НЕЙ-БАУЭР (Neu-Bauer, Ней-Бауер, Ной-Бауэр, Бауэр, Бауер, Солянка), ныне не существует, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Солянка (Жидкая Солянка). Находилась в 555 верстах от города Самары, в 118 верстах от Саратова, в 100 верстах от уездного города Новоузенска, в 18 верстах от волостного села Экгейм (ныне с. Усатово) и в 14 верстах от Красного Кута. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Крестовскую (Нижне-Ерусланскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Ней-Бауэр являлось административным центром Ней-Бауэрского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Ней-Бауэрский сельский совет входили с. Ней-Бауэр и хутор Ней-Бауэр, располагавшийся в 25 км от Красного Кута и насчитывавший 38 жителей в 1926 г. С 1 января 1935 г., после выделения Экгеймского кантона из Краснокутского, и до ликвидации АССР НП в 1941 г. с. Ней-Бауэр относилось к Экгеймскому кантону.
Поселение основано в 1859 г. как дочерняя колония правобережного Бауэра. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ в. в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья. Основателями Ней-Бауэра стали 519 колонистов, проживавших ранее в материнской колонии Бауэр (ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области) и прибывших в 1859 г. на новое место жительства. Вскоре к ним присоединились и колонисты из Гуссенбаха (Линево Озеро, ныне с. Линево Жирновского района Волгоградской обл.). Заселение степей, где позже была основана колония, началось в середине 1850-х гг. Вместе с Ней-Бауэром в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько новых колоний.
В 1860 г. Контора опекунства рассматривала вопрос о наименовании колонии Нэй-Бауэр. Название было дано поселению по материнской колонии Бауэр. Приставка «ней» («neu» – «ной», «новый») даже в официальных документах часто опускалась. Второе название – Солянка – было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда, по названию одноименной речки, на которой располагалось поселение. Враждебное отношение к немцам стало следствием начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны, основным военным противником России в которой была Германия. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Жители Ней-Бауэра занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1857 г. в колонии проживало 73 семьи. 209 мужчин владели 2475 десятинами земли. Однако со временем и в Левобережье колонисты столкнулись с проблемой нехватки земельных угодий. Среди дел Саратовской Конторы иностранных поселенцев в Государственном архиве Саратовской области имеется «Дело о прирезке к колонии Ней-Бауэр земельного участка», датированное 1869–1871 гг. В 1869 г. поверенные колонии обратились в Контору опекунства с прошением выделить им дополнительные участки пашенной земли. После проведенного архитектором и землемером Конторы Ф. Лагусом обследования состояния колонистов и замера земель просьба нуждающихся была удовлетворена.
По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 256 дворов, было построено три ветряных и одна паровая мельницы, действовал маслобойный завод. В годы советской власти в Ней-Бауэре имелось сельскохозяйственное кооперативное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носило название Солянка.
Школа и обучение детей. Первая церковно-приходская школа была создана в селе с момента поселения здесь немцев-колонистов. Здание первой школы было деревянным. В 1868 г. общиной было принято решение построить на собственные средства новый школьно-молитвенный дом. В 1871 г. здание было полностью достроено и принято строительной комиссией Конторы опекунства во главе с архитектором Ф. Лагусом. После 1870 г. в селе была открыта еще и земская школа, где преподавался русский язык. Она имела трехлетний срок обучения и являлась однокомплектной, в ней обучалось не более 50 учащихся и работал один учитель. Земская школа отличалась лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с церковно-приходской школой. В ней изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории, более широко использовали наглядные пособия.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 1978 жителей села 222 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной. По сведениям Эрбеса, 30 детей не могли ходить в школу из-за отсутствия у них одежды и работали как надомники вместе с родителями. В 1906 г. в земской школе Ней-Бауэра обучалось 58 мальчиков, 4 девочки и работал один учитель К. Вильгельм. В церковной школе обучалось 62 мальчика, 98 девочек и работал один учитель – Гельхорн. Школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана начальная школа.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Несколько десятков жителей села являлись баптистами. В 1860–1865 гг. лютеранская община Ней-Бауэр обслуживалась пасторами из прихода Варенбург (ныне с. Привольное Ровенского района Саратовской обл.). С 1865 г. община Ней-Бауэр входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), созданный 25 октября 1865 г. С 1882 г. из отделенных от прихода Экгейм лютеранских поселений Брунненталь (ныне с. Кривояр Ровенского района Саратовской обл.), Гуссенбах (ныне с. Первомайское Краснокутского района Саратовской обл.), Гнаденфельд (ныне с. Кирово Краснокутского района Саратовской обл.), Ней-Байдек (ныне не существует), Благодаровка (ныне не существует), Добрино (ныне не существует) был образован приход Брунненталь. После создания самостоятельного прихода Брунненталь в приход Экгейм входили колонии Ней-Бауэр, Ней-Шиллинг, Лангенфельд, Розенфельд, Фриденфельд, Экгейм, Эренфельд и лютеранская община Красного Кута. По состоянию на 1905 г. лютеранский приход Экгейм, в который входила община Ней-Бауэр, насчитывал 10 733 прихожан.
