БРОКГАУЗЕН (Brockhausen, Гуммель, Александровское), ныне с. Буерак Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги на реке Тыманка, у места впадения ее в Волгу. Находилась в 303 верстах от города Самары, в 147 верстах от уездного города Николаевска, в двух верстах от волостного села Рязановка (Неб), по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Рязановскую (Панинскую) волость Николаевского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. являлось административным центром Брокгаузенского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Брокгаузенский сельский совет входили с. Брокгаузен и хутор Гелентейх.
Колония основана в 1768 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом из 32 семей колонистов, выходцев преимущественно из Гессена, Дессау, Пруссии и Саксонии, прибывших в Поволжье ранее и зимовавших в уже существовавших колониях. По этой причине не существует списков первых поселенцев Брокгаузена, так как колония была основана после составления списков немецких колонистов в Поволжье. Вместе с колонией Брокгаузен также были образованы еще 10 новых близлежащих колоний, в том числе Базель, Гоккерберг, Гларус, Люцерн, Неб, Унтервальден, Цуг, Шафгаузен и др.
В первые годы после поселения колонии не имели собственных названий, а получали только порядковый номер. Позже для обозначения поселений использовали по два или даже по три наименования – выбранные колонистами, связанные с фамилиями первых форштегеров, образованные от названий русских рек или характерных признаков местности. Однако Брокгаузен получил свое название совершенно иначе. Борегард, выбиравший наименования колоний, решил увековечить не только свое имя (Кано, ныне с. Андреевка), фамилию (Борегард, ныне с. Приволжское) и имена своих детей – Филиппсфельд (ныне с. Филипповка) в честь сына Филиппа, Эрнестинендорф (ныне с. Березовка) в честь дочери Эрнестины и Сузанненталь (ныне с. Сосновка) в честь жены Сузанны. Колонии Брокгаузен Борегард дал название в память о своем замке в Голландии. Второе немецкое название колония получила в честь колониста по фамилии Гуммель, избранного форштегером колонии, точные сведения о нем не сохранились по причине отсутствия списков первых поселенцев. По указу от 26 февраля 1768 г. о переименованиях немецких колоний Брокгаузен сохранил свое прежнее название.
Первоначально колония располагалась на реке Малый Караман. Однако через два года, после того как в поселениях согласно планам застройки уже были возведены дома, Канцелярия опекунства предложила из-за солонцеватых и овражистых земель, непригодных для землепашества, перенести колонии на берег Волги. Несмотря на то, что такое решение было скоропалительным и объяснялось незнанием специфики местных природных условий, в 1770 г. дома колонистов семи поселений были разобраны и перевезены на другое место. В 1785 г. еще пять колоний на Малом Карамане были полностью упразднены.
Основным занятием жителей Брокгаузена было сельское хозяйство. Колонисты выращивали пшеницу, рожь, картофель, просо, меньшие урожаи давали ячмень и горох. По ревизии 1834 г. поселенцы были наделены землей по 15 десятин на душу мужского населения. По 10-й ревизии 1857 г., 334 колониста мужского пола владели землей в размере около 6,5 десятин на душу. Малоземелье приводило к многочисленным тяжбам колонистов друг с другом и с русскими крестьянами. В 1864–1865 гг. жители Брокгаузена и еще нескольких колоний выступили с территориальными претензиями на землю, находившуюся на Колтовском острове.
В ХVIII в. одной из основных статей дохода колонистов являлось выращивание табака. Канцелярия опекунства иностранных оказывала содействие поселянам, культивировавшим табак. Со временем данная культура получила распространение во всех 26 колониях Борегарда, которые производили до 75% всего поволжского табака. Земля, на которой сеяли табак, удобрялась навозом, остальные поля не унаваживались.
Особое место в промыслах жителей Брокгаузена занимало соломоплетение. Постепенно ремесло превратилось в доходное производство и к концу ХIХ столетия десятки женщин на собственных дворах занимались плетением корзин, шляп и иных соломенных изделий. Спрос был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция массово скупалась ростовщиками и реализовывалась в крупных городах. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в колонии насчитывалось 250 дворов. В годы советской власти в селе работала кооперативная лавка, был создан колхоз «Фрайхайт» («Свобода»). В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Буерак.
