НЕЙ-ГУССЕНБАХ (Neu-Hussenbach, Гуссенбах, Добрынино, Гашон, Первомайское), ныне с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Большой Гашон (Гашон). Находилась в 552 верстах от города Самары, в 120 верстах от уездного города Новоузенска, в 72 верстах к юго-востоку от Покровска и в 12 верстах от Красного Кута. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Нижне-Ерусланскую, позже в Гуссенбахскую (Добрынинскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Ней-Гуссенбах являлось административным центром Ней-Гуссенбахского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Ней-Гуссенбахский сельский совет входило одно с. Ней-Гуссенбах.
Колония основана в 1860 г. как дочерняя. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ в. в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья. Основателями Ней-Гуссенбаха стали колонисты, проживавшие ранее в материнских колониях Гуссенбах (ныне с. Линево Жирновского района Волгоградской обл.), Гримм (Лесной Карамыш, ныне п. Каменский Красноармейского района Саратовской обл.), Гук (ныне с. Сплавнуха Красноармейского района Саратовской обл.), Диттель (Олешна, ныне с. Алешники Жирновского района Волгоградской обл.), Норка (ныне с. Некрасово Красноармейского района Саратовской обл.). Заселение колонии началось в конце 1850-х гг. В 1857 г. на территории будущей колонии уже проживало 133 семьи, в которых насчитывалось 449 человек мужского пола, на каждого из которых причитался надел 19,3 десятины.
Название было дано немецкому поселению по наименованию правобережной материнской колонии Гуссенбах (Линево Озеро) Камышинского уезда Саратовской губернии, население которой в 1859 г. составляло 3678 человек. Название материнской колонии произошло от фамилии первого форштегера Я. Гуссенбаха. Постепенно приставка «ней» в наименовании дочерней колонии была утрачена и чаще всего село как в официальных документах, так и в обиходе именовалось Гуссенбах. Название Добрынино было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Жители Ней-Гуссенбаха занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 349 дворов, здесь располагалось волостное правление, работало два судебно-следственных учреждения. К 1910 г. в Ней-Гуссенбахе было построено 13 ветряных мельниц, плотина на реке.
В годы советской власти в селе имелось сельскохозяйственное кредитное товарищество, действовала кооперативная лавка, была открыта изба-читальня, создан колхоз «Роте Югенд» («Красная молодежь»). В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, а в него были эвакуированы беженцы из оккупированных территорий и жители близлежащих сел Ильинка и Рекорд. С 1942 г. село носит название Первомайское.
Школа и обучение детей. Первая церковно-приходская школа была создана в селе сразу после его основания. Здание первой школы было деревянным. В 1900 г. в селе был построен новый школьно-молитвенный дом. Большую роль в распространении грамотности среди жителей села сыграло открытие в 1880-е гг. второй школы – земской, где изучались русский язык, закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Школа в Ней-Гуссенбахе имела 4-летний срок обучения и являлась двухкомплектной. После основания ее посещало более 50 учеников, в ней работало два учителя.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 3665 жителей села 399 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость учебных заведений детьми школьного возраста в отличие от других колоний была стопроцентной. В 1906 г. в земской школе Ней-Гуссенбаха обучалось 63 мальчика, 19 девочек и работало два учителя. В церковной школе обучалось 139 мальчиков, 178 девочек и работало три учителя. Школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана начальная школа.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию, значительная часть жителей села являлась реформатами. В 1865–1882 гг. община Ней-Гуссенбах входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), созданный 25 октября 1865 г. Однако приход был очень большим и пастор с трудом обслуживал все входящие в него общины. Поэтому 25 ноября 1882 г., в ходе реформирования пробстских округов Поволжья, был создан приход Брунненталь. В него вошли отделенные от Экгейма лютеранские поселения – Ней-Гуссенбах, Брунненталь (ныне с. Кривояр Ровенского района Саратовской обл.), Гнаденфельд (ныне с. Кирово Краснокутского района Саратовской обл.), Ней-Бейдек (ныне не существует), Благодаровка (ныне не существует), Добрино (ныне не существует).
