DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ШУЛЬЦ (Schulz, Луговая Грязнуха), ныне с. Луговское Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Заброшенный четырехскатный дом в с. Луговое
Заброшенный двухскатный дом в с. Луговое

ШУЛЬЦ (Schulz, Луговая Грязнуха), ныне с. Луговское Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Большой Караман. Находилась в 408 верстах от Самары, в 42 верстах от Саратова, в 172 верстах от уездного города Новоузенск и в 10 верстах от волостного села Красный Яр. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Караманскую (Тонкошуровскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Шульц являлось административным центром Шульцского сельского совета Тонкошуровского кантона. В 1926 г. в Шульцский сельский совет входили село Шульц и выс. Мечетка. С 1922 г. с. Луговая Грязнуха относилось к Красноярскому кантону Республики немцев Поволжья. В конце 1927 г. в Немреспублике была проведена административно-территориальная реформа и Постановлением ВЦИК РСФСР «Об изменениях в административном делении АССР НП и о присвоении немецким селениям прежних наименований, существовавших до 1914 г.» Красноярский кантон был ликвидирован, а село Луговая Грязнуха передано в Тонкошуровский (Мариентальский) кантон. В 1935 г. Красноярский кантон был восстановлен.

Немецкая колония Шульц была основана 8 сентября 1766 г. как коронная колония. Свое наименование получила в честь первого форштегера Иоганна Якоба Шульца, 42-летнего цехового из Любека, прибывшего в Россию с женой Софией Фредерикой, 41 года. Второе официальное русское название, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г., – Луговая Грязнуха, – колония получила по одноименной речушке.

Основателями колонии стали 35 семей, выходцев из различных немецких земель – Саксонии, Курпфальца, Пруссии. В списке первых колонистов значатся также выходцы из прусской Померании и даже цеховой из Санкт-Петербурга Петер Матерн. Все колонисты являлись лютеранами, четыре человека (семья Иоганна Георга Габеля и холостой Франц Бартацейе) придерживались реформатской ветви протестантизма, три человека (семья Альберта Костьяница) являлись католиками.

Среди первых 28 домохозяев было 12 цеховых ремесленников (так при составлении списков первых поселенцев были записаны в этой колонии представители неземледельческих специальностей), купец, фельдшер и два солдата. Остальные первые переселенцы являлись хлебопашцами.

Первые годы после заселения колонисты Шульца, как и многие другие поволжские немцы, испытали ряд невзгод. В 1766 г. колония была практически полностью разорена киргиз-кайсаками. Впоследствии успешное в целом развитие колонии затруднялось отсутствием решения одной из важнейших проблем – малоземелье. Заволжские поселения были менее обеспечены землями, чем другие регионы Саратовской губернии. За время между 5-й (1788) и 8-й (1834) ревизиями население колонии увеличилось более чем в пять раз. По ведомости колоний иностранных поселенцев колонисты были наделены землей в ходе 8-й ревизии 1834 г. по 15 десятин на душу мужского населения. По ревизии 1857 г. количество надельной земли составляло около 5,5 десятин на душу, что отрицательно сказывалось на стабильности колонистских хозяйств. Малоземелье стало причиной стремления ряда колонистских семей к переселению за пределы Шульца и заставило колонистов создавать дочерние колонии. Недостаток пашенных, лесных и сенокосных угодий приводил к частым судебным разбирательством немецких колонистов друг с другом. Так, в 1809 г. форштегер и колонистское общество Шульца обратилось с жалобой в Контору опекунства на поселян Тонкошуровки и Отроговки, косивших траву на лугах, отведенных колонии Шульц. Имена всех форштегеров колонии не известны, однако до 1830 г. форштегером являлся колонист Гросс. Население колонии постоянно росло. В 1910 г. по сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета в селе насчитывалось 179 дворов, работало четыре ветряных мельницы.