Школа и обучение детей. Первая церковная школа была создана в селе еще с момента его основания. Первоначально обучение детей проходило на дому у шульмейстера, позже у небольшой церковной школы Брокгаузена появилось собственное здание, построенное на государственные средства. В школьно-молитвенном здании проводились не только учебные занятия, но и богослужения. В 1818 г. община на собранные пожертвования и взносы возвела новый просторный школьно-молитвенный дом. В ХIХ в. из-за большого количества учеников занятия проходили в две смены.
К середине ХIХ в. прихожане приняли решение использовать школьно-молитвенный дом только под школу и начать сбор средств на строительство церкви. Но и после появления в селе церкви в 1857 г. в зимнее время года школа предоставляла свои помещения для молитвенных собраний. С 1904 г., когда здание старой церкви было снесено, а жители села начали сбор средств на возведение нового храма, богослужения вновь проводились в стенах школы, которая являлась образовательным, религиозным и культурным центром села. По декрету от 11 декабря 1917 г. приходы лишились всех церковно-приходских школ, которые впоследствии были переданы в ведение Наркомпроса и закрыты. По Декрету СНК от 4 февраля 1918 г. были упразднены должности преподавателей Закона Божьего всех вероисповеданий. В годы советской власти школа в Бангердте была перепрофилирована в начальную школу.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1780 г. прихожане Брокгаузена обслуживались пасторами из Екатериненштадта. В 1780–1820 гг. лютеранская община колонии Брокгаузен входила в состав прихода Беттингер (Баратаевка), который был основан в 1780 г. С 1820 г. с. Брокгаузен относилось к приходу Неб (Рязановка), создание которого было утверждено 24 июня 1820 г. В приход кроме Брокгаузена входили общины Неб (Рязановка), Гоккерберг, Кинд, Орловское, Рязановка, Сузанненталь, Унтервальден. Приход Неб (Рязановка) в начале ХХ в. являлся четвертым по численности приходом Евангелическо-лютеранской церкви России (после Франка, Норки и Беттингера). В 1905 г. приход насчитывал 19 046 человек.
В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения во временном школьно-молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, он был возведен на государственные средства в течение первых месяцев после расселения колонистов. Через 40 лет он обветшал и потребовал замены. В 1818 г. община на собственные средства возвела новый просторный школьно-молитвенный дом.
К середине ХIХ в. во многих близлежащих колониях уже давно имелись изящные деревянные и даже величественные каменные церкви, однако сравнительно небольшая община Брокгаузена долгое время не имела достаточных средств на возведение собственного храма. Лютеранская кирха была построена в Брокгаузене лишь в 1857 г. Она была каменной, небольшой по размерам и имела скамьи для 400 молящихся. Церковь являлась филиальной. Проект и смета церкви были утверждены Конторой опекунства. При возведении кирхи Контора руководствовалась специальными правилами 1830 г. о строительстве церквей иностранных исповеданий. В соответствии с правилами, нужно было, чтобы «внутренность церкви отличалась простотой и отнюдь не было в ней роскошных украшений… чтобы величина церкви, устройство хоров и скамей сообразны были с числом прихожан… чтобы в середине от одного конца церкви до другого был свободный ход… чтобы против алтаря были хоры… чтобы лестницы… были устроены… таким образом, дабы прихожане не могли видеть входящих и исходящих по оным». Штаты Конторы не предусматривали специальной должности архитектора, поэтому проектирование церкви заочно курировал архитектор Министерства Государственных Имуществ А.К. Кавос. Рядом с кирхой находились кистерат, деревянная звонница и школьно-молитвенный дом.
Со временем старая кирха стала мала для увеличившейся общины и в начале ХХ в. могла вместить лишь одну треть посещавших богослужения. По разрешению министра внутренних дел от 22 января 1904 г. здание старой церкви было продано под снос. Для строительства нового каменного здания община арендовала 28 десятин земли на 12 лет, до 1916 г. Разразившаяся Первая мировая война, а затем и революции 1917 г. не дали осуществиться планам жителей Брокгаузена.
В период массированного наступления на религию, в 1930-е гг., в приходах запрещалось любое обучение детей, связанное с церковными обрядами. Если в конце 1920-х гг. предконфирмационное обучение еще могло быть разрешено, то уже в начале 1930-х требовалось специальное постановление ЦИК СССР и НКВД. Так, в мае 1932 г., когда церковная община Брокгаузена обратилась в секретариат Центрального Исполнительного Комитета АССР немцев Поволжья с просьбой осуществить религиозное обучение детей 6–18 июня 1932 г. с последующей конфирмацией 19 июня 1932 г., материалы были переданы в ГПУ, которое потребовало предоставить списки всех конфирмованных детей.
Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1931 г. церковь в Брокгаузене уже не находилась в распоряжении верующих, в то время как многие другие церкви прихода и Марксштадтского кантона еще не были закрыты. Здание церкви было рекомендовано использовать для культурных целей. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в церковной общине еще насчитывался 521 верующий, из них 21 человек был отнесен к категории лишенцев (лишенных политических прав).
Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие для лютеран в общине Брокгаузен. 1768–1776 гг. – Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служившие для реформатов в общине Брокгаузен. 1768–1769 гг. – Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг. – Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Пасторы прихода Беттингер (Баратаевка), служившие в общине Брокгаузен. 1780–1791 гг. – Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). Пасторы прихода Неб (Рязановка), служившие в общине Брокгаузен. 1820–1830 гг. – Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). 1831–1861 гг. – Иоганн Кристиан Бауер (Johann Christian Bauer). 1863–1894 гг. – Теодор Эмиль Гептнер (Theodor Emil Heptner). 1895–1929 гг. – Нафанаил Вольдемар Гептнер (Nathanael Woldemar Heptner). 1929–1935 гг. – Бернгардт Нафанаил Гептнер (Bernhard Nathanael Heptner).
Численность населения. В 1769 г. в Брокгаузене проживало 109 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 86, в 1788 г. – 107, в 1798 г. – 142, в 1816 г. – 243, в 1834 г. – 431, в 1850 г. – 567, в 1859 г. – 666, в 1883 г. – 757, в 1889 г. – 999 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Брокгаузене проживало 1044 человека, все они были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 1438 человек, в 1910 г. – 1572 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Брокгаузене проживало 1396 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 42, а умерло 291 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Брокгаузене проживало всего 780 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 148 домохозяйств (все они были немецкими) с населением 771 человек (из них 385 мужчин и 386 женщин). В 1931 г. в Брокгаузене проживало 990 человек, из них – 988 немцев.
Село сегодня. Ныне с. Буерак Марксовского района Саратовской области. В настоящее время размеры села намного меньше, чем до 1917 г. На трассе, у поворота на село, нет даже соответствующего указателя. Современный Буерак представляет собой весьма печальное зрелище: дороги поросли бурьяном, вместо некоторых домов – пустыри, часть домов заброшена, в селе имеется лишь несколько улиц. Интересно, что многие деревянные дома находятся практически в первозданном состоянии, о чем свидетельствуют до сих пор сохранившиеся таблички немецких времен с изображением ведер, лопат, багров и других огнегасительных орудий. Статья 9 «Инструкции о внутреннем распорядке и управлении в поволжских колониях», утвержденная императором 16 сентября 1800 г. , предписывала «в каждом селении, дабы к предохранению от пожарного случая… всех поселян по дворам расписать, кому с чем идти на пожар». Поэтому во всех немецких колониях на домах были прикреплены соответствующие таблички, которые сегодня сохранились лишь в небольших селах, малочисленных и не застроенных современными домами.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 7. Д. 68; Ф. 637. Оп. 22. Д. 106–111; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 36; Д. 941. Л. 21.
Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Терехин С. Поселения немцев в России. Архитектурный феномен. Саратов, 1999; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. XXVI. СПб., 1832. С. 299–313.