РЕЙНВАЛЬД (Reinwald, Рейнгольд, Старицкое, Старица), ныне с. Старицкое Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Большой Караман. Находилась в 410 верстах от Самары, в 38 верстах от Саратова, в 8 верстах от волостного села Красный Яр. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Красноярскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Рейнвальд являлось административным центром Рейнвальдского сельского совета Тонкошуровского кантона. В 1926 г. в Рейнвальдский сельсовет входили: с. Рейнвальд, выс. Мечетка, х. Грязнуха, Лесная сторожка. С 1922 и до 1927 г. с. Рейнвальд относилось к Красноярскому кантону Республики немцев Поволжья. В конце 1927 г. в Немреспублике была проведена административно-территориальная реформа и Постановлением ВЦИК РСФСР «Об изменениях в административном делении АССР НП и о присвоении немецким селениям прежних наименований, существовавших до 1914 г.» Красноярский кантон был ликвидирован, а с. Старица передано в Тонкошуровский (Мариентальский) кантон. В 1935 г. Красноярский кантон был восстановлен.
Немецкая колония Рейнвальд была основана 14 июля 1766 г. как коронная колония. Официальное русское название – Старица было присвоено колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. Немецкое наименование колония получила в честь колониста Иоганна Кристофа Рейнвальда, 33-летнего цехового из Курпфальца, прибывшего в колонию с 22-летней женой Марией Доротеей и избранного после расселения колонистов форштегером колонии. В списках первых колонистов форштегером назван Иоганн Горнус, 46-летний цеховой из Дурлаха, который был назначен старостой при погрузке колонистов на корабли еще за пределами России. Он был переизбран после прибытия на место поселения. Должности форштегеров были введены в немецких колониях согласно условиям самоуправления, дарованного иностранным поселениям. Колонисты пользовались правом выбирать форштегера, который был подотчетен общему собранию колонии. Имена всех форштегеров колонии не сохранились, известно, что в 1830-е – 1840-е гг. форштегером являлся колонист Фридрих Димер.
Основателями Рейнвальда стали 57 семей из Вюртемберга, Курпфальца, Саксонии и других немецких земель. Большинство колонистов являлись лютеранами, однако одна семья – Мартин Даген из Курпфальца с женой и дочерью исповедовали реформатство.
Среди первых 62 домохозяев было 12 цеховых ремесленников (так при составлении списков первых поселенцев были записаны в этой колонии представители неземледельческих специальностей). Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами. Одной из основных целей привлечения колонистов в Россию было освоение ими земледельческой зоны в пустынных степных окраинах, какой являлось и Заволжье. Заволжские поселения были менее обеспечены землями, чем другие регионы Саратовской губернии.
Расположение колонии в степи, на левом берегу Волги не позволило колонистам избежать многих невзгод, и экономическое развитие Рейнвальда постоянно осложнялось внешними факторами. В 1776 г. колония подверглась нападению киргиз-кайсаков и была частично разгромлена. Киргиз-кайсаки – кочевые тюркские племена, сохранившие родовой строй, осуществляли из приволжских степей постоянные набеги на немецкие колонии Левобережья Волги. Нападения имели тяжелые последствия для немецких поселений, киргизы уводили в плен колонистов, грабили и жгли дома, убивали непокорных. Колонисты создавали заградительные отряды, обращались за помощью к императрице Екатерине II, организовывали выкуп пленных, которых, по подсчетам Дитца, могло быть около 2500 человек. Русское правительство, осознавая опустошительные последствия набегов, обнесло колонии рвами, валами и бастионами и создало регулярные отряды для охраны пограничных степных рубежей.
Колонисты занимались хлебопашеством, специализировались на разведении пшеницы и ржи. По ведомости колоний иностранных поселенцев колонисты были наделены землей в ходе 8-й ревизии 1834 г. по 15 десятин на душу населения. По ревизии 1857 г. количество надельной земли составляло около 5,2 десятин на душу. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в Рейнвальде имелись кирпичный завод (проданный сельской общиной в начале ХХ в. частным лицам), одна паровая и пять ветряных мельниц. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета в колонии в 1910 г. насчитывалось удобной надельной земли – 7753 десятины, неудобной – 2099 десятин.
