DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

96-Й ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК ИМ. АССР НП (157-й стрелковый полк им. АССР НП)

Рубрика: Республика немцев Поволжья

96-Й ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК ИМ. АССР НП (157-й стрелковый полк им. АССР НП), воинское подразделение в составе 32-й Саратовской стрелковой дивизии. Его формирование началось 31 октября 1925 г. на основании приказов №178/34 и 103 от 19 октября 1925 г. по войскам 32-й Саратовской дивизии. Первый командир полка – тов. Брынзов, комиссар – тов. Кеслер. В ноябре 1925 г. полк в полном объеме приступил к выполнению поставленных задач.

Полк располагался в Саратове в военном городке им. 1-го Мая и был «районирован» на территории Марксштадтского, Красно-Ярского, Мариентальского, Покровского кантонов и г. Покровска. В результате такого распределения переменный состав красноармейцев-немцев в полку не превышал 70%, что в свою очередь не позволяло причислить его к национальным воинским формированиям в составе РККА. Только в 1927 г. руководству Автономной республики и командованию полка удалось добиться, чтобы в наименовании полка была отражена связь с АССР НП: на основании приказа РВС СССР №135 от 1927 г. полк стал именоваться 96-м Ленинградским стрелковым полком им. АССР НП.

На протяжении семи лет руководство АССР НП неоднократно предпринимало попытки «районировать» остальные кантоны республики и придать 96-му стрелковому полку статус национального. В феврале 1928 г. Президиум ЦИКа АССР НП возбудил перед РВС СССР ходатайство «О наименовании 96-го стрелкового полка национальным». В июле 1930 г. была предпринята повторная попытка, которая также не дала положительных результатов. Однако, несмотря на отсутствие у полка официального национального статуса, партийное и советское руководство АССР НП, командование полка и Саратовской дивизии нередко называли полк «немецким» или «национальным».

Военное обучение красноармейцев проводилось по общеустановленным программам. В процессе службы происходило четкое разграничение использования русского и немецкого языков: военное обучение, политпартработа, школьные и внешкольные занятия проводились на немецком языке.

Особое место в полку отводилось полковой школе (в конце 1926 г. школа была переименована в школу командирского состава запаса), которая готовила младших командиров для немецкого полка. Школа имела отдельную казарму и клуб. Ежегодно в середине октября проходил выпуск младших командиров.

Спустя год после создания школы командованию полка удалось решить проблему некомплекта младших командиров-немцев, что вместе с накоплением опыта обучения и воспитанием военнослужащих вело к качественному изменению военной выучки красноармейцев-немцев.

Важная роль в работе с красноармейцами-немцами отводилась культурно-политической работе. В полку проводились концерты и постановки спектаклей на немецком языке, выступали физкультурники. Жизнь полка, проблемы и вопросы быта красноармейцев отражались на страницах ежемесячной полковой газеты «Красноармеец немецкого Поволжья», издававшейся на немецком языке тиражом 50 экземпляров. Культурно-политическая работа проводилась в тесном взаимодействии с партийными и советскими органами АССР НП. Большая материальная помощь полку оказывалась правительством Республики немцев Поволжья.

В июле 1931 г. за смотровую стрельбу, а также за образцовое сбережение и овладение техникой полк получил от командира корпуса звание ведущего полка дивизии.

В 1931 г. в связи с передислокацией 32-й Саратовской стрелковой дивизии на Дальний Восток 96-й стрелковый полк был выведен из ее состава и переведен в г. Энгельс на укомплектование формируемой 53-й стрелковой дивизии. Таким образом, была реализована идея партийно-советского руководства АССР НП о расквартировании «немецкого» полка на территории республики и комплектации этого полка со всех кантонов АССР НП. С момента передислокации полка на территорию республики он стал именоваться 157-м стрелковым полком им. АССР НП 53-й Энгельсской стрелковой дивизии 12-го корпуса Нижне-Волжского края. Выступая на совместном заседании сессии ЦИКа АССР НП и Пленума ВКП(б) 19 октября 1933 г., помощник командира 12-го стрелкового корпуса Андреев говорил: «Ваша 53-я Энгельсская дивизия в первый год своего существования дала отличные результаты, лучше, чем некоторые старые дивизии корпуса. В 1933 г. дивизия вновь дала не только отличные, но и сверхотличные результаты».

В начале 1930-х гг. начинается постепенный переход к кадровой системе комплектования армии. Территориальные части в этот период постепенно отходят на второй план. Все чаще они выполняют несвойственные им функции и «занимаются другим делом – социалистической стройкой». С этого момента «сверхотличные» результаты уже не отражали истинных достижений в боевой подготовке. В рапортах и отчетах командиры всё больше места уделяли докладам: сколько красноармейцев было привлечено к сельскохозяйственным работам, сколько скошено, обмолочено, погружено и вывезено с полей зерна, заскирдовано и связано соломы, подготовлено трактористов для «Крайкоопхлеба».

На протяжении 13 лет, с 1925 по 1937 г., ежегодно воинскую службу в немецких воинских частях, «районированных» на территории АССР НП, проходило от 4,5 до 5 тыс. военнослужащих, что в общей численности составило 55–60 тыс. человек. В 1938 г. 53-я Энгельсская стрелковая дивизия и входящий в ее состав 157-й стрелковый полк им. АССР НП были расформированы, а на их материальной базе создан 496-й стрелковый полк.

Автор: Шульга И.И.

Задать вопрос