DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ВЫСТАВКА ПО ИСТОРИИ, ЭТНОГРАФИИ И КУЛЬТУРЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ первая в России после депортации немцев в 1941 г. выставка музейных экспонатов, подготовленная сотрудниками Саратовского областного музея краеведения. Открыта 23.12.1991 г

Обложка проспекта выставки «Из истории немцев Поволжья» на русском и немецком языках. Автор – Е. Горобцова (Е. Арндт)
Скульптуры из дерева, изготовленные в мастерской Ф. Штуфлессера в Австо-Венгрии. В центре Люрдская Богоматерь (гипс). Работа неизвестного мастера
Фрагмент выставки. Фото 1991 г.
Посетители выставки – члены национально-культурного центра «Фройндшафт». Фото 1992 г.

ВЫСТАВКА ПО ИСТОРИИ, ЭТНОГРАФИИ И КУЛЬТУРЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ, первая в России после депортации немцев в 1941 г. выставка музейных экспонатов, подготовленная сотрудниками Саратовского областного музея краеведения. Открыта 23.12.1991 г.

Годы создания новой экспозиции в Саратовском областном музее краеведения – одном из старейших краеведческий музеев России (основан в 1886) совпали с периодом резкого роста самосознания российских немцев, создания многочисленных общественных организаций, широкого политического движения, главной целью которого были не только полная реабилитация российских немцев как несправедливо репрессированного народа, но и восстановление немецкой государственности на Волге в границах бывшей Немреспублики. Сотрудники музея краеведения не остались в стороне от этих событий, тем более что во время работы над новой исторической экспозицией постоянно находили редкие предметы, так или иначе связанные с историей и этнографией немцев Поволжья, пролежавшие в забвении в фондах более 50 лет. В фондах музея было постепенно выявлено около тысячи фотографий, рисунков, документов и предметов быта.  

Выставка, получившая название «Из истории немцев Поволжья» (на полную историческую экспозицию материалов не хватало, т.к. отдельные периоды были мало изучены и обеспечены подлинными материалами) стала первой в России  по этой теме. А  по объему и уникальности экспонатов, не имеющихся зачастую нигде в мире, остается единственной до сих пор.

Составление тематико-экспозиционных планов выставки, собирательская работа во время ее подготовки и открытие для посетителей дали толчок большой и кропотливой научной работе, изучению и атрибуции уже имеющихся коллекций, а также популяризации их не только среди жителей России, но и всего мира. Начались годы изучения материальной и духовной культуры поволжских немцев, выезды и экспедиции в бывшие немецкие колонии. Этому способствовало и снятие статуса закрытого города для Саратова 1 февраля 1992 г. Интерес к теме и к материалам выставки был огромен и не спадает по сей день. Первоначальные планы о временном местоположении выставки были пересмотрены. В 1993 г. выставка была включена в основную экспозицию музея, дополнена новыми материалами и стала постоянно действующей. Через всю экспозицию проходят фотографии, самого раннего периода из музейной коллекции. Среди них: бытовые фото 1880-х гг. из коллекции П. Пятницкого, фото со стеклянных негативов, сделанных П. Подъяпольским в 1895 г. в колонии Мессер Усть-Золиха). Более поздние фото с негативов, сделанные В. Трофимовым во время экспедиции в колонию Мюльберг (с. Щербаковка) АССР НП, отражающие картину жизни немецкого села периода коллективизации: от крестьянского жилища, до совершенно новых явлений колхозной жизни, а также многочисленные фотографии из личных архивов поволжских немцев. Представленные на выставке образцы хлопчатобумажной ткани сарпинки, керамической посуды, многочисленных предметов из соломки говорят о широком развитии различных промыслов. Оригинальные по форме и технике исполнения гончарные и плетеные из ивового прута и соломки изделия очень ярко предают национальные черты и традиции немцев Поволжья.