После революции 1917 г. жизнь немецких поселений изменилась коренным образом. Весной 1921 г. восстание против советской власти охватило многие немецкие села. С марта по апрель в руках повстанцев находились Зельман, Бальцер, Мариенталь, Рейнвальд и мн. др. населенные пункты. Непримиримо настроенные к большевистской власти, вооруженные крестьяне свергали Советы, создавали новую власть – революционные тройки и раздавали зерно крестьянам. Значительная часть территории автономной области немцев Поволжья находилась в руках восставших. 29 марта 1921 г. отряд особого назначения при обкоме РКП(б) захватил Рейнвальд. После подавления восстания, по решению выездной сессии Ревтрибунала, сотни участников движения были расстреляны, а их имущество конфисковано.
В период коллективизации, когда в Рейнвальде были созданы колхозы «Культурная революция» и «Ротфронт», в селе также имели место различные антисоветские проявления. Так, в 1934 г. в период отчетно-перевыборной кампании Советов в Рейнвальде было сорвано проведение общего собрания жителей по причине массового опьянения избирателей во главе с председателем сельсовета, которых «споили кулаки». Десятки жителей села были репрессированы за создание контрреволюционной организации, выступавшей против Советской власти. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Старицкое.
Церковная школа появилась в селе с момента основания. В ней обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет, находившиеся в одном классе и выполнявшие задания учителя-шульмейстера. Шульмейстеры имели право наказывать школьников, а протесты родителей оставались без внимания. Так, в 1822 г. община Рейнвальда обратилась в консисторию с жалобой на шульмейстера Беккера, настаивая на уменьшении его жалования и ссылаясь на то, что учитель «несправедливо требует с общества колонии хлеб». 19 июля 1822 г. консистория поручила пастору Отто уволить церковного старосту как зачинщика жалобы, признать Беккера «верным и добросовестным» шульмейстером. Церковным общинам было запрещено впредь обсуждать вопросы увольнения шульмейстеров, которые были объявлены подотчетными только духовному начальству. Консистория предписала объявить данный указ во всех церквях колоний.
Обучение в церковных школах носило, в основном, религиозный характер. Преподавание русского языка не являлось обязательным. В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который поблагодарил пробста за выделение дополнительных ассигнований на содержание учителя русского языка в Рейнвальде, указав на то, что во многих других немецких школах на 500 детей приходится лишь один учитель русского языка. Кроме церковно-приходской немецкой школы в Рейнвальде во второй половине ХIХ в. действовала земская школа, в которой дети изучали русский язык наравне с другими предметами.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 5131 жителя села 605 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной. По данным Эрбеса, 135 детей не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе обучалось 211 мальчиков, 73 девочки и работало четыре учителя; в церковной школе обучалось 62 мальчика, 124 девочки и работало два учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины.
Кирпичный школьно-молитвенный дом, сохранившийся по настоящее время, был построен в непосредственной близи от церкви в 1887 г. и освящен 27 сентября 1887 г. В нем располагалась церковная школа. Здание являлось гордостью жителей Рейнвальда, так как было одним из самых больших в близлежащих селах. В годы советской власти церковная и земская школы были закрыты и на их базе создана начальная школа.
Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1820 г. колония Рейнвальд относилась к приходу Розенгейм (Подстепное). С 1820 г. община Рейнвальда вошла в евангелическо-лютеранский приход Рейнгардт (Осиновка). К приходу Рейнгардт кроме Рейнвальда относились церковные общины немецких колоний Рейнгардт (Осиновка), Шульц (Луговая Грязнуха), Урбах (Липов Кут), Шефер (Липовка).
