелий Фесслер (Ignatius Aurelius Fessler). 1820–1822 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). 1823–1834 гг. – Иоганн Самуэль Губер (Johann Samuel Huber). 1835–1853 гг. – Иоганн Гросс (Johann Gross). 1855–1865 гг. – Константин Фердинанд Буцке (Konstantin Ferdinand Butzke). 1866–1888 гг. – Карл Фридрих Вильгельм Коссман (Karl Friedrich Wilhelm Kossman). 1883–1887 гг. – Густав Шомбург (Gustav Schomburg). 1888–1912 гг. – Густав Адольф Томсон (Gustav Adolf Thomson). 1901–1925 гг. – Либориус Герборд Бенинг (Liborius Herbord Behning). 1905–1906 гг. – Феликс Коулин (Felix Coulin). 1914–1918 гг. – Вольдемар Ланкау (Woldemar Lankau). 1915–1918 гг. – Эрхардт Торинус (Erchardt Torinus). 1916–1918 гг. – Артур Юлиус Клюк (Arthur Julius Kluck). 1918–1925 гг. – Эдуард Зайб (Eduard Seib). 1926–1931 гг. – Христфрид Мартин Вагнер (Christfried Martin Wagner). 1934 г. – Эмиль Пфейфер (Emil Pfeiffer).

Список некоторых католических священников прихода Саратов. 1790-е гг. – А. Фукс (A. Fuchs). 1803–1809 гг. – Алоис Ландес (Aloysius von Landes). 1809–1820 гг. – Иоганн Мейер (Johannes Meyer). 1820-е гг. – супериор Путсковский (Putskowsky). 1831(?)–1837 гг. – декан Карл Яцковский (Carl Jazkovsky). 1837–1855(?) гг. – декан Викентий Снарский (Vicenty Snarsky). 1851–? гг. – Антоний Барановский (Antony Baranovsky). 1879–1893 гг. – декан Рафаэль Флек (Raphael Fleck). 1893–1901 гг. – декан Георг Шембек (Georg Schembeck). 1897–1898 гг. – Михаил Берлис (Michael Berlis). 1898 г. – Франц Лоран (Franz Loran). 1898–1903 гг. – Георгий Байер (Georg Baier). 1899–1913 гг. – Ксаверий Климашевский (Xaverius Klimaschewski). 1901–1903 гг. – Эммануель Штанг (Emmanuel Stang). 1905 г. – Петер Дигрис (Peter Dygris). 1909–1911 гг. – Готлиб Бератц (Gotlieb Beratz). 1910–1912 гг. – Иосиф Лазовский (Joseph Lasowski). 1911–1912 гг. – Августин Баумтрог (Avgustin Baumtrog). 1914–1918 гг. – декан Владислав Потоцкий (Wladislaus Potocki). 1917–1920 гг. – Ксаверий Климашевский (Xaverius Klimaschewski). 1917–1921 гг. – Рафаил Дитрих (Raphael Dietrich). 1921–1931 гг. – Адам Деш (Adam Desch). 1926–1930 гг. – Августин Баумтрог (Avgustin Baumtrog).

Численность населения. В 1770 г. в Саратове проживало 137 иностранцев. В начале ХIХ в. число иностранных поселенцев Саратова увеличилось за счет притока колонистов из близлежащих колоний. Кроме того, после Отечественной войны 1812 г. часть военнопленных французов, итальянцев, баварцев и ганноверцев осталась в Саратове, поселилась в Немецкой слободе и приняла российское подданство. В конце ХIХ в. в Саратове насчитывалось более 12 тыс. немцев.

Евангелическо-лютеранский приход Саратова вошел в историю Евангелической церкви как один из самых многочисленных в России. В 1905 г. приход насчитывал 16 400 верующих, из них 12 500 человек в Саратове, 3500 – в Покровской слободе и 400 человек – в Вольске.

В 1850 г. в Саратове проживало более 2 тыс. католиков, в окрестных колониях – более 20 тыс. По состоянию на 1856 г., при кафедральном соборе Саратова насчитывалось 2026 прихожан. В конце ХIХ в. в Саратове проживало более 12 тысяч немцев. В начале ХХ в. католический приход Саратова по числу прихожан (8150 человек в 1919) входил в пятерку крупнейших городских католических приходов России после Одессы, Манглиса, Екатеринослава и Николаева.

Саратов сегодня. Количество немецкого населения в области неуклонно сокращается. Так, если, согласно данным переписи 1989 г., в области проживало 17 068 немцев (из них 1453 в Саратове), то по итогам переписи 2002 г., насчитывалось уже 12 093 немца, что составляло 70,8% от переписи 1989 г. По результатам переписи 2010 г., в области проживало всего 7579 немцев, что составляло всего 62,7% от переписи 2002 г. В 1990-е гг. в городе были созданы Землячество немцев Поволжья (1993) и национально-культурная автономия немцев Саратовской области (1997). В 1993–1996 гг. работал Немецкий Дом, объединявший все саратовские организации российских немцев.

