DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ГОККЕРБЕРГ (Hockerberg, Гокерберг, Геккерберг, Боон, Константиновское), ныне с. Александровка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ
с. Александровка. Дом с табличкой, указывающей, какое огнегасительное орудие нести на пожар. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Александровка. Старый немецкий дом. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Дата постройки школьно-молитвенного дома на фронтоне здания. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Александровка. Здание бывшего школьно-молитвенного дома 1903 года постройки. Ныне не используется. Фото Е. Мошкова. 2010 г.

ГОККЕРБЕРГ (Hockerberg, Гокерберг, Геккерберг, Боон, Константиновское), ныне с. Александровка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на берегу реки Тыманка, у места ее впадения в реку Волга. Находилась в 304 верстах от города Самары, в 148 верстах от уездного города Николаевска и в 3 верстах от волостного села Рязановка (Неб), по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Рязановскую волость Николаевского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Гоккерберг являлось административным центром Гоккербергского сельского совета Панинского района, а затем Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Гоккербергский сельсовет входили с. Гоккерберг, хуторы Шумейка и Караман.

Колония основана в 1768 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом. Поселение было создано из колонистов, прибывших в Поволжье осенью 1767 г. и зимовавших в уже существовавших колониях – Боаро, Борегард, Кано, Екатериненштадт и Орловская. По этой причине не существует и списков первых поселенцев Гоккерберга, так как колония была основана после составления списков колонистов в поволжских колониях. Однако известно, что поселение было основано 24 семьями, выходцами из Дармштадта, Вюртемберга и Лотарингии.

Вместе с Гоккербергом также были образованы еще 10 новых близлежащих колоний, в том числе Базель, Брокгаузен, Гларус, Люцерн, Кинд, Унтервальден, Цуг, Шафгаузен и др. Первоначально колония располагалась на реке Малый Караман. Однако в 1770 г., после того как в поселениях согласно планам застройки уже были возведены дома, Канцелярия опекунства предложила из-за солонцеватых и овражистых земель, непригодных для землепашества, перенести колонии на берег Волги. Несмотря на то, что такое решение было скоропалительным и объяснялось незнанием специфики местных природных условий, в 1770 г. дома колонистов семи поселений были разобраны и перевезены на другое место. В 1785 г. еще пять колоний на Малом Карамане были полностью упразднены.

Название колонии в переводе с немецкого означало «холмистая гора» и произошло от немецких слов «Hocker» – «холм», «нарост», «бугор» – и «Berg» – гора. Свое второе немецкое название поселение получило в честь колониста по фамилии Боон, избранного форштегером колонии, точные сведения о нем не известны по причине отсутствия списков первых поселенцев. Указ 26 февраля 1768 г., закрепивший за колониями названия, сохранил за колонией наименование Гоккерберг.

Русское название – Константиновское – было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. Враждебное отношение к немцам стало следствием начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны, основным военным противником России в которой была Германия. Тогда же многие немецкие поселения были переименованы, и с. Гоккерберг получило название Константиновское. Такое название было дано колонии в честь великого князя Константина Константиновича Романова (1858–1915), члена Российского Императорского дома, генерала, президента Императорской Санкт-Петербургской академии наук. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

Главы 12 семей первых колонистов объявили себя хлебопашцами, а остальные 12 семей – ремесленниками. По состоянию на 1769 г., в колонии было построено восемь жилых домов, у колонистов имелось 40 лошадей и 40 коров. Основным занятием жителей Гоккерберга было сельское хозяйство. Колонисты выращивали пшеницу, рожь, картофель, просо, меньшие урожаи давали ячмень и горох. По ревизии 1834 г. поселенцы были наделены землей по 15 десятин на душу. По 10-й ревизии 1857 г. 294 колониста мужского пола владели землей в размере всего около 5,2 десятин на душу. Малоземелье приводило к многочисленным тяжбам колонистов друг с другом и с русскими крестьянами. В 1864–1865 гг. поселенцы выступили с территориальными претензиями на землю, находившуюся на Колтовском острове.