Первая деревянная церковь в колонии была возведена в 1791 г. Кирха в Рейнвальде являлась одним из первых лютеранских храмов, построенных в немецких колониях Поволжья по желанию церковной общины. В первые годы основания немецких колоний Поволжья храмы строились на государственные средства. Казна построила для лютеран и католиков 24 деревянных церкви – по количеству первых приходов. Филиальные церкви возводились несколько позже и уже без участия государства. Первая кирха в Рейнвальде представляла собой простую по композиции и практически лишенную декора постройку. Она возводилась руками местных мастеров. В эти годы не могло быть и речи о каком-либо архитектурном стиле, гораздо важнее для колонистов был сам факт появления в российских степях протестантской кирхи, которая служила не только местом проведения богослужений, но и центром общинной жизни.
Строительство второй церкви началось с 1831 г. с разрешения Департамента государственного хозяйства и публичных зданий МВД. К 1835 г. старая кирха была значительно перестроена и увеличена в размерах, она имела скамьи для 500 молящихся. Но уже через 30 лет и она перестала отвечать требованиям растущей церковной общины и не могла вместить всех прихожан одновременно. В 1865 г. по проекту губернского архитектора Ф.Г. Лагуса в Рейнвальде было построено новое церковное здание, оно также было деревянным и как десятки других церквей того времени было возведено в т.н. «контор-стиле». Многие церковные общины пользовались храмами, возведенными в 1860-е гг. вплоть до их закрытия в 1930-е гг. В отличие от жителей других немецких поселений прихожане Рейнвальда уже в начале ХХ в. начали сбор средств на строительство новой кирпичной церкви. Дело в том, что церковная община имела в собственности кирпжичный завод, который после строительства церкви был продан частным лицам. Именно этот факт и позволил рейнвальдцам выстроить новый кирпичный храм.
В 1913 г. в селе была возведена новая церковь, та, которая сохранилась до настоящего времени. Кирха также была построена в контор-стиле, близком к позднему классицизму. Она являлась двухэтажной. Парадность церкви придавал притвор с четырьмя массивными колоннами, венчавшимися треугольным фронтоном, и расположенным над входом большим круглым окном. Кирха имела по четыре массивных колонны и по боковым сторонам здания. Колонны, стоявшие на пьедесталах геометрически правильной формы, были лишены декора и венчались скромными капителями без каких-либо лишних деталей и завитков. За колоннами находились боковые входы в кирху. Прямоугольная массивная трехступенчатая церковная башня-колокольня с крестом на шпиле имела три колокола.
В верхнем ярусе церкви располагались галереи, также опиравшиеся на массивные колонны. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. Кирха имела статус филиальной. Рядом с церковью были построены молитвенный дом и церковная школа, дом шульмейстеров и кистерат, которые сохранились по настоящее время.
Малочисленность центральной приходской общины и наличие в Рейнгардте, являвшимся центром прихода, небольшой деревянной церкви приводили к постоянному соперничеству Рейнвальда и Рейнгардта за право стать центром прихода и пригласить к себе для постоянного проживания пастора. Последний пастор прихода – Вильгельм Миллер в 1921 г. эмигрировал из России. В 1925 г., не имея собственного пастора, община попала под влияние кюстера Теляузы (Красной Поляны) Якоба Фрицлера, провозгласившего себя епископом и ставшего основателем Свободной Лютеранской церкви в Поволжье.
В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым, в селе Рейнвальд насчитывалось 307 верующих, из них 27 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). В эти годы в стране активно велась кампания по закрытию церквей всех конфессий. На местах предпочитали закрыть молитвенное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. Такая позиция приводила к многочисленным перегибам и массовым обращениям верующих в Комиссию по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья. 14 ноября 1933 г. Комиссия отклонила ходатайство о закрытии церкви в селе Рейнвальд, приняв решение «ввиду того, что не имеется точных данных по с. Рейнвальд о количестве населения, вопрос оставить открытым, в 5-дневный срок затребовать точные данные». Комиссия также указала, что «материал недостаточно оформлен, в списках не указан возраст прихожан, в некоторых случаях подписи сделаны одним лицом за несколько человек, а также явно преуменьшено количество населения». Однако власти находили всевозможные предлоги, чтобы отклонить жалобы верующих о незаконном закрытии храмов. И уже 22 ноября 1933 г. храм был закрыт. Из 871 члена церковной общины 806 высказались за ликвидацию церкви. Местные органы рекомендовали использовать ее здание под школу.
