DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ МЕРЫ В АРМИИ против поволжских немцев в годы Первой мировой войны

Рубрика: Республика немцев Поволжья

ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ МЕРЫ В АРМИИ против поволжских немцев в годы Первой мировой войны

Мобилизация немцев Поволжья в годы Первой мировой войны проводилась на общих основаниях, как и всех военнообязанных граждан России. Мобилизованых поволжских немцев зачисляли в состав 36-й ополченческой и 213-й Саратовской бригад. В дальнейшем основная работа по набору, подготовке и отправке команд отмобилизованных поволжских немцев возлагалась на запасные бригады Казанского военного округа. После того, как немецкое население, проживавшее в западных губерниях России, было объявлено «неприятельским», и начала депортации в восточные районы страны призыв на военную службу немцев осуществпялся главным образом из Поволжья. Всего с начала войны до февраля 1917 г. на военную стужбу было призвано свыше 50 тыс. поволжских немцев.

В октябре 1914 г. из мобилизационного отдела Главного управления Генерального штаба в адрес начальника штаба Казанского военного округа поступила телеграмма №10697, которая предписывала не высылать немцев-колонистов на западные фронты, а направлять их в запасные батальоны Кавказа. Также в войска западных фронтов поступило распоряжение изьять военнослужащих-немцев рядового состава из подразделений и организованным порядком направлять на Кавказский фронт. Солдат-немцев собирали в отдельные команды, разоружали и под вооруженным конвоем по железной дороге отправляли на Кавказ. Подобная практика повторилась в годы Великой Отечественной войны (см. Изъятие военнослужащих-немцев из рядов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны). Всего в течении 1914–1915 гг. с западных фронтов на Кавказский было переправлено свыше 17 тыс. немцев-военнослужащих.

Прибывшие на Кавказ военнослужащие-немцы должны были пополнить личный состав воинских частей, дислоцировавшихся в этом регионе, но из-за недоверия и подозрительности, царившей в российском обществе, главнокомандующий не признал желательным и возможным назначать немцев для обслуживания тыловых учреждений и вливать их в части войск других родов оружия.

Основная масса немцев на Кавказском фронте была сосредоточена в запасных и ополченческих рабочих ротах, находившихся в распоряжении начальника военных сообщений и окружного интенданта. Военнослужащие-немцы как бы оказывались не у дел и командирами воспринимались как обуза.

Командованием фронта была предпринята попытка распределить безоружных немцев-колонистов в соответствиии с установленными квотами: в боевые части пехоты по 10 человек в каждую роту, по 15 человек в кавалерийские и по 25 человек в пластунские и пешие казачьи сотни. Этих военнослужащих использовали как рабочую силу при оборудовании бивуаков и позиций. Казачьи атаманы отмечали враждебное отношение казаков к немцам-колонистам и, опасаясь самочинных расправ над ними, неоднократно выражали сомнения в целесообразности использования немцев-колонистов в качестве подмоги казакам.

Военнослужащие-немцы не заносились в списки личного состава подразделений, а числились как прикомандированные из запасных и ополченческих частей, в результате чего они были лишены положенных норм довольствования и испытывали большие трудности в материально-бытовом отношении.

Перед отправкой на Кавказ в запасных батальонах Казанского военного округа немцы находились в отдельных командах и числились в «особом придатке» запасных батальонов, как и в частях Кавказского военного округа. Спустя некоторое время в целях обеспечения постоянного контроля их равномерно распределили по батальонам. 20 ноября 1915 г. командующий Казанским военным округом направил в запасные бригады телеграмму с приказом: «Снять с немцев-колонистов новое обмундирование и выдать поношенное, но все же приличное». Снабжение обмундированием отправлявшихся на Кавках военнослужащих-немцев осуществлялось по остаточному принципу, в последнюю очередь.

По мере продвижения вглубь турецкой территории и успешного завершения операции по овладению крепостью Эрзерум и портом Трапезунд командование Кавказской армии все большее внимание вынуждено было уделять востановлению разрушеной в боях инфраструктуры, дорогам, мостам, портам, станциям, инженерным укреплениям, крепостям и т. п. Основная тяжесть по выполнению этих работ ложилась на запасные батальоны и рабочие ополченческие команды, значителеную часть личного состава в которых составляли поволжские немцы. В частости, военнослужащие-немцы использовались совместно с военноплеными-турками в качестве рабочей силы для проведения инженерных работ по укреплению крепости Эрзурум, порта Трапезунл, Сарыкамышской дороги и др.

Сам факт изъятия немцев-колонистов с западных фронтов и отправка их на Кавказ явились серьезным ударом по патриотическим чувствам поволжских немцев. Мероприятия правительства по «искоренению немецкого засилья» в армии дали понять поволжским немцам, что они уже не являются равноправными гражданами Российской империи, поскольку лишены права с оружием в руках защищать свою Отчизну. Кроме этого, с первых и до последних дней войны призывники и мобилизованные немцы Поволжья ощущали тяжесть необоснованных предубеждений и подозрительности как со стороны командиров, так и со стороны солдат славянских национальностей. Командирами подразделений вводилась слежка и доносительство за военнослужащими-немцами. Нередко непроверенная или искаженная информация, «уличавшая» немцев, становилась причиной их необоснованного наказания.

Дискриминация военнослужащих-немцев, фактическое приравнивание их к военнопленным вызывали ответную реакцию: немцы стали быстро революционизироваться, возросло число дезертиров. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. процесс разложения в среде военнослужащих-немцев резко усилился. Именно фронтовики, возвращавшиеся в свои колонии, становились опорой новой власти. Они создавали Советы, формировали Красную гвардию, разрушали традиционный образ жизни колонистов.

Автор: Шульга И.И.

Задать вопрос