Основной статьей дохода колонистов являлось выращивание табака. Канцелярия опекунства иностранных оказывала содействие поселянам, культивировавшим табак. Со временем данная культура получила распространение во всех 26 колониях Борегарда, которые производили до 75% всего поволжского табака. Земля, на которой сеяли табак, удобрялась навозом, остальные поля не унаваживались. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в селе имелся 71 двор, здесь работала мельница. Согласно данным Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в колонии насчитывалось 189 дворов.

В 1920-е гг. в селе имелась кооперативная лавка и сельскохозяйственное кооперативное товарищество, был создан колхоз «Нейе Гоффнунг» («Новая надежда»). В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Александровка.

Школа и обучение детей. Первая церковная школа была создана в селе с момента его основания. До строительства первой церкви в 1799 г. в школьном здании проводились богослужения и учебные занятия. Обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет являлось обязательным. Имена всех шульмейстеров колонии не известны, однако в 1820-е гг. школьным учителем являлся колонист Гисельбах, а в 1830–1840-е гг. – Керн.

Обучение проходило в две смены. Дети располагались на длинных узких скамейках, без столов, держа книги на весу. Занятия вели учитель и его помощник, преподававший азбуку. Сущность обучения состояла в изучении письма, чтения, четырех арифметических действий, заучивании наизусть катехизиса, гимнов и Евангелия. Для наказания детей и поддержания дисциплины в школах использовалось битье палкой или линейкой по ладоням. Так, в 1842 г. Контора опекунства рассматривала дело «о нанесении побоев колонистскому мальчику колонии Гокерберг Иоганну Филиппу Шмиту шульмейстером колонии Керном». Такое обращение с детьми приводило к недовольству родителей и их жалобам на шульмейстеров священникам и в Контору опекунства. В середине ХIХ в. церковная школа получила статус училища. В 1903 г. в селе было построено новое каменное здание школьно-молитвенного дома. После 1917 г. церковно-приходская школа была перепрофилирована в начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1780 г. община обслуживалась пасторами из Екатериненштадта. В 1780–1820 гг. лютеранская община колонии Гоккерберг входила в состав прихода Беттингер (Баратаевка). С 1820 г. с. Гоккерберг относилось к приходу Неб (Рязановка), создание которого было утверждено 24 июня 1820 г. В приход Неб кроме Гоккерберга входили общины Брокгаузен, Кинд, Неб, Орловское, Рязановка, Сузанненталь, Унтервальден.

В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения в молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, однако он был возведен на государственные средства в течение первых месяцев после расселения колонистов. Небольшой по своим размерам, построенный для временного использования он вскоре потребовал замены.

Первая лютеранская кирха была построена в Гоккерберге в 1799 г. Она имела статус филиальной. Церковь была деревянной и достаточно скромной, так как в то время колонисты не придавали особого значения архитектурному стилю. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы.

Со временем старая церковь перестала вмещать всех прихожан, и колонистами было принято решение о строительстве более вместительной кирхи. Проект кирхи был утвержден Конторой опекунства, штат которой не предусматривал должности архитектора, поэтому проектирование церкви заочно курировал архитектор Министерства Государственных Имуществ А.К. Кавос. Строительство церкви началось в 1849 г., лишь к 1858 г. на месте старой церкви была возведена новая деревянная кирха. Церковь имела скамьи для 800 молящихся. Она была возведена в стиле позднего классицизма. В верхнем ярусе располагались галереи, опиравшиеся на массивные деревянные столбы. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. Рядом с кирхой находились пасторат, деревянная звонница и кирпичный школьно-молитвенный дом 1903 г. постройки.

Гоккерберг являлся одной из четырех немецких лютеранских колоний Поволжья (наряду с Сузанненталем, Шафгаузеном и Гнаденфлюром), где церковная община была единой и не раскололась на официальную и «сектантскую» части. Во всех остальных лютеранских селах имелись группы «бетбрюдеров» («молящихся братьев»), проводивших собственные богослужения.

