ЕКАТЕРИНЕНТАЛЬ (Katharinental, Катариненталь, Екатериновка, Ямы, Старые Ямы), ныне с. Ямское Краснокутского района Саратовской области, немецкая колония в степной части Левобережья Волги, на левом берегу реки Яма (левый приток реки Еруслан), в 18 верстах к востоку от Красного Кута, на почтовом тракте Саратов – Новоузенск. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхне-Ерусланскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Екатериненталь являлось административным центром Екатеринентальского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Екатеринентальский сельский совет входило одно с. Екатериненталь.
Колония основана в 1860 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в правобережной материнской колонии Ней-Штрауб (ныне с. Тарлык Энгельсского района Саратовской области). Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье колонистов в материнских колониях. Заселение Екатериненталя началось с 1857 г., когда на территории будущей колонии проживало 64 семьи, владевшие 3360 десятинами земли. Вместе с Шенфельдом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько колоний.
В 1860 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании колонии Екатериненталь». Название было дано колонии в честь императрицы Екатерины II, в переводе с немецкого означало «Екатерининская долина» и произошло от имени Екатерина и немецкого слова «Tal» – долина, дол. Русское название Ямы было дано колонии благодаря речке, на которой располагалось поселение.
Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно 1/3 часть от посевов пшеницы. Огромное значение для развития сельского хозяйства имели природно-климатические условия. Почва вокруг поселения отчасти была песчаной и солончаковой, что препятствовало обработке земли и произрастанию растений.
В годы советской власти в селе было создано сельскохозяйственное кооперативное товарищество, работало машинно-тракторное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Ямское.
Школа и обучение детей. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1907 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме, первое здание которого было построено в 1860 г., а следующее – в 1887 г. В конце ХIХ в. в селе была открыта земская школа.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 1400 жителей села 240 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Екатеринентале посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 30 детей не посещали школу, большинство из них по причине бедности родителей, которые ссылались на то, что отдадут детей в школу в следующем году по достижению ими 8-летнего возраста. В 1906 г. в земской школе обучалось 36 мальчиков, четыре девочки и работал один учитель, церковную школу посещало 83 мальчика, 97 девочек, в ней работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковная и земская школы были закрыты, а вместо них в селе была создана начальная школа.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Евангелическо-лютеранская немецкая община колонии Екатериненталь с 1864 г. входила в состав прихода Шендорф (ныне с. Репное Краснокутского района Саратовской обл.), основанный 22 июля 1864 г. В 1905 г. приход Шендорф был разделен на два прихода – Шенталь (ныне с. Долина Краснокутского района Саратовской обл.) и Гоффенталь (ныне с. Ждановка Краснокутского района Саратовской обл.), к последнему и была отнесена община Екатериненталь. Приход Гоффенталь являлся немецко-эстонским, был утвержден 13 мая 1905 г. В приход входили немецкие поселения Гоффенталь, Константиновка, Розенталь, Екатериненталь, Штрассендорф, а также эстонские села Лифляндка, Балтийка, Эстонка и Горецкая. По состоянию на 1905 г. приход Гоффенталь насчитывал 8000 прихожан, из них 588 являлись реформатами.
Первая церковь в Екатеринентале была построена в 1907 г. До 1907 г. прихожане проводили богослужения в школьно-молитвенном доме. Величественная кирха была возведена из красного обожженного кирпича. При выборе проекта жители Екатериненталя отдали предпочтение традиционному для немецких колоний стилю, предусматривавшему двухъярусное построение зала. Архитектурными особенностями екатеринентальской церкви в отличие от кирх в других лютеранских колониях было отсутствие колонн со стороны переднего и боковых фасадов здания и граненая апсида. Передний фасад здания справа и слева от притвора был декорирован крестами длиной в несколько метров.
Интерьер церкви был пышно декорирован и предусматривал массивные деревянные столбы-колонны, на которые опирались галереи второго этажа. Колонны венчались характерными коринфскими капителями, которые представляли собой высокие колоколообразные детали, украшенные стилизованными завитками листьев-акантов. На первом этаже были установлены резные деревянные скамьи для пожилых прихожан. На второй этаж, где располагались скамьи для молодежи, вели две небольшие деревянные лестницы. Над главным входом, напротив алтаря находилась органная ложа. Церковь имела статус филиальной. Рядом с кирхой находился школьно-молитвенный дом 1887 г. постройки.
С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Антицерковная политики сопровождались закрытием храмов и репрессиями священнослужителей. Пастор Ганс (Иоганн) Бюттнер, опасаясь ареста, в 1918 г. эмигрировал в Латвию, а затем в Германию.
Пик антирелигиозной политики пришелся на период после принятия постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» в 1929 г., которое ввело ряд ограничений на деятельность религиозных обществ. Массовый характер приобрело закрытие церквей. В ряде мест церкви перестраивались в склады, гаражи или просто отдавались под слом, как не соответствовавшие требованиям социалистической архитектуры.