Пасторы прихода Розенгейм (Подстепное), служившие в общине Рейнвальд. 1767–1785 гг. – Людвиг Гельм (Ludwig Helm). 1786–1788 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1788–1792 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1792–1815 гг. – Кристиан Фридрих Егер (Christian Friedrich Jäger). 1816–1820 гг. – Франц Гельц (Franz Hölz). Пасторы прихода Рейнгардт, служившие в общине Рейнвальд. 1821–1826 гг. – Иоганн Гастхоффер (Johann Hasthoffer). Пасторы прихода Неб (Рязановка), служившие в общине Рейнвальд. 1826–1830 гг. – Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). Список пасторов прихода Рейнгардт, служившие в общине Рейнвальд. 1830–1841 гг. – Иоганн Христиан Линдбла(д)тт (Johann Christian Lindbla(d)tt). 1842–1851 гг. – Фердинанд Магнус Мазинг (Ferdinand Magnus Masing). 1853–1880 гг. – Иоганн Гуппенбауэр (Johannes Huppenbauer). 1883–1896 гг. – Карл Теодор Гельц (Karl Theodor Hölz). 1897–1908 гг. – Иоганн Саломо Куфельд (Johannes Salomo Kufeld). 1912–1921 гг. – Вильгельм Миллер (Wilhelm Miller).
В 1767 г. в Рейнвальде проживал 231 иностранный колонист, в 1773 г. их насчитывалось – 263, в 1788 г. – 306, в 1798 г. – 390, в 1816 г. – 614, в 1834 г. – 1104, в 1850 г. – 1670, в 1859 г. – 2211, в 1889 г. – 3021 человек. В 1878 г. 320 жителей села выехали на постоянное место жительства в Америку. По переписи населения 1897 г., в Рейнвальде проживало 2948 человек, из них 2942 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 5007 человек, в 1910 г. – 5033 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Рейнвальде проживало 3134 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 117, а умерло 329 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Рейнвальде насчитывалось 2191 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., в селе проживало 2316 человек (1117 мужского пола и 1199 женского пола), из них – 2307 немцев, здесь насчитывалось 439 домохозяйств, из них 433 немецких. В 1931 г. в селе проживало 2931 человек, из них – 2923 немцев.
Ныне с. Старицкое Энгельсского района Саратовской области. В настоящее время в здании бывшей церкви находится Старицкий Дом досуга – филиал Дома культуры. Неискушенному в вопросах церковного зодчества наблюдателю сегодня трудно представить, какой была церковь и прилегающая к ней территория до кардинальной перестройки церковного комплекса в годы советской власти и сноса башни-колокольни. Не вписываются в сельский пейзаж массивные колонны – по четыре на фронтоне и на боковых сторонах здания. Обожженный немецкий красный кирпич скрыт побелкой. Здание требует ремонта. Все же, несмотря на отсутствие башни-шпиля и облетевшую штукатурку, масштаб постройки впечатляет. Сегодня это самое большое здание на несколько близлежащих сел. Его видно далеко с дороги, еще до поворота на село.
Близ здания кирхи, на территории, примыкающей к клубу, находится памятник, установленный комсомольцу Якобу Веберу, погибшему в 1928 г. от рук кулаков. Торжественно смотрятся окружающие бывшую кирху каменные немецкие постройки. Образуют единую композицию школа, бывший кистерат и молитвенный дом. В здании школы, возведенном в 1887 г., и сегодня расположена «Основная общеобразовательная школа села Старицкое». Этим постройкам и церкви повезло гораздо больше, чем многим другим памятникам немецкой архитектуры в Поволжье.
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Герман А.А., Иларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России. Учебное пособие. – М., 2005; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 4. Kolonien Reinhardt – Warenburg. – Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2008.
Архив: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 25, 4097, 10219, 25218; Ф. 637. Оп. 2. Д. 3039; ГИАНП. Ф. 258. Оп. 1. Д. 1–3; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66; Д. 890. Л. 6; Д. 934. Л. 223; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 21; Оп. 2. Д. 4; ПФГАСО. Ф. 26. Оп. 1.