В период массированного наступления на религию, в 1930-х гг., в приходах запрещалось любое обучение детей, связанное с церковными обрядами. Если в конце 1920-х гг. предконфирмационное обучение еще могло быть разрешено, то уже в начале 1930-х гг. требовалось специальное постановление ЦИК СССР и НКВД. Так, в мае 1932 г., когда пастор прихода Рязановки обратился в секретариат Центрального Исполнительного Комитета АССР немцев Поволжья с просьбой осуществить религиозное обучение детей Гоккерберга 6–18 июня 1932 г. с последующей конфирмацией 19 июня 1932 г., материалы были переданы в ГПУ, которое потребовало предоставить списки всех конфирмованных детей.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 1221 верующий, из них два человека были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 августа 1934 г. церковь в Гоккерберге уже не находилась в распоряжении верующих, но в селе еще действовал молитвенный дом. Вскоре молитвенный дом был закрыт, и церковная община прекратила свое существование.

Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие для лютеран в общине Гоккерберг. 1768–1776 гг. – Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служившие для реформатов в общине Гоккерберг. 1768–1769 гг. – Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг. – Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Пасторы прихода Беттингер (Баратаевка), служившие в общине Гоккерберг. 1780–1791 гг. – Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). Пасторы прихода Неб (Рязановка), служившие в общине Гоккерберг. 1820–1830 гг. – Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). 1831–1861 гг. – Иоганн Кристиан Бауер (Johann Christian Bauer). 1863–1894 гг. – Теодор Эмиль Гептнер (Theodor Emil Heptner). 1895–1929 гг. – Нафанаил Вольдемар Гептнер (Nathanael Woldemar Heptner). 1929–1935 гг. – Бернгардт Нафанаил Гептнер (Bernhard Nathanael Heptner).

Численность населения. В 1769 г. в Гоккерберге проживало 105 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 110, в 1788 г. – 105, в 1798 г. – 108, в 1816 г. – 231, в 1834 г. – 407, в 1850 г. – 633, в 1859 г. – 645, в 1883 г. – 921, в 1889 г. – 954 человека. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Гоккерберге проживало 1102 человека, все они были немцами. По состоянию на 1905 г., в селе насчитывалось 1509 человек, в 1910 г. – 1676 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Гоккерберге проживало 1475 человек. В 1921 г. в селе родилось 55, а умерло 326 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Гоккерберге проживало всего 918 человек, в 1923 г. – 919 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 172 домохозяйства (все они были немецкие) с населением 979 человек (из них 492 мужчины и 487 женщин). В 1931 г. в Гоккерберге проживало 1233 человека, из них 1221 немец.

Село сегодня. Ныне с. Александровка Марксовского района Саратовской области. Визитной карточкой современной Александровки является большое старинное здание из красного кирпича, привлекающее внимание еще до поворота с трассы на село. Когда-то здесь располагался школьно-молитвенный дом. Сейчас памятник архитектуры российских немцев находится в удручающем состоянии, и здание, возведенное в 1903 г., никем не используется, несмотря на то, что оно является одним из наиболее изысканных не только в Александровке, но и в окрестных селах. Фасады здания украшают ажурные карнизы, полукруглые сандрики окон и оригинальные фронтоны, декорированные резным кирпичным орнаментом. До недавнего времени здесь располагалась начальная сельская школа, от которой теперь сохранились только вывеска, выбитые окна и заваленные досками опустевшие школьные классы. Напротив школьно-молитвенного дома ранее находилась лютеранская кирха, от которой сегодня не осталось и следа, на ее месте – пустырь.

В настоящее время Александровка уже не такая большая, как Гоккерберг до революции. В центре села еще угадывается прежняя немецкая поквартальная планировка. В современном Гоккерберге и сегодня можно отыскать несколько типичных деревянных немецких домов, сохранившихся в первозданном состоянии и относящихся к периоду существования здесь немецкого поселения. Многие давно обложены кирпичом и перестроены, но еще служат новым владельцам, некоторые заброшены и давно пустуют. На некоторых деревянных домах до сих пор сохранились таблички немецких времен с изображением ведер, лопат, багров и других огнегасительных орудий. По-прежнему красивы здешние волжские берега, застроенные теперь многочисленными туристическими базами, украшает ландшафт пойма реки с многочисленными протоками и озерами. Из прибрежной части села открывается великолепный вид на правый берег Волги.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 11624, 24502; Оп. 7. Д. 68; Ф. 637. Оп. 22. Д. 71–78; ГИАНП. Ф. 370. Оп. 1. Д. 1; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 36; Д. 941. Л. 21.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Гросс Э. Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья. Покровск, 1926; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988.

Задать вопрос