В первые годы после создания колонии отдельного церковного здания в селе не имелось. Долгое время колонисты проводили богослужения в помещении школьно-молитвенного дома, построенного в год основания колонии. Строительство церкви началось в Ней-Гуссенбахе в 1888 г. Первый камень в ее основание был заложен 13 июня 1888 г. Строительство производилось на средства церковной общины и было закончено в 1889 г. Церковь находилась на земельном участке в 400 сажень и была деревянной. Она имела статус филиальной.
Кирха была возведена в стиле позднего классицизма. В верхнем ярусе располагались галереи, опиравшиеся на массивные деревянные столбы. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. Рядом с кирхой находились пасторат, деревянная звонница и каменный школьно-молитвенный дом 1900 г. постройки.
В 1875 г. в приходе Брунненталь была создана касса для бедных и Благотворительное общество, филиал которого действовал и в Ней-Гуссенбахе. По уставу, целью общества объявлялось пресечение нищенства среди прихожан протестантского вероисповедания. Предметами занятия Общества были обеспечение пищей, кровом и одеждой престарелых, содействие в поисках работы способным к труду, воспитание просящих милостыню детей, снабжение бедных медицинскими пособиями, возвращение на родину нищих из других местностей.
В январе 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Ней-Гуссенбахе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 1819 верующих, из них 85 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви, а кроме того, отметил, что в селе имеется еще одна группа верующих – адвентисты, состоящая всего из четырех человек. Число верующих с каждым днем сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти. Деревянная церковь в Ней-Гуссенбахе была закрыта по официальному постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья от 9 декабря 1935 г., так как большинство оставшихся в общине прихожан высказались за ее ликвидацию.
Список пасторов. Пасторы прихода Экгейм, служившие в общине Ней-Гуссенбах. 1867–1868 гг. – Фридрих Генрих Вильгельм Келлер (Friedrich Heinrich Wilhelm Keller). 1869–1877 гг. – Вильгельм Штеркель (Wilhelm Stärkel). 1877–1882 гг. – приход не имел пастора. Пасторы прихода Брунненталь, служившие в общине Ней-Гуссенбах. 1884–1906 гг. – Иоганн Якоб Штубер (Johann Jakob Stuber). 1907–1910 гг. – Отто Инзер (Otto Inser). 1912–1932 гг. – Иоганн Грасмюк (Johannes Grasmück).
Численность населения. В 1883 г. в Ней-Гуссенбахе проживало 1914, в 1889 г. – 2094 человека. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ней-Гуссенбахе насчитывалось 2274 человека, из них 2219 немцев. В 1905 г. в селе проживало 3320 человек, в 1910 г. – 4179 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г. в Ней-Гуссенбахе проживало 2925 человек. В 1921 г. в селе родилось 153 и умерло 374 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Ней-Гуссенбахе проживало всего 2049, в 1923 г. – 2060 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 422 домохозяйства (из них 420 немецких) с населением 2148 человек (из них 1040 мужчин и 1108 женщин), в том числе 2142 немца (из них 1036 мужчин и 1106 женщин). В 1931 г. в Ней-Гуссенбахе проживало 4255 человек, 4183 из которых были немцами.
Село сегодня. Ныне с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области. Расположено в десяти километрах от города Красный Кут. Сегодня это село по численности населения почти в десять раз меньше дореволюционного. При первом взгляде на современное Первомайское, расположенное на живописном берегу реки, трудно представить, что здесь когда-то находилась немецкая колония. Практически все значительные материальные объекты немецкой архитектуры давно ликвидированы или перестроены. На месте, где когда-то находилась лютеранская кирха, – поле, поросшее травой. Однако центр Первомайского сохранил старую немецкую поквартальную планировку и несколько улиц. Типичными образцами немецкого зодчества являются бывшее здание школы, находящиеся рядом руины кирпичного склада-магазина и еще один небольшой кирпичный дом начала ХХ в., в котором сегодня располагается магазин. В деревянном здании бывшей земской школы в настоящее время находится администрация первомайского муниципального образования. Здание современной школы построено в селе в 1976 г.
ГАСО. Ф. 637. Оп. 19. Д. 123–130; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 1138; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 14.
Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII–ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2006; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Stumpp K. Verzeichnis der ev. Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978.