После прихода к власти большевиков многие немецкие поселения были охвачены восстанием против советской власти. С марта по апрель 1921 г. в руках повстанцев находились Шульц, Шефер, Зельман, Бальцер, Мариенталь, Старица и др. населенные пункты. Штаб восставших голодных крестьян, как он себя называл, издал приказ о мобилизации всех мужчин немецких поселений Осиновка, Липовка, Липов Кут и Луговая Грязнуха и приказал под угрозой расстрела немедленно прибыть в с. Звонарев Кут для организации вооруженного сопротивления красноармейским отрядам. 28 марта из Луговой Грязнухи началось наступление повстанцев на красные отряды. Численность мятежников составляла до 300 человек пехоты и 150 всадников, что почти вдвое превосходило силы красных. Однако за счет лучшего вооружения Луговая Грязнуха была захвачена без боя. После подавления восстания, по решению выездной сессии Ревтрибунала, сотни участников движения были расстреляны, а их имущество конфисковано.

В годы советской власти для жителей села работала передвижная библиотека, был открыт клуб, создано сельскохозяйственное кредитное товарищество, организован колхоз имени В.М. Молотова. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Луговское.

Школа и обучение детей

Кроме церковно-приходской школы, которая имелась в Шульце с момента основания, как и во всех немецких колониях, здесь с 1870-х гг. действовала земская школа, в которой дети изучали и русский язык. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 2151 жителя села 264 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Шульце посещаемость школы детьми школьного возраста была стопроцентной, во многих других селах часть детей не могла учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе Шульца обучалось 64 мальчика и работало два учителя, девочек в школе не было, родители считали вполне достаточным для них уровень образования, предоставляемый церковно-приходской школой. В церковной школе обучалось 77 мальчиков, 123 девочки и работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты и на их базе создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь

Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1820 г. колония Шульц относилась к приходу Розенгейм (Подстепное). С 1820 г. община Шульца вошла в евангелическо-лютеранский приход Рейнгардт (Осиновка). К приходу Рейнгардт кроме Шульца относились церковные общины немецких колоний Рейнгардт (Осиновка), Рейнвальд (Старица), Урбах (Липов Кут), и Шефер (Липовка). Приход Рейнгардт, к которому относилось с. Шульц, в 1905 г. насчитывал 14 527 прихожан.

Первая деревянная церковь в колонии была возведена в 1805 г. До этого времени богослужения колонисты проводили в школьно-молитвенном доме. Здание первой церкви прихожане использовали около 60 лет. В 1864 г. первая кирха была снесена. В 1864–1870 гг. на месте старой церкви была возведена новая кирха, спроектированная в стиле русского классицизма, который был широко распространен при строительстве православных церквей и стал типичным для поволжских немецких колоний. Вполне оправдано иронично-пренебрежительное название данного церковного стиля – «контор-стиль», данное ему колонистами в честь Конторы опекунства, навязывавшей общинам строительство церковных зданий по одному типовому архитектурному проекту.

Новое церковное здание, появившееся в Шульце, было довольно просторным по сравнению со старым и имело скамьи для 1200 молящихся. В 1864–1868 гг. под руководством архитектора Конторы опекунства вокруг церкви была возведена капитальная ограда с массивными аркообразными воротами. В 1911 г. кирха подверглась капитальному ремонту. Рядом с церковью находились деревянная звонница.

В начале ХIХ в. и в 1826–1830 гг. два прихода – Рейнгардт и Неб (Рязановка), созданные в 1820 г. –, были объединены под руководством одного пастора Давида Флиттнера. Причиной этому являлась нехватка священников в немецких колониях Поволжья. Несмотря на сокращение числа общин в приходах, проведенное суперинтендентом Саратовской консистории Игнатием Аурелием Фесслером, положение в лютеранских общинах оставалось далеким от идеала. Чтобы проповедовать во всех общинах прихода пастор был вынужден проходить не менее 225 верст по 6–7 раз в год.

