РОЗЕНФЕЛЬД (Rosenfeld, Розовое), ныне с. Розовое Советского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Нахой. Находилась в 452 верстах от города Самары, в 129 верстах от уездного города Новоузенска, в 53 верстах к юго-востоку от Покровской слободы и в шести верстах от волостного села Александерге. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Нижнекараманскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Розененфельд являлось административным центром Розенфельдского сельского совета Мариентальского (Тонкошуровского) кантона. В 1926 г. в Розенфельдский сельский совет входили с. Розенфельд, хутор Розенфельд, производственные товарищества хутора Розенфельд, производственные товарищества имени К. Либкнехта и хутор на бывшей оброчной станции № 869.
Немецкая колония Розенфельд была основана в 1859 г. Поселение являлось дочерним и было создано из колонистов, проживавших ранее в материнских колониях, преимущественно в Норке. Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье.
Среди утраченных дел Саратовской Конторы иностранных поселенцев в Государственном архиве Саратовской области имеется «Дело о назначении места под поселение колонистов на речке Нахой и о выселении колонистов Красноярского округа», датированное 1845 г. Небольшая речушка Нахой, длина которой составляла всего около 50 км, стала местом основания трех немецких поселений – Розенфельд, Вейценфельд и Гнадендорф. Первой из них в 1849 г. была основана колония Вейценфельд, которая стала центром лютеранского прихода. Позже, в 1859 г., были основаны Гнадендорф и Розенфельд.
В 1858 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании новых колоний Гнаденфель, Розенфельд, Мариенбург…». Название колонии в переводе с немецкого означало «розовое поле» и произошло от немецких слов «Rose» – «роза» и «Feld» – «поле». Такое название не соответствовало действительности, так как место, где находилась колония, было окружено бескрайними степями, овражистыми и солончаковыми землями, где выращивание роз было весьма проблематичным. Администрация колоний, старавшаяся называть поселениям ярко и красиво, дала наименование Розенфельд еще одной колонии, располагавшейся на р. Еруслан (ныне с. Норки Краснокутского района Саратовской обл.). Объединенные сегодня в одно село Розовое – бывшие немецкие колонии Вейценфельд и Гнадендорф, а также лютеранский приход Вейценфельд – свои вторые названия получили по речке Нахой, однако это название применялось редко.
От перевода первой части немецкого наименования появилось и русское название колонии – Розовое. Оно было дано колонии в 1916 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. По 9-й ревизии 1850 г., колония была наделена землей по 15 десятин на душу мужского населения. По 10-й ревизии 1857 г., на 303 колонистов мужского пола причитался надел по 11,6 десятин. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно ¼ часть от посевов пшеницы. Благоприятные для земледелия годы сменялись неурожайными. Огромное значение для развития сельского хозяйства имели природно-климатические условия. Почва вокруг поселения была глинисто-песчаной и солончаковой, что препятствовало произрастанию растений. Форма землевладения являлась общинной. Многие колонисты предпочитали обрабатывать не по одному, а по 2–3 надела. Из материнской колонии Норки колонисты привезли с собой в Розенфельд умение ткать сарпинку, и часть жителей занималась на своих дворах этим ремеслом, активно привлекая к работе женщин и детей с 7-летнего возраста.
В 1857 г. на территории бывшей колонии проживало 99 семей. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось уже 206 дворов, было построено три ветряных мельницы. В годы советской власти в селе были созданы два сельскохозяйственных производственных товарищества, имелась кооперативная лавка, были открыты библиотека и сельский клуб. В сентябре 1941 г. все жители села были депортированы, с 1942 г. село носило название Розовое.
Церковная школа появилась в селе в 1859 г., в год основания здесь немецкого поселения. До строительства первой церкви богослужения и школьные занятия проводились в едином школьно-молитвенном доме. Вскоре после основания школа получила статус училища. В 1893/1894 уч. гг. в церковно-приходском училище обучалось 109 мальчиков и 110 девочек. Должность кюстера-шульмейстера в конце 1880-х – 1890-е гг. занимал житель села Эндерс.
На рубеже веков церковной общиной было принято решение построить на собственные средства новое здание школьно-молитвенного дома. С помощью изысканной архитектуры постройки жителям села удалось передать атмосферу, царившую в немецком поселении в конце ХIХ в. Первоначально розенфельдцам было предложено на выбор несколько эскизов. Начав с простых и недорогих проектов, ограничивавшихся простыми карнизами и отделкой окон, поселенцы остановились на довольно сложном архитектурном решении. Ими были выбраны чертежи изящного кирпичного здания, имевшего выступающие вперед правую и левую части здания. Парадный вход находился в центре здания. Фасады всех трех частей венчались тремя элегантными кирпичными фронтонами с декорированными башенками. Здание школы являлось одним из самых красивых и оригинальных в близлежащих немецких колониях.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. почти из 1770 жителей села 223 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Розенфельде посещаемость школы детьми школьного возраста была почти стопроцентной, тогда как во многих других селах часть детей не могла учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 120 мальчиков, 103 девочки, работало пять учителей. В годы советской власти школа перешла в ведение Наркомпроса и была преобразована в 4-классную начальную школу.
Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Община Розенфельд относилась к евангелическо-лютеранскому приходу Вейценфельд, в который входили также немецкие колонии Александерге, Вейценфельд, Гнадендорф и Ней-Тарлык. Приход был основан из дочерних колоний 27 января 1862 г. Вейценфельд являлся одним из самых старых евангелическо-лютеранских приходов степной части Левобережья Волги. Приход Вейценфельд, куда входила община Розенфельд, в 1905 г. насчитывал 8457 прихожан.
Точная дата окончания строительства кирхи в Розенфельде неизвестна. Но уже к концу 1870-х гг. церковь в колонии существовала. Она была построена по типовому проекту Фердинанда Лагуса, являвшегося архитектором, землемером, заведующим строительной и лесной частью Саратовской Конторы опекунства. Лагус, под руководством которого в поволжских колониях были сооружены десятки одинаковых церквей, сыграл особую роль в негативном восприятии колонистами архитектурной манеры строительства культовых зданий. Отличавшийся сухостью и однообразием стиль построек архитектора, не справлявшегося с большим объемом работы, получил от поселенцев негативное обозначение «бюрократический» или «контор-стиль». Рядом с церковью была установлена деревянная звонница, напротив церкви находилось здание школьно-молитвенного дома.
Первым пастором прихода Вейценфельд, к которому относилась община Розенфельд, стал Теодор Гельц, служивший в приходе долгие 20 лет. После того как в 1883 г. он был приглашен на должность священника в село Рейнгардт (Осиновка), все общины прихода Вейценфельд остались без пастора и богослужения в них в течение нескольких лет проводили кюстеры. Только в 1887 г. пастором в приходе стал Готтлиб Кох. В 1929 г. он был арестован в Оренбурге и осужден по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционной деятельности. Репрессиями священнослужителей сопровождались бесчеловечные методы антицерковной политики советской власти.
Пик антирелигиозной политики пришелся на период после принятия постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» в 1929 г., которое ввело ряд ограничений на деятельность религиозных обществ. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе Розенфельд насчитывалось 784 верующих, из них 98 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. В этот период закрытие церквей приобрело массовый характер. В ряде мест церкви перестраивались в склады, гаражи или просто отдавались под слом, как не соответствовавшие требованиям социалистической архитектуры. Церковь в Розенфельде была закрыта согласно Постановлению Президиума АССР немцев Поволжья 20 января 1934 г. Основанием для закрытия церкви послужил тот факт, что из 416 верующих села 356 человек высказались за ликвидацию церкви, а лишь 60 прихожан просили оставить кирху в их распоряжении. Президиум АССР НП рекомендовал переоборудовать здание храма под культурно-просветительские цели.
1862–1883 гг. – Карл Теодор Гельц (Karl Theodor Hölz). 1883–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1923 гг. – Готтлиб Кох (Gottlieb Koch).
В 1889 г. в Розенфельде проживало 1028 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в селе насчитывалось 1121 человек, из них 1114 были немцами. В 1905 г. в Розенфельде проживало 1729, в 1910 г. – 1891 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Розенфельде проживал 1381 человек. В 1921 г. в селе родилось 52, а умер 91 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Розенфельде проживал 1191 человек, в 1923 г. – 1299 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 265 домохозяйств (из них 263 немецких) с населением 1393 человека (из них 716 мужчин и 677 женщин), в т.ч. 1387 немцев (из них 714 мужчин и 673 женщины). В 1931 г. в Розенфельде проживало 1793 человека, из них – 1771 немец.
Ныне правобережная, центральная и западная части с. Розовое Советского района Саратовской обл. Значительная часть территории, на которой ранее располагалось с. Розенфельд, в настоящее время является селом Розовое. Современное село Розовое на две части разделяет река Нахой, по живописным берегам которой пасутся табуны лошадей и стада коров. Сегодня на берегу речки Нахой, устье которой находится в 114 км по левому берегу реки Большой Караман, расположены населенные пункты Александровка, Новочарлык, Пионерское, Розовое и станция Наливная.
На левобережной территории, занимаемой большей частью современного села Розовое, ранее находилось немецкое поселение Вейценфельд, а на правобережной восточной окраине располагалось село Гнадендорф. К началу ХХ в. самым многочисленным среди немецких поселений на реке Нахой стал Гнадендорф (2062 человека в 1910), затем следовал Розенфельд (1891 житель) и Вейценфельд (1632 жителя). По причине близкого расположения все три поселения со временем слились в один населенный пункт – с. Розовое. В современной школе с. Розовое обучается боле 125 детей и работает 25 учителей.
Приходская кирха не сохранилась, сегодня на ее месте – футбольное поле. Гордостью села по-прежнему является изящное здание бывшей немецкой школы, в котором в настоящее время расположены Сбербанк России, отделение связи, АТС с. Розовое и магазин «Корнелия». На территории современного села сохранилось множество добротных деревянных немецких домов. Некоторые из них заброшены и давно пустуют, другие постоянно подновляются, ремонтируются и еще долго прослужат своим владельцам.
Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Schnurr J. Das protestantische Gotteshaus // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. – Ev. Teil. – Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978; Stumpp К. Verzeichnis der evangelischen Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. – Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978. – Evangelischer Teil; Volkszeitung. – 8. Mai 1914. – №36; Nachrichten. – 1937. – 9. April.
Архив: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321, 2978; Ф. 637. Оп. 35. Д. 88–89; Оп. 2. Д. 3039; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66; Д. 890. Л. 20; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 5.