ФРИДЕНФЕЛЬД (Friedenfeld, Альт-Фриденфельд, Бирючье, Беручик), ныне с. Комсомольское Краснокутского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Солянка (Жидкая Солянка, левый приток реки Еруслан). Колония находилась в 555 верстах от города Самары, в 120 верстах от Саратова, в 87 верстах от уездного города Новоузенска и в 10 верстах от волостного села Экгейм. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Экгеймскую (Нижне-Ерусланскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Фриденфельд являлось административным центром Фриденфельдского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Фриденфельдский сельский совет входили с. Фриденфельд, пос. Ней-Фриденфельд, пос. и ст. Тимофеевка. Постановлением ВЦИК от 18 января 1935 г. был образован Экгеймский кантон за счет выделения южной части Краснокутского кантона, в который вошли крупные немецкие села Фриденфельд, Экгейм, Гнаденфельд, Ней-Бауэр, Ней-Бейдек, Ней-Шиллинг, Фриденфельд, а также хуторы и небольшие населенные пункты.
Немецкая колония Фриденфельд была основана в 1855 г. как дочерняя колония. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ в. в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья. Основателями Фриденфельда стали колонисты, проживавшие ранее в немецких колониях Бауэр (ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области), Гримм (Лесной Карамыш, ныне п. Каменский Красноармейского района Саратовской обл.), Диттель (Олешна, ныне с. Алешники Жирновского района Волгоградской обл.), Меркель (ныне с. Макаровка Жирновского района Волгоградской области). Заселение колонии продолжалось в 1855–1867 гг. Первоначально переселение колонистов проходило в спешке, без подготовки и определенной системы, что вызвало массу нареканий в адрес Конторы опекунства.
Название колонии в переводе с немецкого означало «мирное поле» и произошло от немецких слов «Frieden» – «мир», «покой» и «Feld» – поле. Название Бирючье было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. Враждебное отношение к немцам стало следствием начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны, основным военным противником России в которой была Германия. Был принят ряд дискриминационных законов по отношению к немецкому населению России. В 1914 г. были закрыты немецкоязычные издания и общества, приостановлено использование немецкого языка в публичном общении и в быту во многих областях страны. Указом 18 августа 1916 г. преподавание немецкого языка запрещалось во всех учебных заведениях Российской Империи. Тогда же многие немецкие поселения были переименованы, и с. Фриденфельд получило название Бирючье. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Жители Фриденфельда занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1857 г. на 277 душ мужского пола приходилось по 17,4 десятины земли. Количество надельной земли, имевшейся у колонистов в 1857 г. составляло 5768 десятин пригодной для хлебопашества и 1118 десятин непригодной.
По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе насчитывалось 236 дворов, было построено две ветряных мельницы, работал маслобойный завод, регулярно проводились ярмарки. В селе имелись земская станция и больница, в которой работали врач, фельдшер и акушер. В годы советской власти в Фриденфельде имелось сельскохозяйственное кооперативное товарищество, была открыта библиотека, организована машинно-тракторная станция. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.
Первая церковно-приходская школа была создана с момента основания колонии. Здание первой школы было деревянным. К началу ХХ в. в селе была открыта земская школа. Обязанность выделить помещение для земской школы была возложена на общество колонии. Занятия в земской школе, как и в церковной, проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Распределение учебного материала по годам было примерным. Обязательными предметами являлись Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя самостоятельно составляли учебные планы, выбирали дополнительные предметы. В 1920-е гг. церковно-приходская и земская школы были перепрофилированы в начальную школу.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 2614 жителей села 268 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 25 детей, которые уже достигли 7-летнего возраста не посещали школу. В 1906 г. в земской школе Фриденфельда обучалось 65 мальчиков, 6 девочек и работало два учителя. В церковной школе обучалось 74 мальчиков, 98 девочек и работал один учитель. Школы содержались на средства церковной общины. В 1913 г. сельское общество обратилось в местное земство с просьбой увеличить количество учителей в земской школе до 5 человек и построило дополнительное здание земской школы. Однако решение земства вызвало недовольство части обшины: в земскую школу было направлено три немецких учителя, две русских учительницы, а школа передана под управление местного пастора Аллендорфа. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана начальная школа.
Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В 1860–1865 гг. лютеранская община Фриденфельд обслуживалась пасторами из прихода Варенбург (ныне с. Привольное Ровенского района Саратовской обл.). В 1865–1882 гг. община Фриденфельд входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), созданный 25 октября 1865 г. С 1882 г. из отделенных от прихода Экгейм лютеранских поселений – Брунненталь (ныне с. Кривояр Ровенского района Саратовской обл.), Гуссенбах (ныне с. Первомайское Краснокутского района Саратовской обл.), Гнаденфельд (ныне с. Кирово Краснокутского района Саратовской обл.), Ней-Байдек (ныне не существует), Благодаровка (ныне не существует), Добрино (ныне не существует) был образован приход Брунненталь. После создания самостоятельного прихода Брунненталь в приход Экгейм входили колонии Фриденфельд, Ней-Бауер, Ней-Шиллинг, Лангенфельд, Розенфельд, Экгейм, Эренфельд и община Красного Кута. По состоянию на 1905 г. лютеранский приход Экгейм насчитывал 10 733 прихожана.