Последний пастор прихода – Вильгельм Миллер – в 1921 г. эмигрировал из России. В 1925 г., не имея собственного пастора, община попала под влияние кюстера Якоба Фрицлера, провозгласившего себя епископом и ставшего основателем Свободной Лютеранской церкви в Поволжье. Простые прихожане не видели особых различий между живоцерковниками и официальной церковью, их не волновала борьба за власть, а интересовала лишь возможность посещения богослужений. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе Шульц насчитывалось 448 верующих, из них 45 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). К середине 1930-х гг. все лютеранские общины в независимости от того, относились ли они к официальной или новой церкви, прекратили свое существование. В это время в стране массово закрывались храмы всех конфессий. На местах предпочитали закрыть богослужебное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 11 марта 1934 г., так как из 262 членов церковной общины 245 высказались за закрытие церкви.

Список пасторов

Пасторы прихода Розенгейм (Подстепное), служившие в общине Шульц. 1767–1785 гг. – Людвиг Гельм (Ludwig Helm). 1786–1788 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1788–1792 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1792–1815 гг. – Кристиан Фридрих Егер (Christian Friedrich Jäger). 1816–1820 гг. – Франц Гельц (Franz Hölz). Пасторы прихода Рейнгардт, служившие в общине Шульц. 1821–1826 гг. – Иоганн Гастхоффер (Johann Hasthoffer). Пасторы прихода Неб (Рязановка), служившие в общине Шульц. 1826–1830 гг. – Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). Пасторы прихода Рейнгардт, служившие в общине Шульц. 1830–1841 гг. – Иоганн Христиан Линдбла(д)тт (Johann Christian Lindbla(d)tt). 1842–1851 гг. – Фердинанд Магнус Мазинг (Ferdinand Magnus Masing). 1853–1880 гг. – Иоганн Гуппенбауэр (Johannes Huppenbauer). 1883–1896 гг. – Карл Теодор Гельц (Karl Theodor Hölz). 1897–1908 гг. – Иоганн Саломо Куфельд (Johannes Salomo Kufeld). 1912–1921 гг. – Вильгельм Миллер (Wilhelm Miller).

Численность населения

В 1767 г. в Шульце проживало 74 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 143 человека. В 1788 г. в колонии проживал 91 человек, в 1798 г. – 142, в 1816 г. – 245, в 1834 г. – 501 человек. В 1850 г. количество жителей в Шульце составляло 731 человек, в 1859 г. – 987, в 1889 г. – 1105 человек. В 1876 г.– 878 93 жителя села выехали в Америку. По переписи населения 1897 г., в Шульце проживало 1453 человека, 1451 из них были немцами. В 1905 г. общее количество населения села составляло 2092 человека, в 1910 г. – 2226 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 1511 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 51, а умерло 239 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Шульце проживало всего 1092 человека, в 1923 г. – 954 человека. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 180 домохозяйств с населением 957 человек (из них 446 мужчин и 511 женщин), все они были немцами. В 1931 г. в селе проживало 933 человека, все они были немцами.

Село сегодня

Ныне с. Луговское Энгельсского района Саратовской области. На современных картах бывшая немецкая колония Шульц еще значится как село Луговское, однако села здесь уже практически не существует: на его месте – лишь пара жилых домов. На территории села сохранилось несколько заброшенных домов, имеющих типичные для немецкого зодчества архитектурные особенности. Масштабные пропорции, высокие четырехскатные (вальмовые) или двухскатные (полувальмовые) крыши, большие флигели восходят к германскому крестьянскому жилищу. Вокруг села – фермерские и охотничьи угодья.

 

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998. ; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 4. Kolonien Reinhardt – Warenburg. – Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2008.

Источники

Архив: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 14470; Оп. 5. Д. 1; Ф. 637. Оп. 2. Д. 3039; Оп. 3. Д. 44; ГИАНП. Ф. 280. Оп. 1. Д. 1–2. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66; Д. 890. Л. 13; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 21.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос