НЕЙ-ВАРЕНБУРГ (Neu-Warenburg, Ней-Варенбург, Ново-Привальное, Ней-Привальное), ныне с. Новопривольное Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги. Находилась в 73 верстах к югу от Покровска, в 19 верстах от материнской колонии Альт-Варенбург (Варенбург, ныне с. Привольное Ровенского района Саратовской обл.), в 530 верстах от Самары, в 100 верстах от Саратова, в 198 верстах от уездного города Новоузенска, по торговому тракту от города Саратова к Астраханской губернии. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Тарлыцкую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и проведения административно-территориальной реформы 1922 г. село Ней-Варенбург являлось административным центром Ней-Варенбургского сельского совета Зельманского кантона. В 1926 г. в Ней-Варенбургский сельсовет входило одно с. Ней-Варенбург.
Немецкая колония Ней-Варенбург была основана в 1855 г. Причиной создания дочерних поселений стало малоземелье жителей материнской колонии. По ведомости колоний иностранных поселенцев в ходе 8-й ревизии 1834 г., колонисты Варенбурга были наделены землей по 15 десятин на душу мужского населения. Если в 1834 г. общее количество жителей Варенбурга составляло 1766 человек, то к 1850 г. в селе проживало уже 2836 человек. По ревизии 1857 г., количество надельной земли составляло лишь около шести десятин на душу мужского пола. Малоземелье приводило к неоднократным попыткам колонистов основать дочерние поселения. Поэтому с разрешения Конторы опекунства и была создана колония Ней-Варенбург.
Несмотря на создание дочернего поселения колонисты не прекращали попыток переселиться за пределы своих поселений. Так, в 1861 г. Контора опекунства иностранных колонистов рассматривала вопрос о самовольном переселении колонистов из Варенбурга на Кавказ. В 1861 г., согласно указу Конторы, самовольное переселение колонистов приравнивалось к бродяжничеству и строго наказывалось. Однако это не останавливало колонистов. В 1866 г. были проведены дознания и с колонистов взяты расписки, что они осведомлены о запрещении переселения на Кавказ. Поэтому большая часть колонистов все же предпочитала селиться в дочерней колонии Ней-Варенбург.
Основное название и его производные были даны Ней-Варенбургу по наименованию материнской колонии Варенбург. После создания поселения приставка «ней» (от нем. – «neu», «новый») появилась у дочерней колонии, а приставка «альт» (от нем. – старый) – у материнской. Позже название Ней-Варенбург получил и хутор общества Привального, основанный в 1902–1903 гг. в Новоузенском уезде Тарлыцкой волости, в 63 верстах к юго-востоку от Покровска и насчитывавший в 1926 г. 202 жителя.
Большинство жителей Ней-Варенбурга, как и материнской колонии, занималось земледелием. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно 1/3 часть от посевов пшеницы. Огромное значение для развития сельского хозяйства имели природно-климатические условия. Почва вокруг поселения была песчаной и солончаковой. Форма землевладения являлась общинной, в 1885–1887 гг. была введена трехпольная система земледелия. Многие колонисты предпочитали обрабатывать не по одному, а по два, по три и даже более наделов.
Постоянные полевые работы подталкивали поселенцев к модернизации сельского хозяйства, главы крупных домохозяйств имели усовершенствованные земледельческие орудия, производимые самостоятельно или закупаемые в других немецких поселениях. Большинство земледельцев пользовались орудиями примитивного характера, производимыми кустарным способом. Если во второй половине XIX в. земледельческие орудия поселенцев работали на конной тяге, то в начале ХХ в. в сельском хозяйстве начали использовать верблюдов.
В 1920-е гг. в Варенбурге имелось сельскохозяйственное кредитное товарищество, кооперативная лавка, была открыта изба-читальня, создан колхоз «Форвертс». В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Ней-Варенбурга, с 1942 г. село носит название Новопривольное.
Школа и обучение детей. Церковная школа появилась в селе в год его основания. Богослужения и школьные занятия проводились в едином школьно-молитвенном доме. В 1903 г. в селе был построен новый деревянный школьно-молитвенный дом. В церковной школе обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Церковные школы преследовали в основном цели наставления юношества в вере. В школе преподавались закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, давались основные сведения из мировой истории. Материал для чтения, как правило, был религиозного содержания. Обучение вели кюстеры-шульмейстеры. Уроки длились с 8 до 11 часов утра и с 14 до 16 часов после обеда. В годы советской власти церковная школа была закрыта и реорганизована в начальную 4-классную школу.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к лютеранскому и реформатскому исповеданию. Община Ней-Варенбург входила в состав евангелическо-лютеранского прихода Варенбург (Привальное, Альт-Варенбург), созданного еще в 1770 г. К приходу относились также общины колоний Штрауб (Скатовка), Динкель (Тарлыковка), Лауб (Тарлык). Приход Варенбург по состоянию на 1904 г. насчитывал 16 573 прихожанина.
