ЯГОДНОЕ (Neu-Jagodnaja, Ней-Ягодная, Ново-Ягодная, Новая Сосновка), ныне не существует, немецкая колония в степной части Левобережья Волги, на левом берегу реки Еруслан, в 40 верстах к северо-востоку от Красного Кута, на почтовом тракте Саратов – Новоузенск. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхне-Ерусланскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Ягодное являлось административным центром Ягодненского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Ягодненский сельский совет входило одно с. Ягодное.
Немецкая колония Ягодное была основана в 1855 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в правобережных материнских колониях Ягодная Поляна (ныне с. Ягодная Поляна Татищевского р-на Саратовской обл.), Гук (ныне с. Сплавнуха Красноармейского р-на Саратовской обл.), Норка (ныне с. Некрасово Красноармейского р-на Саратовской обл.). Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье колонистов в материнских колониях. Вместе с Ягодным в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько колоний. В 1858 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименованиях новых колоний» Брунненталь, Гнаденфельд, Шенфельд, Шендорф, Ягодная и др. Название было дано колонии по наименованию материнской колонии Ягодная Поляна, откуда в новое поселение прибыло наибольшее количество жителей.
В 1857 г. в селе проживало 92 семьи, владевшие 3540 десятинами земли. Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно 1/3 часть от посевов пшеницы. Когда в 1891–1892 гг. в поволжских колониях свирепствовал голод, Ягодное, как и многие другие города и села, находилось в тяжелейшем положении. Во всех деревнях Поволжья составлялись списки нуждающихся крестьян-немцев. В 1892 г. в Ягодном голодало 100 семей, в которых насчитывалось 599 человек (не считая детей до одного года). Из всех голодающих только 125 человек были трудоспособными лицами мужского пола, остальные 465 являлись неработающими стариками, женщинами и детьми. На каждую семью из шести человек в среднем приходился один кормилец, лишь 33% семей имело одну корову, все остальные животные были съедены. Волостной староста Верхне-Ерусланской волости Новоузенского уезда обратился в январе 1892 г. к земскому начальству с просьбой открыть в Ягодном бесплатную столовую для кормления голодающих. С 1 октября 1891 г. крестьяне получали продовольственную ссуду по 30 фунтов на едока в месяц. Но эта ссуда, по утверждению жителей села, оказывалась «крайне недостаточной, в особенности для лиц, не имеющих, кроме земской ссуды, никаких продовольственных средств, ни даже малейших припасов, земская ссуда достаточна только на полмесяца, во второй половине крестьяне терпели крайнюю нужду, грозящую печальными последствиями».
В годы советской власти в селе было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество, работала кооперативная лавка, была открыта библиотека. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.
До строительства первого школьно-молитвенного дома в 1875 г. школьные занятия проводились в частном доме. Следующее кирпичное здание школьно-молитвенного дома было построено в селе в 1914 г. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Кроме церковно-приходской школы с конца ХIХ в. в селе существовала земская школа. Созданием земской школы правительство стремилось добиться изучения русского языка и российской истории, ограничить узко-национальное обучение в конфессиональных церковных школах. В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который, указав на то, что в Ягодном на 500 детей приходится лишь один учитель русского языка, порекомендовал увеличить ассигнования на обучение русскому языку и ввести в школе должность второго учителя русского языка. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 2019 жителей села 317 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от многих других немецких поселений, в Ягодном посещаемость школы детьми школьного возраста была стопроцентной. В 1906 г. в земской школе обучалось 78 мальчиков, 39 девочек и работало два учителя; церковную школу посещало 82 мальчика, 118 девочек, работало два учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковная и земская школы были закрыты, а вместо них в селе была создана начальная школа. В 1930 г. в селе действовали одни из лучших в кантоне курсы по ликвидации безграмотности.
Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Евангелическо-лютеранская немецкая община колонии Ягодное в 1864–1905 гг. входила в состав прихода Шендорф (ныне с. Репное Краснокутского района Саратовской обл.), основанный 22 июля 1864 г. В 1905 г. приход Шендорф был разделен на два прихода – Шенталь (ныне с. Долина Федоровского р-на Саратовской обл.) и Гоффенталь (ныне с. Ждановка Краснокутского р-на Саратовской обл.). Ягодное было отнесено к приходу Шенталь, который был утвержден 13 мая 1905 г. В приход Шенталь кроме Ягодного входили немецкие поселения Шендорф, Шенталь, Шенфельд.
Отдельного церковного здания в его традиционном понимании община Ягодного не имела. Первоначально богослужения проводились в частном доме, затем в колонии был построен вместительный школьно-молитвенный дом, имевший статус филиального. Решение о его строительстве было принято общиной в начале 1870-х гг. В 1875 г. здание было полностью достроено и освящено. Однако со временем и оно перестало удовлетворять требованиям растущей церковной общины. В 1914 г. в центре села был построен новый школьно-молитвенный дом. Он был возведен из красного кирпича в типичной для немецкого зодчества манере: имел ажурную кирпичную кладку, большие окна, украшенные сандриками. Недалеко от молитвенного дома находился деревянный кистерат и деревянная звонница.