Отдельного церковного здания в селе не имелось. Около 10 лет колонисты проводили богослужения в небольшом школьном здании, появившемся в Ней-Бауэре в первые годы основания колонии. В 1868–1871 гг. в селе под руководством архитектора Конторы Ф. Лагуса велось строительство нового здания школьно-молитвенного дома. В 1871 г. здание было освящено. В 1903 г. в селе был построен новый деревянный школьно-молитвенный дом. Кроме лютеранского молитвенного дома в селе имелся баптистский молитвенный дом.
В 1918–1919 гг. фактический распад Евангелическо-лютеранской церкви в России, отсутствие связей с церковным руководством и массовая эмиграция священников привели к тому, что многие приходы, в том числе и приход Экгейм, к которому относилась община Ней-Бауэр, присоединился к Свободной Евангелическо-лютеранской церкви конгрегационального положения – церковной организации, существовавшей в СССР в 1927–1935 гг., созданной на основе отделившихся от официальной церкви общин и стремившейся к сотрудничеству с советской властью (была аналогична обновленческому движению в Русской Православной церкви). В 1919 г. пастор Иоганес Аллендорф на церковном конгрессе в Бальцере зимой 1919 г. выступил против автономии поволжских приходов, навязанной органами советской власти церковной организации Поволжья.
В январе 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Ней-Бауэре на тот момент времени молитвенный дом еще не был закрыт, в церковной общине насчитывалось 596 верующих, из них 25 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии молитвенного дома и констатировал наличие в селе еще одной группы верующих – адвентистов, состоящей всего из четырех человек. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти.
В характеристике, составленной на пастора Аллендорфа органами НКВД, Аллендорф был назван «зажиточным старым лишенцем, имеющим крупное сельское хозяйство и относящимся пассивно к мероприятиям советской власти». Через некоторое время после смерти пастора, в 1931 г., его приход, один из самых многочисленных в Левобережье, прекратил свое существование.
Молитвенный дом в Ней-Бауэре был закрыт, согласно Постановлению Президиума АССР немцев Поволжья 20 июня 1934 г. Основанием для его закрытия послужил тот факт, что из 418 верующих села 379 человек высказались за ликвидацию молитвенного дома, а лишь 39 прихожан просили оставить его верующим. Президиум АССР НП рекомендовал переоборудовать здание молитвенного дома под школу.
Список пасторов. Пасторы прихода Варенбург (Привольное), служивших в общине Ней-Бауэр. 1860–1865 гг. – Франц Карл Гельц (Franz Karl Hölz). Пасторы прихода Экгейм, служившие в общине Ней-Бауэр. 1867–1868 гг. – Фридрих Генрих Вильгельм Келлер (Friedrich Heinrich Wilhelm Keller). 1869–1877 гг. – Вильгельм Штеркель (Wilhelm Stärkel). 1877–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1931 гг. – Иоганн Аллендорф (Johannes Allendorf).
Численность населения. В 1883 г. в Ней-Бауэре проживало 1089 человек, в 1889 г. – 1172. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ней-Бауэре насчитывалось 1579 человек, из них 1550 немцев. В 1905 г. в селе проживало 1966 человек, в 1910 г. – 2035 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Ней-Бауэре проживало 1578 человек. В 1921 г. в селе родилось 79 и умерло 164 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Ней-Бауэре проживало всего 1053 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 217 домохозяйств (из них 215 немецких) с населением 1012 человек (из них 477 мужчин и 535 женщин), в том числе 1003 немцев (из них 471 мужчина и 532 женщины). В 1931 г. в Ней-Бауэре проживало 1324 человека, из них 1230 немцев.
Село сегодня. Ныне село не существует, хотя на современных картах до сих пор значится как с. Солянка Краснокутского района Саратовской области. Государственная кампания по ликвидации «неперспективных деревень», проводимая в 1960-е гг., а также возникавшие у новоселов, прибывших в село в годы войны, проблемы адаптационного и бытового характера привели к сокращению общей численности сельского населения и ликвидации многих бывших немецких поселений. В настоящее время на территории, где ранее находилось с. Ней-Бауэр, а затем с. Солянка, отчетливо видны лишь места расположения бывших домов, остатки фундаментов, бугры и ямы. Никаких жилых или хозяйственных построек на территории бывшего села не сохранилось. Рядом с небольшим кладбищем советского времени заметны ровные ряды и холмики старых немецких могил.
Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917–1938). – М., 1999; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2006; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Personalstatus der evangelisch-lutherischen und evangelisch-reformatorischen Kirche in Russland. – Petrograd, 1914; Stumpp K. Verzeichnis der ev. Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 340. Л. 368. Ф. 180. Оп. 3. Д. 85, 105; Ф. 637. Оп. 19. Д. 135а–142; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 20, 77; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 94. Л. 212–213; Д. 299. Л. 14.