На выставке воспроизведено классическое жилище немца-колониста, состоявшее, как правило, из трех помещений: кухни и двух комнат. Часть выставки занимает так называемая himmelbett («кровать с небом)», то есть кровать на высоких ножках, с поперечными перекладинами по верху и ситцевым пологом. Кровать должна была иметь безупречный внешний вид и ровный край в застеленном виде.  Представлена на выставке и специальная палка в виде линейки для разглаживания одеяла, простыней, покрывала. Из внутреннего убранства немецкого дома можно видеть мебель и ее фрагменты, нехитрую домашнюю утварь: корыто для теста, спичечная доска и спички, подставка для резки лапши, солонка, вафельницы, толкушка для картофеля, рубель, различные маслобойки, половник, кружка, шприц для изготовления колбасы, скалка, коромысло типичной формы для колонистов и столь не похожее на коромысло других народов Поволжья, и т.п.

Целый раздел экспозиции посвящен крестьянскому костюму. В сундуке с приданным невесты можно увидеть жакет, сшитый по традициям гессенского костюма, несколько чепцов, закрывающих затылочную часть, женскую рубаху. Есть любимые колонистками полосатая юбка и кофточка «прасна» и др. Мужской костюм представлен более поздними предметами конца XIX – начала XX вв. – рубаха и жилет, картузы. Оригинальны предметы детской одежды – платьица, нагрудники, чепцы и обувь. В специальном шкафчике со стеклянной дверцей у кровати – свадебный венок «kranz», традиции изготовления которого из бумажных цветов, восковых и стеклянных бусин немцы Поволжья сохраняли в ряде мест до конца XX века!

На выставке представлены также различные предметы рукоделия: газетницы, всевозможные кармашки для мелочей, рукодельные шкатулки, вязанные скатерти и подзоры. В центре зала – музыкальный инструмент, так называемый хакпред («доска для рубки»), напоминающий украинский цимбал, но только с маленькими палочками, которыми ударяли по струнам сверху вниз, без него невозможно представить жизнь поволжского немца. Календарные праздники, свадьбы, в центре этих событий всегда находились музыканты  и обязательно хакпред.

Великолепные деревянные скульптуры (Иисуса Христа и Марии–«пылающее сердце» и мн. другие), изготовленные в мастерской Фердинанда Штуфслессера из Австро-Венгрии, более пятидесяти лет хранившиеся в фондах музея, обрели на выставке вторую жизнь. В витринах выставлена церковная утварь – монстранции, кубки, кресты, одежда католического священника, а также скамья для молитвы, книги религиозного содержания, рождественские игрушки, выполненные мастером Александром Иорданом в послевоенное время (лошадки, упряжки, сказочные зверушки), особенная книга песнопений, издаваемая для лютеран из поволжских немцев.

 В турникете, перелистнув страницы можно найти личные документы о крещении, конфирмации, венчании, в том числе и самодельные, изготовленные уже в период борьбы с религией. Сохранилась удивительная гипсовая скульптура Люрдской богоматери с ее пронзительным взглядом как будто живых глаз, глубоко трогающих душу и сердце. В фондах музея сохранилась карта Трудовой области немцев Поволжья, датируемая 1922 г., несколько лозунгов, призывающих к ударной работе в колхозах, изделия соломоплетения из Марскштадтской артели «Прима».

Работа над выставкой в 1990–1991 гг. позволила собрать материалы военного и послевоенного времени. В частности, паспорт Анны Демлер с отметкой об обязательном проживании в Коченевском районе Новосибирской области. Документ стахановца из трудармии П. Гаммершмидта, справки о сдаче имущества в дни депортации, квитанции о перечислении денежных средств семьи Карлин в дни депортации, фотографии 1990-х гг. хорошо организованных местной властью митингов против восстановления Немреспублики, письма и открытки, выехавших на ПМЖ в Германию российских немцев. Тема истории и уникальной этнической группы вызывает по-прежнему интерес у исследователей и посетителей. Наиболее интересные новые фотодокументы и предметы сегодня вносятся в уже действующую выставку в рабочем порядке

Литература

Горобцова Е.А. Хозяйство и быт немцев Поволжья (XIX – XX вв): Каталог Саратовского областного музея краеведения. М.: Mass Media, 1998. 

Автор: Арндт Е.А.

Задать вопрос