Многочисленные немецкие здания в Саратове легко узнаваемы и заметны, сегодня они весьма гармонично вплетены в архитектуру города и придают ему особый колорит. К немецким памятникам архитектуры в Саратове относятся: Германское консульство (1913) на ул. Рабочей, 22; Консерватория (1912) на пр. Кирова, 1; Гостиница «Астория» (1917) на пр. Кирова, 34, ныне гостиница «Волга»; Паровые мельницы братьев Шмидт (малая 1865 и большая 1879) на берегу Волги; паровая мельница Рейнеке (1880) на берегу Волги; паровая мельница Бореля (1876) на берегу Волги, в которой в настоящее время находится швейная фабрика; паровой лесопильный завод Кенига (1896) на берегу Волги; мучные склады Рейнеке (1900-е) на ул. Горького, 2; мучные склады Шмидта (1890-е); колбасная фабрика Кизнера и Блока (1890-е) на ул. Челюскинцев, 58; жилой дом, контора и склад Р. Эрта (1900-е) на ул. Советской, 10; доходный дом магазина сарпинки (1890-е) на ул. Соборной, 15; особняк и контора Грюнгоф (1910-е) на ул. Шевченко, 26; жилые дома с элементами переселенческой архитектуры (ХIХ в.) на ул. Московской, 115, Яблочкова, 45, Советская, 46, Чернышевского 146, Чапаева, 67а, Большая Казачья, 8; усадьба Рейнеке (1900-е) на Алтынной горе; опытная сельскохозяйственная станция (1900-е) на ул. Тулайкова, 7; Тираспольская римско-католическая семинария на ул. Мичурина, 86; Католический собор Св. Климента (1880) на ул. Немецкой 11, ныне кинотеатр «Пионер».

Состояние и сохранность некоторых зданий оставляет желать лучшего. Например, еще до недавнего времени о бывшем кафедральном католическом соборе, верхняя часть фасада которого была снесена в 1966 г., напоминали резные готические орнаменты, сохранившиеся в верхней части стен кинотеатра. Сегодня и они скрыты под вывесками банка, кафе и магазинов, расположившихся в здании кинотеатра, который в последние годы был значительно перестроен. Хотя католическая община города неоднократно обращалась к властям с просьбой о возврате здания. Возрождение католического прихода в Саратове началось в конце 1980-х – начале 1990-х гг. 14 апреля 1992 г. Отделом юстиции Исполкома Саратовского Областного Совета народных депутатов было зарегистрировано римско-католическое объединение церкви Св. Климента.

Саратовские лютеране организованы в две самостоятельные религиозные организации – общину, относящуюся к Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛЦРДГ, «Deutsche Evangelisch-Lutherische Kirche in Russland und anderen Staaten», ELKRAS), и общину, представляющую другое направление лютеранства – Евангелическо-лютеранскую церковь Ингерманландии (Ингрии) в России (ЕЛЦИ). 

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Духовников Ф.В. Немцы, другие иностранцы и пришлые люди в Саратове // Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. – Саратов, 1893. – Вып 1; Дремова С.В. «…Населены под именем колонистов…» // Из истории культуры немцев Поволжья. – Сб. ст. – Саратов, 1993; Клаус А.А. Духовенство и школы в наших немецких колониях // Вестник Европы. – 1869. – № 5; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии в Саратове. – Саратов, 1995; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII в. – М., 1998; Полное собрание ученых путешествий по России. Т. VI. Записки академика Фалька. – СПб., 1824; Терехин С.О. Немецкая архитектура в саратовском Поволжье: опыт идентификации // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. – Вып. 1. – Саратов, 1993; Hieronymus. Jesuiten an der Wolga // Klemens. 9. Аpril 1903. № 28; Laske F. Geheimer Regierungsrath Professor Joh. E. Jacobsthal in Berlin // Centralblatt der Bauverwaltung. – 22. Jahrgang. – Nr. 3 (11. Januar 1902); Stumpp К. Verzeichnis der evangelischen Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. – Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978. – Evangelischer Teil; 150 лет со дня основания Саратовско-Тираспольской епархии. Саратов, 1998.

Источники

ГАСО. Ф. 852. Оп. 1. Д. 1–270; Ф. 637. Оп. 2. Д. 434, 1792, 2708, 2709, 2711, 3320, 3766; Ф. 1166. Оп 1. Д. 11,12, 14–16, 18, 27–29, 65–67, 72–74, 80–82, 91–93, 101–103, 114–116, 129–131, 155–157, 171–173, 194–196, 212–214, 233–235, 249–251, 264–266, 278–280, 302–304, 349–351, 374–376. 

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос