КЕРЕР Рудольф Рихардович (10.07.1923, Тбилиси – 29.10.2013 Берлин), пианист, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР (1983).
Из семьи потомственных музыкантов. До революции 1917 г. его дед и отец имели свою мастерскую по ремонту музыкальных инструментов, затем отец Керера занимался настройкой фортепиано и работал в Тбилисской консерватории. Первым учителем по фортепиано для Рудольфа стала Эрна Карловна Краузе, окончившая консерваторию в Германии. С 8-летнего возраста мальчик имел возможность посещать концерты гастролирующих по Советскому Союзу известных исполнителей. Часто приезжие музыканты приглашались в дом Кереров, среди них был Эгон Петри, ученик и последователь Ферруччо Бузони, советы которого Рудольф запомнил на всю жизнь.
В 1935 г. Рудольф Керер стал одним из семи учеников группы одаренных детей при Тбилисской консерватории и попал в класс Анны Ивановны Тулашвили, ученицы французского профессора Лазара Леви. Она способствовала изменению манеры игры юного музыканта на фортепиано в лучшую сторону и хлопотала о переводе Рудольфа в Московскую консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Этим планам помешала Великая Отечественная война.
Еще в 1939 г. отец Рудольфа Керера был арестован как «враг народа». В 1943 г. семья получила известие о его смерти, без каких-либо подробностей. А в 1941 г. Кереров постигла участь многих семей советских немцев, их выселили в Среднюю Азию: Рудольф с матерью жили в поселке Славянка, а брата, врача по профессии, мобилизовали в трудовой батальон. О занятиях музыкой в эти годы речи быть не могло.
После войны семья несколько раз меняла место жительства. В 1949 г. Рудольфу разрешили поступить в педагогический институт города Шымкента заочно. Он ездил в город два раза в год на десять дней и каждый раз должен был регистрироваться в милиции. По окончании института Керер преподавал математику в общеобразовательной школе.
В 1953 г. семье разрешили проживание в городе, и в 1954 г. Керер поступил сразу на 3-й курс Ташкентской консерватории, где он учился у Виссариона Исааковича Слонима и Зельмы Шмариевны Тамаркиной, профессоров, эвакуированных из Ленинградской консерватории. В этот период музыкант детально изучил все нюансы исполнительского искусства, и после окончания консерватории в 1957 г. ему предложили остаться в ней преподавать. К этому времени у Керера уже было двое сыновей, его жена была из сосланных поляков. Вся семья, в том числе мать и брат, переехала в Ташкент.
В 1961 г. Керер принял участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, куда был допущен в порядке исключения (возрастной ценз был 32 года, а пианисту на тот момент было уже 37 лет). Он завоевал I премию и получил приглашение остаться работать в Московской консерватории.
Российский музыковед, специалист в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной педагогики Г.М. Цыпин объясняет успех Керера у искушенной столичной публики показом, прежде всего, самого себя. Музыкант не представлял ни одну из известных пианистических школ – ни московскую, ни ленинградскую. Керер восхитил своим исполнением таких трудных произведений, как «Мефисто-вальс» и фа-минорный («Трансцендентный») этюд Ф. Листа, «Тема с вариациями» А.К. Глазунова и Первый концерт С.С. Прокофьева. Но более всего остального – увертюрой к «Тангейзеру» Вагнера–Листа (московская критика восторженно отозвалась о его трактовке этого произведения).
В 1961–1990 гг. Керер вместе с семьей жил в Москве, занимался с учениками, много гастролировал по всему Советскому Союзу, позднее ему разрешили выезжать в социалистические страны, однажды – в Западную Германию.
По мнению большинства критиков, наибольших успехов Керер достиг в интерпретации Бетховена, произведения которого занимали одно из центральных мест на афишах пианиста. Сам строй бетховенской музыки – ее мужественный и волевой характер, императивный тон, сильные эмоциональные контрасты – созвучен артистической индивидуальности Керера. Пианист снялся в телефильме Ю. А. Вышинского «Аппассионата» (1963) в роли И. А. Добровейна (сделав свою интерпретацию сонаты Бетховена достоянием миллионов слушателей).
Среди воспитанников Керера-педагога – лауреат IV Конкурса имени П. И. Чайковского, известный бразильский артист А. Морейра-Лима, чешская пианистка Божена Штайнерова, лауреат VIII Конкурса имени П. И. Чайковского Ирина Николаевна Плотникова, а также ряд других, советских и зарубежных исполнителей.
В 1990 г. Керера отправили для участия в жюри исполнительского конкурса в Австрию. Он получил предложение поработать в Венской консерватории, где и задержался на несколько лет.
Керер любил преподавать и называл это дело «честной службой музыке». Пианист отмечал, что педагогическая работа помогает и в исполнительском искусстве: «Когда занимаешься со студентами, видишь все гораздо ярче, чем когда занимаешься сам».
С 2010 г. жил в Берлине, похоронен на Третьем Шёнебергском кладбище.
Сам пианист затруднялся ответить на вопрос, где находится его родина: «18 лет я прожил в Грузии, в Тбилиси, 13 лет в Казахстане, 7 лет в Ташкенте (учился и преподавал), 29 лет в Москве, 8 лет в Вене. Я хорошо чувствую себя среди хороших людей, а хорошие люди есть везде».
Интервью Д. Р. Русак-Тушишвили с Рудольфом Керером https://web.archive.org/web/20131004233014/http://scriabin.eu/competition-after-scriabin/125-rudolf-kerer.html
Керер Рудольф Рихардович // Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского / Персоналии https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=130194
Цыпин Г. М. Рудольф Рихардович Керер // Belcanto.ru https://www.belcanto.ru/kerer.html