Отдельного церковного здания в селе не имелось. Долгое время колонисты проводили богослужения в школьном здании, появившемся в Ней-Варенбурге в первые годы основания колонии. В 1903 г. в селе был построен новый деревянный школьно-молитвенный дом. Он имел статус филиального. С архитектурной точки зрения здание, бесспорно, не могло конкурировать с одним из шедевров немецкого зодчества – кирхой в Альт-Варенбурге, однако оно было весьма вместительным, имело прямоугольную форму, небольшую башню-колокольню с двумя колоколами, укрупненные окна.
Последние три пастора, служившие в приходе, были репрессированы. Герберт Гугович Гюнтер (1891 – после 1931), сын пастора, был арестован в 1931 г., осужден и отправлен в лагерь, где находился до 1938 г. Эдуард Зайб (1872–1940) в первый раз был арестован в 1922 г. по обвинению в укрывательстве церковного имущества в период проведения кампании по изъятию церковных ценностей. В 1931 г. вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности и сослан в лагерь на Аральское море. Пастор Эмиль Фридрих Буш (1870–1920) был убит в 1920 г. в Смоленске.
В это драматическое время большевиками были разграблены, разорены и закрыты тысячи культовых зданий всех конфессий. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, а в церковной общине насчитывалось 346 верующих, из них 10 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).
15 сентября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР НП информацию о том, что здание деревянного молитвенного дома в с. Ней-Варенбург уже не используется верующими, а в нем еще имеется два колокола весом 11,5 пудов, поэтому вопрос о переоборудовании здания и снятии колоколов требует специального рассмотрения. 4 апреля 1935 г. молитвенный дом был официально закрыт по Постановлению Президиума ЦИК, так как большинство членов церковной общины высказались за его ликвидацию.
Список пасторов прихода Варенбург, служивших в общине Ней-Варенбург. 1833–1883 гг. – Франц Карл Гельц (Franz Karl Hölz). 1866–1881 гг. – помощник пастора Карл Юлиус Гельц (Karl Julius Hölz). 1883–1908 гг. – Карл Леопольд Гельц (Karl Leopold Hölz). 1909–1918 гг. – Эдуард Зайб (Eduard Seib). 1909 г. – Андреас Горне (Andreas Gorne). 1929–1931 гг. – Герберт Юлиус Гюнтер (Herbert Günter).
Численность населения. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ней-Варенбурге проживало 840 человек. По состоянию на 1910 г., в селе насчитывалось 873 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Ней-Варенбурге проживало 727 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 27 и умерло 87 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Ней-Варенбурге проживало 532, в 1923 г. – 534 человека. Согласно переписи населения 1926 г., общее количество населения составляло 604 человека, из них 602 немца. В 1931 г. все 883 жителя села были немцами.
Село сегодня. Ныне с. Новопривольное Ровенского района Саратовской области. Сегодня практически ничего не напоминает о существовании здесь немецкой колонии. Никаких значимых объектов немецкой архитектуры в селе не сохранилось. Вместо немецкого кладбища – поле, на котором чуть заметны небольшие холмики. Вместо трех улиц, тянувшихся вдоль берега Волги и имевшихся в селе до революции, сохранилась только одна. Современное село по площади занимает менее одной четверти дореволюционного. Время не пощадило две сельские улицы, ушедшие за последние десятилетия под воду. В связи со строительством Волжской ГЭС (1950–1961) и созданием Волгоградского водохранилища, заполнение которого происходило в 1958–1961 гг., уровень воды в реке Волга поднялся на несколько метров, что привело к затоплению прибрежной части села.
Здание лютеранского молитвенного дома в селе не сохранилось. В 2000 г. в Новопривольном была произведена закладка первого камня мечети. Строительство мечети площадью 180 кв. м осуществлялось совместными усилиями Духовного управления мусульман Поволжья, общественно-политической организации «Мусульмане России» и местной мусульманской общины. 4 июля 2002 г. состоялась церемония торжественного открытия мечети.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 4. Д. 23, 35; Ф. 637. Оп. 30. Д. 7–9; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 77; Д. 1263. Л. 1.
Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII–ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2006; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Stumpp K. Verzeichnis der ev. Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978.