ГНАДЕНФЛЮР (Gnadenflur, Флорское), ныне с. Первомайское Федоровского района Саратовской области, немецкая колония Гнаденфлюр в Левобережье Волги, на левом берегу реки Большой Караман, в 105 км к востоку от Покровской слободы. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхнекараманскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Гнаденфлюр являлось административным центром Верхне-Караманского района, объединявшего в 1922 г. 32 населенных пункта с общим количеством населения 10,6 тыс. человек. Село входило в Федоровский (Мокроусовский) кантон. С 1935 г. после выделения Гнаденфлюрского кантона из Федоровского, согласно Постановлению ВЦИК РСФСР «О новой сети районов и кантонов Саратовского края и АССР НП», и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. с. Гнаденфлюр являлось центром Гнаденфлюрского кантона. В 1941 г. на территории кантона проживало 20 300 человек (из них 10 347 немцев).
Колония основана в 1850 г. как дочерняя. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в материнских колониях Панинского колонистского округа и страдавших от безземелья.
В 1859 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании колонии Гнаденфлюр». Название колонии в переводе с немецкого означало «благодатная нива» и произошло от немецких слов «Gnaden» – «благодать», «милость» и «Flur» – нива, поле, луг. От второй части немецкого наименования появилось и русское название колонии – Флорское. Оно было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Немалое место в сельском хозяйстве колонистов занимало овощеводство, а также разведение табака. Табак являлся одним из основных источников дохода колонистов, так как в целом в России табачное производство было слаборазвито, и колонисты с успехом продавали табак в листовом виде в Москве, Петербурге, Астрахани и на Украине. В гораздо меньшей степени, чем земледелием, жители Гнаденфлюра занимались ремеслами и промыслами. В начале ХХ в. в селе имелись лавки купцов Зейфертов Давида и Карла, Финков Фрица и Карла, работала мельница.
В 1920-е гг. в селе были созданы кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, пекарня, столовая, действовал народный дом, изба-читальня, библиотека, больница, было открыто родильное отделение. Были организованы колхозы «Коминтерн» и имени С.М. Кирова, создана машинно-тракторная станция. В 1930-е гг. в селе возобновилось выращивание табака. 8 сентября 1941 г. жители села были депортированы из Гнаденфлюра в Алтайский край и Сибирь.
В церковной школе, появившейся в селе с момента основания в 1850 г., обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1873 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 495 жителей села 134 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной: 10 детей не могли учиться по причине бедности их родителей. В 1906 г. в церковной школе обучалось 72 мальчика, 52 девочки и работал один учитель.
Школа содержались на средства церковной общины. После революции 1917 г. церковно-приходская школа была закрыта, а на ее месте была создана начальная школа.
Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Село Гнаденфлюр являлось центром евангелическо-лютеранского прихода Гнаденфлюр, который был основан 5 октября 1861 г. К нему кроме Гнаденфлюра относились общины Мангейм, Зихельберг и Розендам. В 1891 г. резиденция пастора была перенесена в Мангейм, однако приход сохранил название Гнаденфлюр.
С превращением села в центр лютеранского прихода возникла необходимость в строительстве отдельного дома для пастора. В 1863 г. был подготовлен проект пастората и утверждена его смета. Уже через год строительство нового дома для пастора было завершено, и архитектор Конторы опекунства Фердинанд Лагус освидетельствовал новое здание пастората.
По проекту Лагуса, являвшегося до 1871 г. архитектором, землемером, заведующим строительной и лесной частью Саратовской конторы опекунства, в Гнаденфлюре в 1873 г. была построена и первая кирха. Лагус, под руководством которого в поволжских колониях было сооружено более 20 одинаковых церквей, сыграл особую роль в негативном восприятии колонистами архитектурной манеры строительства культовых зданий. Отличавшийся сухостью и однообразием стиль построек архитектора, не справлявшегося с большим объемом работы, получил от поселенцев негативное обозначение «бюрократический» или «контор-стиль». Деревянная церковь в Гнаденфлюре, возведенная по типовому проекту Лагуса, была относительно небольшой, камерной и имела скамьи всего для 331 молящегося, хотя и была приходской. Церковь имела весьма скромное внутреннее убранство, что, по мнению прессы того времени, объяснялось тем, что «Гнаденфлюр был очень маленьким и бедным селом». Рядом с церковью была установлена деревянная звонница. Вокруг церкви были возведены надворные постройки, разбит сад. На центральной площади у церкви находился дом пастора. В 1891 г., после того как резиденция пастора была перенесена в колонию Мангейм, в доме пастора проживал кюстер.
