DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ШЕНФЕЛЬД (Schönfeld, Полянка, Мокроус), ныне не существует, немецкая колония в степной части Левобережья Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Одна из бывших улиц с. Шенфельд. Фото автора. 2010 г.
Ямы на месте бывших домов с. Шенфельд. Фото автора. 2010 г.
Семья Хердт привезла на верблюде товары в собственную мясную лавку (на заднем плане) в с. Шенфельд. Фото 1908 г. Фото из архива Л. Вильгельма (США).
Свадьба семьи Хердт. На заднем плане – кирха села Шенфельд. Фото 1912–1913 гг. из архива Л. Вильгельма (США).
Справка, выданная родившемуся в с. Шенфельд Ф.Я. Лиценбергеру для временного выезда из с. Васильковка (Казахстан). Из архива О.А. Лиценбергер.

ШЕНФЕЛЬД (Schönfeld, Полянка, Мокроус), ныне не существует, немецкая колония в степной части Левобережья Волги на левом берегу реки Еруслан. Колония находилась в 34 верстах к северо-востоку от с. Красный Кут. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Ерусланский округ Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Шенфельд входило в Краснокутский кантон и являлось административным центром Шентальского сельского совета.

Немецкая колония Шенфельд была основана в 1858 г. Поселение являлось дочерним и было создано выходцами из Правобережья Волги – Ягодно-Полянского округа, преимущественно из колонистов, проживавших ранее в материнской колонии Побочное (ныне не существует, сейчас незаселенная местность в Татищевском районе Саратовской области). Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье колонистов в материнских колониях. Вместе с Шенфельдом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько колоний. В 1858 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименованиях новых колоний Брунненталь, Гнаденфельд, Шенфельд, Шендорф, Ягодная и др.».

Название колонии в переводе с немецкого означало «красивое поле» и произошло от немецких слов «schön» – «красивый» и «Feld» – поле. От перевода второй части немецкого наименования появилось и русское название колонии – Полянка. Оно было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

В 1857 г. в селе проживало 85 семей, которые владели 3255 десятинами земли. Когда в 1891–1892 гг. в поволжских колониях свирепствовал голод, Шенфельд, как и многие другие города и села, находился в тяжелейшем положении. Волостной староста Верхне-Ерусланской волости Новоузенского уезда обратился в январе 1892 г. к земскому начальству с просьбой открыть в Шенфельде бесплатную столовую для кормления голодающих и составил списки нуждающихся крестьян-немцев. В 1892 г. в Шенфельде голодало 62 семьи, в которых насчитывалось 304 человека (за исключением детей до одного года). Из всех голодающих только 57 человек были трудоспособными лицами мужского пола, остальные 247 являлись неработающими стариками, женщинами и детьми. На каждую семью из пяти человек в среднем приходился один кормилец, лишь 30% семей имели одну корову, мелкий рогатый скот и овцы были съедены.

С 1 октября 1891 г. жители Шенфельда получали продовольственную ссуду по 30 фунтов на едока в месяц. Но эта ссуда, согласно архивным документам, оказывалась «крайне недостаточной, в особенности для лиц, не имеющих, кроме земской ссуды, никаких продовольственных средств, ни даже малейших припасов, земская ссуда достаточна только на полмесяца, во второй половине крестьяне терпели крайнюю нужду, грозящую печальными последствиями». Голодные крестьяне бежали из Шенфельда в города, надеясь найти там хоть какие-то средства к существованию. В годы советской власти в селе было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество. Газета «Нахрихтен» в 1937 г. писала о том, что в отличие от многих других немецких сел, сельсовет Шенфельда во главе с председателем Вагнером показывает «настоящий пример того, как нужно работать и воплощать в жизнь директивы партии и правительства». В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Шенфельда.

Школа и обучение детей

В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1901 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. К концу ХIХ в. в Шенфельде была открыта земская школа. Она имела трехлетний срок обучения и являлась двухкомплектной. Обязанность выделить помещение для земской школы была возложена на общество колонии. Занятия в земской школе, как и в церковной, проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Распределение учебного материала по годам было примерным. Обязательными предметами являлись Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя самостоятельно составляли учебные планы, выбирали дополнительные предметы и имели право распределять учебный материал по годам обучения.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 1792 жителей села 270 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В Шенфельде посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 35 детей не посещали школу, большинство из них по причине бедности родителей, которые ссылались на то, что отдадут детей в школу в следующем году по достижению ими 8-летнего возраста. В 1906 г. в земской школе обучалось 85 мальчиков, 50 девочек и работало два учителя; церковную школу посещало 36 мальчиков, 64 девочки, в ней работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковная и земская школы были закрыты, а вместо них в селе была создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь

Колонисты принадлежали к лютеранскому и реформатскому исповеданию. По состоянию на 1905 г., в селе проживало 1360 реформатов и 150 лютеран. Евангелическо-лютеранская немецкая община колонии Шенфельд в 1864–1905 гг. входила в состав прихода Шендорф (ныне с. Репное Краснокутского района Саратовской обл.), основанный 22 июля 1864 г. В 1905 г. приход Шендорф был разделен на два прихода – Шенталь (ныне с. Долина Федоровского района Саратовской обл.) и Гоффенталь (ныне с. Ждановка Краснокутского района Саратовской обл.). Село Шенфельд было отнесено к приходу Шенталь, который был утвержден 13 мая 1905 г. В приход Шенталь кроме Шенфельда входили немецкие поселения Шенталь, Шендорф и Ягодное. По состоянию на 1905 г., приход Шенталь, в который входила община Шенфельд, насчитывал 7891 человека.

