DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ФАСТ (Fast) Герман (1860–1935), миссионер, учитель, издатель, переводчик

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ФАСТ (Fast) Герман (14 апреля 1860, колония Гнаденфельд, Бердянского уезда, Таврической губ. – 22 марта 1935, Пердью, Саскачеван, Канада), миссионер, учитель, издатель, переводчик.

Был тринадцатым ребенком из 14 детей поселянина-меннонита Исаака Петера Фаста, переселившегося в Россию из Пруссии. Обучался в школе Vereinsschule, действовавшей в системе менонитского Общества содействия школьному образованию в Орлове, затем в центральной школе Zentralschule в колонии Гнаденфельд. В 1878–1879 гг. преподавал в школе в Руднервайде, затем в лютеранской школе в Бердянске. В течение трех последующих лет учился в Санкт-Кришонской Библейской школе в Швейцарии, близ Базеля, где получил евангелическое миссионерское образование.

После возвращения в Россию в 1883 г., преподавал два года в показательной школе Musterschule в Гальбштадте (Молочанске). В 1885 г. отправился в Феодосию (Крым), где проповедовал в лютеранской церкви и изучал русский язык.

В 1886–1894 гг., по приглашению графини Е.И. Шуваловой был воспитателем ее внука, молодого графа Василия Петровича Орлова-Денисова (1876–1916), что потребовало его переезда в Санкт-Петербург. С 1890 года проявляет себя как миссионер и влиятельное лицо в евангельском движении в России. Ближайшим соратником Фаста в миссионерской деятельности стал И.С. Проханова в 1888–1893 гг. студента С.-Петербургского Технологического института.

В Петербурге Фаст, состоя на жаловании миссионера Русского союза баптистов, организовал местную баптистскую общину. Собрания из-за гонений носили нелегальный характер, происходили в небольших помещениях, с соблюдением требований конспирации. В 1890 г. Фаст начал издавать в Санкт-Петербурге журнал «Беседа» и первые три года был его главным редактором. Журнал имел целью объединение, сплочение и наставление верующих всех евангельских направлений и рассылался подписчикам по почте в разные регионы Российской империи.

Благодаря своим многочисленным связям, Фаст был фигурой, связующей петербургских верующих как с разными евангельскими группами в России, так и с различными протестантскими организациями в Европе, содействуя их сближению.

Годы пребывания Фаста в Петербурге пришлись на пик репрессивной политики государства по отношению к евангельским верующим, многие их которых были сосланы в Закавказье и оказались без средств к существованию. Фаст, используя свое влияние, прибегал к помощи высокопоставленных лиц (графини Е.И. Шуваловой, княгини М.Н. Щербатовой, барона П.Н. Николаи и др.) для решения проблем, с которыми к нему обращались. Кроме того, Фаст лично участвовал в духовной и материальной поддержке ссыльных, привлекая внимание и ища помощи у зарубежных христиан. Наибольший общественный резонанс вызвала поездка Фаста в Закавказье вместе с двумя квакерами – англичанином Беллоу и австралийцем Нисом (декабрь 1892 – февраль 1893).

 Другое направление деятельности Фаста – заведование детским приютом, открытом в Петербурге в 1889 г. на частные пожертвования. В 1893 г. в нем было 43 ребенка, в том числе «дети братьев по вере, умерших в ссылке за веру в Господа» (вообще же в приют принимались все дети, которым любая иная помощь была недостаточна).

22 марта 1894 г. в квартире Фаста в Петербурге был произведен обыск. Были изъяты личный архив (тетради учета, переписка и другие документы), а также печатное оборудование. Поскольку продолжать прежнюю деятельность в столице стало невозможно Фаст с семьей и группой единоверцев в мае 1894 г. отправился в Крым. Приобретя участок земли под Симферополем, они организовали сельскохозяйственную коммуну «Вертоград», в основу которой были положены евангельские начала. Однако местные власти, негативно отнеслись к деятельности Фаста и установили за коммуной особый надзор.

В 1897 г. Фаст с женой и детьми эмигрировал в Румынию, где преподавал в частной школе в Констанце и был служителем церкви немецких баптистов в Добрудже. В июле 1901 г. Фаст с семьей эмигрировал в Канаду и поселился в Петровке, деревне духоборов.

Фаст являлся представителем Британского и Иностранного Библейского общества. Состоял членом братской менонитской общины в Вальдхайме в провинции Саскачеван, сотрудничал с русскоязычными журналами «Сеятель истины» и «Евангельская вера», как корреспондент и переводчик. Активно участвовал в съездах и конференциях, проводившихся Канадским Союзом евангельских христиан и Русским Менонитским Братством в Северной Америке.

Будучи некоторое время баптистским служителем, Фаст подметил в баптизме такие уязвимые места, как формализм, поверхностность, дух сектантского превозношения и обособленности внутри евангельского движения. Своим значительным влиянием среди баптистов России Фаст пользовался для смягчения строгой конфессиональности баптизма и проведения в нем евангельских, более свободных воззрений. В Канаде Фаст был членом церкви братских меннонитов и одновременно тесно сотрудничал с русскоязычными общинами евангельских христиан. При этом он легко общался и с теми, кто придерживался несколько иных взглядов: с толстовцами, духоборами, евреями, молоканами. «Полная конфессиональная свобода для каждой веры есть то, к чему мы должны стремиться», – говорил он.

Был женат дважды: 22 июня 1887 г. Фаст женился на Елизавете, урожденной Горинович, от которой имел пятерых детей: Николай, Мария, Ольга, Эрнест и Констанция. В декабре 1923 г. (первая жена Фаста умерла в 1916) – на Зинаиде Алимовой в Блэйн-Лэйке (Саскачеван).

Литература

Валькевич В.А. Записка о пропаганде протестантских сект в России и, в особенности, на Кавказе, Тифлис, 1900, т.1, с.158–174; Проханов И.С. Г.И. Фаст: посмертное слово // «Евангельская вера», № 7–9, 1935, с.27; Краткие сведения о покойном бр. Г.И. Фасте // «Евангельская вера», 1937, № 1–3, с.15; Степанов В.А. Светлая душа (Герман Фаст: жизнь и вклад в евангельское движение в России (1860–1935)) // Евангельская газета «Мирт», №2(93), 2016, с.26–33– http://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post–1924/;17.09.2016; Bachman, Don, Submission to GRANDMA Project by Don Bachman. 24 Feb 2004; Kahle, Wilhelm. Evangelische Christen in Russland und der Sowjetunion, Wuppertal, Oncken-Verlag, 1978; Fast, Hermann//The Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online, 1996–2016; Wardin, A. W. On the Edge, Eugene, Oregon, 2013, p. 243, 262, 266–268, 301–302.

Автор: Степанов В.

Задать вопрос