Приход Гнаденфлюр был основан благодаря многолетним усилиям пробста Левобережья Волги Александра Карла Августа Аллендорфа, руководившего пробством в 1851–1866 гг. Аллендорф разработал и провел реформирование пробстского округа и реорганизовал его деление на приходы, инициировав создание семи новых приходов – Красный Яр (1855), Гнаденфлюр (1861), Фрезенталь и Вейценфельд (1862 ), Моргентау (1863 ), Шенталь (1864 ), Экгейм (1865 ).
Приход Гнаденфлюр объединял прихожан не только немецкой, но и латышской национальности. Приходские пасторы кроме немецких сел Гнаденфлюр, Мангейм, Зихельберг, Розендам, насчитывавших более тысячи прихожан, проводили богослужения и в близлежащих немецких хуторах Орловское, Полеводино, Терликово, Камышовка, Шестянка, имение Цюрихское первое и Цюрихское второе, хуторы Бирючье, Яблоня, Базель-Миус, Шведер, Александерталь, а также обслуживали латышские поселения Александровск Вольского уезда Саратовской губернии и Чекалино Симбирской губернии.
Гнаденфлюр являлся одной из четырех немецких лютеранских колоний Поволжья (наряду с Сузанненталем, Шафгаузеном и Гоккербергом), где церковная община была единой и не раскололась на официальную и «сектантскую» части. Во всех остальных лютеранских селах имелись группы «бетбрюдеров» («молящихся братьев»), проводивших собственные богослужения.
После 1917 г. единая ранее Лютеранская церковь России фактически распалась вследствие революции, гражданской войны, осуществления антицерковного законодательства и массовой эмиграции священнослужителей. Лютеранская церковь в Поволжье находилась под руководством так называемого «Исполнительного комитета евангелическо-лютеранской церкви немецких колоний Поволжья». Председателем исполкома являлся пастор прихода Норка Ф. Вакер, а его членами – многие лютеранские пасторы; все они под давлением обстоятельств были вынуждены вступить в навязанную им советскими органами организацию.
Для воссоединения самостоятельных общин в 1920 г. по всем приходам страны был разослан подготовленный московскими общинами проект нового церковного Устава «Временные постановления о самоуправлении Евангелическо-лютеранской церкви». Однако из 138 поволжских общин только общины прихода Гнаденфлюр приняли проект нового церковного Устава. Лишь пастор Отто Гарфф, руководивший в то время приходом Гнаденфлюр, в 1922 г. согласился подчиниться возрожденной Московской консистории. Остальные приходы Поволжья образовали навязанную поволжским пасторам большевиками самостоятельную от центрального управления церковную организацию.
Желание других поволжских приходов присоединиться к единой лютеранской церкви не могло осуществиться и из-за последовавшей острой реакции политических инстанций, державших руководство церковным управлением в своих руках. Т. Мейер писал в августе 1922 г.: «Некоторые пасторы должны были горько поплатиться только за то, что произносили слова «связь с церковным руководством». Отношения там настолько обострились, что Московский высший церковный совет из осторожности должен был прервать все отношения с поволжскими общинами. Уже несколько месяцев нельзя думать о переписке. В общинах там поистине господствует хаос. Созданное в свое время церковное руководство распалось, а присоединение к общей церкви невозможно из-за террора». Лишь к 1924 г. большинство поволжских приходов откликнулись на призыв Московской консистории и дали свое согласие на вхождение во вновь призванную к жизни единую церковную организацию во главе с епископами в Москве и Санкт-Петербурге.