Еще перед началом строительства школьно-молитвенного дома жители села получили разрешение на строительство в Ягодном кирпичной церкви, проект которой был утвержден Самарским губернатором. Однако Первая мировая война, антинемецкая кампания, недоимки в селах, тяжелое материальное положение и неурожаи не дали прихожанам осуществить задуманный проект. Ягодное было относительно небольшим селом, в котором не удалось в кратчайший срок возвести новую большую церковь, а наступивший 1917 г. нарушил все планы жителей села.
С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Пастор Карл Циммер в 1925 г. эмигрировал в Германию. Архивные документы свидетельствуют о том, что последний пастор прихода Георг Шварц находился под наблюдением советских органов, и в отчете региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов он был назван «лишенцем» и «злостным неплательщиком церковного налога». Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось; не только деятельность священников, но и простых верующих находилась под постоянным контролем со стороны органов власти.
Пик антирелигиозной политики пришелся на период после принятия постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» в 1929 г., которое ввело ряд ограничений на деятельность религиозных обществ. Массовый характер приобрело закрытие церквей. В ряде мест церкви перестраивались в склады, гаражи или просто отдавались под слом, как не соответствовавшие требованиям социалистической архитектуры. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени насчитывалось 870 верующих, из них семь человек, в том числе пять членов церковного совета, были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии молитвенного дома в с. Ягодное 20 января 1934 г., мотивируя свое решение тем, что здание молитвенного дома не ремонтируется, а прихожане не платят налоги в течение двух последних лет. Комиссия по вопросам культов обратилась к религиозной общине с предложением в недельный срок оплатить долги и налог со строения за последние годы, но необходимых средств у общины не было. Из оставшихся 369 членов церковной общины 335 высказались за закрытие молитвенного дома.
Пасторы прихода Шендорф, служившие в общине Ягодное. 1865–1904 гг. – Николай Рейнгольд Шпрекельзен (Nikolai Reinhold Sprekelsen). Список пасторов прихода Шенталь, служивших в общине Ягодное. 1906–1908 гг. – Андреас Ге(о)рне (Andreas Gö(o)rne). 1908–1911 гг. – Карл Циммер (Karl Zimmer). 1912–1932 гг. – Иоганн Георг Шварц (Johann Georg Schwartz).
В 1859 г. в Ягодном проживало 555 человек, в 1883 г. их насчитывалось 1109, в 1889 г. – 1312 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., общее количество населения в Ягодном составляло 1466 человек, из них 1457 были немцами. По состоянию на 1905 г., в селе проживало 1900 человек. В 1910 г. в селе насчитывалось 2219 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Ягодном проживало 2087 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 79, а умерло 308 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в селе насчитывалось 1580 человек, а в 1923 г. всего 1216. По переписи населения 1926 г., общее количество населения составляло 1485 человек, 1482 из них были немцами. В 1931 г. в селе проживало 1858 человек, из них – 1855 немцев.
Ныне незаселенная местность между селами Долина Федоровского района и Репное Краснокутского района Саратовской области. Возникавшие у новоселов, прибывших в село в годы войны, проблемы адаптационного и бытового характера, а также государственная кампания по ликвидации «неперспективных деревень», проводимая в 1960-е гг., привели к сокращению общей численности сельского населения и ликвидации многих бывших немецких поселений.
В настоящее время на территории, где ранее находилось с. Ягодное, можно увидеть только остатки фундаментов, бугры и ямы на месте расположения бывших домов. Никаких построек не сохранилось, хотя еще 20 лет назад найти место расположения бывшего Ягодного можно было благодаря неплохо сохранившемуся зданию краснокирпичной школы 1914 г. постройки. Еще в середине 1990-х гг. заросшая травой тропинка вела к полуразрушенному зданию бывшей школы – единственному сооружению, стоявшему в бескрайней степи на месте бывшего немецкого поселения. Здание, являвшееся когда-то украшением немецкого села, было разрушено на рубеже веков вынужденными мигрантами из бывших республик СССР и стран ближнего зарубежья. По словам местных пастухов, немецкие кирпичи столетней давности были использованы беженцами переселенческой волны 1990-х гг., поселившимися в близлежащих селах, для строительства собственных жилых домов и хозяйственных построек.
Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Nachrichten. – 1937. – 15. März.
Архивы: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321; Ф. 637. Оп. 38. Д. 67, 68; Ф. 852. Оп. 1. Д. 137. Л. 1; Д. 148. Л. 45; ГИАНП.Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66, 71; Д. 890. Л. 7; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 51.