В январе 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Екатеринентале на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 472 верующих, из них пять человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти.
19 апреля 1931 г. Президиум Краснокутского кантисполкома принял постановление «за неплатеж коллективами верующих налога со строений расторгнуть договор с коллективом верующих с. Екатериненталь с изъятием имущества». Органы власти обратилась к религиозной общине с предложением в недельный срок оплатить долги и налог со строения за последние 5 лет и получить затем церковь в свое распоряжение. Но необходимых средств у общины не было, так как ставка налога составляла до 8% стоимости здания в год. Оставшиеся прихожане обратились с жалобой в Комиссию по вопросам культов и просили оставить церковь в их распоряжении. Дело об официальном закрытии церкви затянулось на несколько лет, однако прихожане уже не могли пользоваться богослужебным зданием.
15 января 1934 г. Комиссией по вопросам культов в Президиум ЦИК были представлены списки верующих Екатериненталя с подписями тех, кто был согласен закрыть в селе церковь. Из 388 членов общины 355 проголосовали за ликвидацию церкви и лишь 33 человека открыто высказались за ее сохранение. 20 января 1934 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья вынес решение закрыть церковь в с. Екатериненталь. Президиум ЦИК рекомендовал использовать здание церкви под культурные нужды села.
Список пасторов. Пасторы прихода Шендорф, служившие в общине Екатериненталь. 1865–1904 гг. – Николай Рейнгольд Шпрекельзен (Nikolai Reinhold Sprekelsen). Пасторы прихода Гоффенталь, служившие в общине Екатериненталь. 1905 г. – Иоганн Штенцель (Johannes Stenzel). 1906–1912 гг. – Иоганн Георг Шварц (Johann Georg Schwartz). 1913–1918 гг. – Ганс Бюттнер (Hans Büttner).
Численность населения. В 1883 г. в Екатеринентале проживало 693 человека, в 1889 г. их насчитывалось 749 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Екатеринентале проживало 907 человек, из них 903 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе проживало 1249 человек. В 1910 г. в селе насчитывалось 1358 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Екатеринентале проживало 1119 человек. В 1921 г. в селе родилось 38, а умерло 106 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в селе насчитывалось 804 человека, а в 1923 г. всего 665. По переписи населения 1926 г. общее количество населения составляло 851 человек, 845 из них были немцами. В 1931 г. в селе проживало 1024 человека, из них – 998 немцев.
Село сегодня. Ныне с. Ямское Краснокутского района Саратовской области, входит в Журавлевское сельское поселение. В современном Ямском легко угадывается его прежняя немецкая планировка. На въезде в село обращает на себя внимание деревянный немецкий дом с симметрично расположенными слуховыми окнами на вальмовой крыше. Вальмовые четырехскатные крыши, образованные двумя трапецеидальными скатами и двумя торцевыми треугольными скатами, являлись традиционными для южных районов Германии. У немцев-колонистов в связи с отсутствием фронтонов такая крыша считалась экономичнее двускатной по расходу стеновых материалов. Вместе с тем, имея наклонные ребра на границе скатов и вальм, такая крыша требовала от жителей немецких поселений установки сложных стропил и дополнительных работ по подгонке кровельных материалов.
Подкровельное пространство своих жилых строений колонисты издавна использовали для различных целей – как способ вентиляции подкровельного пространства, для освещения помещения, как архитектурный элемент, призванный оживить кровлю, придать ей «изюминку». Слуховые окна были широко распространены при возведении домов на прежней родине колонистов – в Германии, где даже существовали не только специальные законы или рекомендации, какие формы слуховых окон разрешается планировать для новых зданий в данном городе, а какие – нет, но и различные названия слуховых окон – «домик для гнома», «кровельный домик», «фризское», «лукарна» и др. Слуховое окно в данном доме имеет двухскатную крышу. Такие «домики для гномов» и сегодня можно увидеть на многих старинных жилых домах не только в современном Ямском, но и в других бывших немецких поселениях.
Еще с дороги бросается в глаза расположенное в центре села здание бывшей кирхи 1907 г. постройки, ныне дом культуры. Несмотря на то, что зданию уже более ста лет, и оно не имеет башни-колокольни, бывшая кирха не утратила своей привлекательности и величественности: высокие ступени главного входа, прямоугольный притвор, граненая апсида, строгий, но в то же время элегантный декор на фасадах здания, массивные сандрики окон первого этажа. Находившаяся рядом со зданием кирхи немецкая деревянная школа сгорела и сейчас на ее месте – пустырь и груда мусора. В селе имеется средняя общеобразовательная школа, почта. Население современного Ямского составляет около 720 человек.
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 340; Ф. 637. Оп. 19. Д. 161; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 36; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 62.