Пробст Левобережья, пастор Отто Генрих Гарфф (1872 – после 1937), получивший образование и ординированный в семинарии Южной Дакоты (США), служил в Гнаденфлюре с некоторыми перерывами с 1913 по 1931 гг., а с 1929 г. одновременно обслуживал и общины прихода Куккус. В 1930 г. он был в первый раз арестован. После второго ареста в 1931 г. он был осужден и отправлен в ссылку до 1937 г. После освобождения в 1937 г. преподавал английский и немецкий языки в университете Перми.
В начале 1930-х гг. в стране массово закрывались храмы всех конфессий. На местах предпочитали закрыть молитвенное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья ходатайствовала о закрытии храма в Гнаденфлюре 7 марта 1934 г. Из 521 избирателя 515 высказались за закрытие церкви. Постановлением Президиума ЦИК АССР НП от 11 марта 1934 г. церковь была закрыта.
1862–1888 гг. – Карл Эрик Вальберг (Karl Erich Wahlberg). 1890–1891 гг. – Ганс Август Лейст (Hans August Leyst). 1894 г. – Теодор Давид (Theodor David). 1895–1909 гг. – Иоганн Парштраутс (Johannes Parstrauts). 1909–1912 гг. – Александр Ротермель (Alexander Rothermel). 1913–1931 гг. – Отто Гарфф (Otto Harff).
Численность населения. В 1883 г. в Гнаденфлюре проживало 552 иностранных колониста, в 1889 г. их насчитывалось 609. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Гнаденфлюре проживало 647 человек, из них 642 немца. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 929 человек, в 1910 г. – 1046 человек. Приход Гнаденфлюр в 1904 г. насчитывал 5350 прихожан. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Гнаденфлюре проживало 1119 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родились 65, а умерло 210 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Гнаденфлюре проживало 981 человек, в 1923 г. – 927 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., в селе насчитывалось 1001 человек, в том числе 986 немцев. В 1931 г. в Гнаденфлюре проживало 1807 человек, из них – 1770 немцев, в 1939 г. – 2479 человек.
Ныне с. Первомайское Федоровского района Саратовской области. Современное Первомайское находится на месте четырех старых немецких сел – Гнаденфлюр, Вазен, Ней-Цюрих и Райт, объединенных в послевоенные годы. Центр современного Первомайского сохранил старую немецкую планировку Гнаденфлюра: улицы протяженностью в несколько сот метров тянутся вдоль Большого Карамана, а украшением села по-прежнему является живописный пруд. В центре села на ул. Ленина сохранились немецкие постройки, многочисленные деревянные дома с типичными вальмовыми крышами и старые магазины. На месте, где ранее находилась церковь, в 1960-е гг. был построен сельский дом культуры.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» в Первомайском была возведена школа, церемония торжественного ввода в эксплуатацию которой состоялась в 2008 г. Новая школа на 160 учащихся была построена по современному проекту и имеет оснащенные современным оборудованием общеобразовательные классы, мастерские, спортивные залы.
Главной отраслью района по-прежнему является интенсивное сельское хозяйство, в окрестностях села производится высококачественное товарное зерно, подсолнечник, мясо-молочная продукция. На берегу реки Большой Караман на въезде в село, на месте бывшего немецкого с. Райт, сохранилась старая деревянная мельница.
Гросс Э. Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья. Покровск, 1926; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII–ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917–1938). М., 1999; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Kahle W. Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinden in der Sowjetunion. 1917–1938. Leiden, 1974; Schnurr J. Das protestantische Gotteshaus // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Ev. Teil. Bearbeitung J. Schnurr. Stuttgart, 1978; Volkszeitung. 13. April 1914. №29; Nachrichten. 20. Mai 1937.
Архивы: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 340. Л. 368; Оп. 3. Д. 35; Ф. 637. Оп. 38. Д. 64; ГИАНП. Ф. 176. Оп. 1. Д. 1; Ф. 849. Оп. 1. Д. 890. Л. 13; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 49.