В первые годы после создания колонии отдельного церковного здания в селе не имелось. Долгое время колонисты проводили богослужения в здании небольшого школьно-молитвенного дома, построенного в год основания колонии. Новый деревянный школьно-молитвенный дом появился в Фриденфельде в 1888 г. Он имел статус филиального и был освящен во имя Св. Троицы. Недалеко от школьно-молитвенного дома находился пасторат, который располагался во Фриденфельде, а не в официальном центре прихода – Экгейме.
Пробст Левобережья Волги, пастор прихода Экгейм Иоганн Аллендорф (1856–1932) на церковном конгрессе в Бальцере зимой 1919 г. выступил против автономии поволжских приходов, навязанной органами Советской власти церковной организации Поволжья. В 1918–1919 гг. фактический распад Евангелическо-лютеранской церкви в России, отсутствие связей с церковным руководством и массовая эмиграция священников привели к тому, что многие приходы, в том числе и община Фриденфельд, присоединилась к Свободной Евангелическо-лютеранской церкви конгрегационального положения – церковной организации, существовавшей в СССР в 1927–1935 гг., созданной на основе отделившихся от официальной церкви общин и стремившейся к сотрудничеству с советской властью (была аналогична обновленческому движению в Русской Православной церкви).
В результате осуществления антирелигиозной политики число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины и священнослужителей находилась под постоянным контролем со стороны органов власти. К числу лишенцев был отнесен и последний пастор Экгейма – Иоганн Аллендорф. В характеристике, составленной на него органами НКВД, священник был назван «зажиточным старым лишенцем, имеющим крупное сельское хозяйство и относящимся пассивно к мероприятиям советской власти». Через некоторое время после смерти пастора его приход, один из самых многочисленных в Левобережье прекратил свое существование.
В середине 1930-х гг. закрытие церквей приобрело массовый характер. Церковь в Фриденфельде была закрыта согласно Постановлению Президиума АССР немцев Поволжья 13 мая 1933 г. Основанием для закрытия церкви послужил тот факт, что из 631 верующего села 597 человек высказались за ликвидацию церкви, а лишь 34 человека просили оставить кирху в их распоряжении. Президиум АССР НП рекомендовал переоборудовать здание кирхи под культурно-просветительские цели.
Пасторы прихода Варенбург (Привольное), служившие в общине Фриденфельд. 1860–1865 гг. – Франц Карл Гельц (Franz Karl Hölz). Список пасторов прихода Экгейм, служившие в общине Фриденфельд. 1867–1868 гг. – Фридрих Генрих Вильгельм Келлер (Friedrich Heinrich Wilhelm Keller). 1869–1877 гг. – Вильгельм Штеркель (Wilhelm Stärkel). 1877–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1931 гг. – Иоганн Аллендорф (Johannes Allendorf).
В 1859 г. в Фриденфельде проживало 253 иностранных поселенца, в 1889 г. – 1217 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Фриденфельде насчитывалось 1591 человек, из них 1571 немец. В 1905 г. в селе проживало 2568 человек, в 1910 г. – 2891 человек. После 1917 г. число жителей постоянно уменьшалось под влиянием политики большевиков: вследствие голода начала 1920-х и 1930-х гг., раскулачивания, репрессий, эмиграции населения. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г. в Фриденфельде проживало 2524 человека, все они были немцами. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Фриденфельде проживало всего 1517 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 348 домохозяйств (из них 337 немецких) с населением 1849 человек (из них 872 мужчины и 977 женщин), в том числе 1829 немцев (из них 863 мужчины и 966 женщин). В 1931 г. в Фриденфельде проживало 2200 человек, 2191 из которых были немцами. В 1939 г. в селе насчитывалось 2614 человек.
Ныне с. Комсомольское Краснокутского района Саратовской области. В настоящее время в селе проживает около 1050 человек. В Комсомольском имеются средняя образовательная школа, больница, отделение связи, несколько магазинов, установлен памятник В.И. Ленину. После ликвидации АССР немцев Поволжья и до 1959 г. село являлось административным центром Комсомольского района.
Немецкая архитектура оставила в современном Комсомольском гораздо больше следов, чем в близлежащих селах – несколько десятков жилых деревянных и даже кирпичных домов. Центр села сохранил старую планировку немецкого Фриденфельда. Наличие в современном Комсомольском нескольких жилых кварталов с широкими протяженными улицами дает ясное представление о структуре расселения колонистов. В современном селе до сих пор хорошо просматривается первоначальный архитектурный план бывшей немецкой колонии, в центре которой находилась торговая площадь с церковью, школой, пасторатом, жилыми домами пастора, шульмейстера и ремесленников. На месте, где ранее находилась церковь, в 1958 г. был построен сельский дом культуры с кинотеатром. На сельском кладбище сохранилось несколько послевоенных немецких захоронений.
Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917–1938). – М., 1999; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Stumpp К. Verzeichnis der evangelischen Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. – Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978. – Evangelischer Teil; Volkszeitung. – 16. März 1914. – № 22. – S. 2.
Архивы: ГАСО. Ф. 637. Оп. 38. Д. 71, 72; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 934. Л. 78; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 14.