В первые сорок лет после создания поселения колонисты проводили богослужения в молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки неизвестна, однако он был возведен в течение первых месяцев после расселения колонистов. Небольшой по своим размерам, построенный для временного использования, он вскоре потребовал замены. Первая деревянная церковь в Шенфельде появилась в 1901 г. Она имела статус филиальной. С 1860-х гг. и вплоть да начала ХХ в. при строительстве немецких церквей в Поволжье использовался однообразный стиль, близкий к позднему классицизму. Он был выработан архитектором Конторы опекунства Фердинандом Лагусом и стал официальным стилем немецкого храмостроительства, получив название «контор-стиля». Примером такого стиля может служить и церковь в Шенфельде. Двухъярусная кирха была возведена на средства жителей села. В верхнем ярусе располагались галереи-балконы, опиравшиеся на массивные деревянные столбы. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. При значительном сходстве между русскими и немецкими храмами, возведенными в стиле классицизма, заметно и некоторое различие. В русских храмах имелись купола, в немецких обязательным атрибутом являлась высокая башня-колокольня с крестом высотою в несколько метров. Окна в немецких храмах были большие и частые, а в русских – маленькие и редкие. При церкви имелась деревянная звонница.

Согласно спискам служителей культов и членов церковных советов, составленным на основании Циркуляра НКВД АССР НП от 13 декабря 1929 г., по состоянию на 15 апреля 1930 г., в Шенфельде насчитывалось 593 члена религиозной общины, которые регулярно посещали церковь и пользовалась церковным зданием по договору. Богослужения для верующих проводил бывший шульмейстер Филипп Егорович Отт. Особо активными членами церковного совета являлись прихожане Иван Андреевич Миллер, Генрих Филиппович Лиценбергер, Петр Петрович Отт и Филипп Иванович Попп.

Архивные документы свидетельствуют о том, что последний пастор прихода Георг Шварц находился под наблюдением советских органов, и в отчете региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов он был назван «лишенцем» и «злостным неплательщиком церковного налога». Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось. Деятельность не только священников, но и простых верующих находилась под постоянным контролем со стороны органов власти. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Шенфельде на тот момент времени церковь уже была закрыта, но в селе еще насчитывалось 1126 верующих, из них восемь, в том числе члены церковного совета Отт и Кох, были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

28 августа 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР НП информацию о том, что здание деревянной церкви в с. Шенфельд еще используется верующими, и вопрос о ее закрытии требует специального рассмотрения. В начале 1930-х гг. в стране массово закрывались храмы всех конфессий. На местах предпочитали закрыть молитвенное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. К 1938 г. в Поволжье не осталось ни одной лютеранской кирхи. В ряде мест церкви перестраивались в склады, гаражи или просто отдавались под слом, как не соответствовавшие требованиям социалистической архитектуры, что случилось в середине 1930-х гг. и с кирхой в Шенфельде.

Список пасторов

Пасторы прихода Шендорф, служившие в общине Шенфельд: 1865–1904 гг. – Николай Рейнгольд Шпрекельзен (Nikolai Reinhold Sprekelsen). Пасторы прихода Шенталь, служившие в общине Шенфельд: 1906–1908 гг. – Андреас Ге(о)рне (Andreas Gö(o)rne); 1908–1911 гг. – Карл Циммер (Karl Zimmer); 1912–1932 гг. – Иоганн Георг Шварц (Johann Georg Schwartz).

Численность населения

В 1859 г. в Шенфельде проживало 515 человек, в 1883 г. их насчитывалось 791, в 1889 г. – 863 человека. По переписи населения 1897 г., в Шенфельде проживало 1109 человек, из них 1103 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе проживало 1510 человек. В 1910 г. в селе насчитывалось 1922 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Шенфельде проживало 1520 человек. В 1921 г. в селе родилось 53, а умерло 197 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Шенфельде насчитывалось 1032 человека. По переписи населения 1926 г., общее количество населения составляло всего 943 человека, все они были немцами. В 1931 г. в селе проживало 1226 человек, из них 1205 немцев.

Село сегодня

Ныне незаселенная местность между с. Репное Краснокутского района и с. Долина Федоровского района Саратовской области. Возникавшие у новоселов, прибывших в село в годы войны, проблемы адаптационного и бытового характера, а также государственная кампания по ликвидации «неперспективных деревень», проводимая в 1960-е гг., привели к сокращению общей численности сельского населения и ликвидации многих бывших немецких поселений. Сегодня на том месте, где ранее находилось село Шенфельд, – бескрайние степные просторы. Как ни странно, территория бывшего села еще хранит в себе следы бывшей планировочной системы немецкой колони. При внимательном рассмотрении заметна историческая сетка улиц и места участков-домовладений. В тех местах, где когда-то располагались дома и надворные постройки немецких домохозяев, просматриваются остатки фундаментов, бугры и ямы. Ни дома, ни школы, ни деревянная церковь не сохранились, несмотря на то, что многие общественные здания были построены уже в ХХ в. Рядом с территорией бывшего села – небольшое ничем не огороженное кладбище с несколькими послевоенными захоронениями. На территории старого немецкого кладбища просматриваются холмики на месте старых могил.

Литература

Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Nachrichten. – 1937. – 20. März.

Источники

Архив: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321; Ф. 852. Оп. 1. Д. 137. Л. 1; Д. 148. Л. 45; Ф. 637. Оп. 19. Д. 130, 132; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66, Л. 71; Д. 890. Л. 45; Оп. 3. Д. 206. Л. 2; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 62.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос