ЗИХЕЛЬБЕРГ (Sichelberg, Сигельберг, Серпогорье, Мартишка, Мортяжка), ныне с. Серпогорье Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, в 4 км к северо-востоку от с. Федоровка. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхнекараманский округ Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Зихельберг входило в Федоровский (Мокроусовский) кантон. С 1935 г. после выделения Гнаденфлюрского кантона из Федоровского согласно Постановлению ВЦИК РСФСР «О новой сети районов и кантонов Саратовского края и АССР НП» с. Зихельберг относилось к Гнаденфлюрскому кантону.
Колония основана в 1849 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших в материнских колониях Цюрих и Базель и страдавших от малоземелья. Вместе с Зихельбергом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько колоний. В 1855 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «об учреждении новых колоний Розендам, Визенгейм, Фрезенталь, Ней-Боаро, Сигельберг, Лилиенфельд, Александердорф, Вейценфельд».
Название колонии в переводе с немецкого означало «серповидная гора» и произошло от немецких слов «Sichel» – «серп» – и «Berg» – гора. От перевода немецкого наименования появилось и русское название колонии – Серпогорье. Оно было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. Враждебное отношение к немцам стало следствием начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны, основным военным противником России в которой была Германия. Был принят ряд дискриминационных законов по отношению к немецкому населению России. В 1914 г. были закрыты немецкоязычные издания и общества, было приостановлено использование немецкого языка в публичном общении и в быту во многих областях страны. Указом 18 августа 1916 г. преподавание немецкого языка запрещалось во всех учебных заведениях Российской Империи. Тогда же многие немецкие поселения были переименованы, и с. Зихельберг получило название Серпогорье. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
По 10-й ревизии 1857 г., 61 семья (307 человек) владела землей в размере 2460 десятин. Согласно «Хозяйственному описанию колонии Зихельберг» по состоянию на 1871 г., в селе проживало 165 поселян мужского пола, которые владели 4719 десятинами земли. Система землепользования являлась трехпольной. Из общего количества земель 59,5 десятин было занято усадьбами колонистов, в том числе 19,2 – постройками и дворами, 0,4 – огородами. Как указывали проверяющие, «Усадьбы имели небольшие огороды, на которых выращивали овощи для домашнего употребления. Усадьбы не представляли особой выгоды колонистам…», поэтому жители села выращивали табак и арбузы. Из общего количества земель 16,5 десятины было занято бахчами и 11,2 – табачными плантациями. В 1871 г. в Зихельберге проживало 55 семей (164 мужчины и 164 женщины). В селе насчитывалось 180 лошадей, 49 жеребят, 2 быка, 86 коров, 55 телят, 107 овец, 105 свиней и 6 коз.
Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. В 1920-е гг. в селе имелась кооперативная лавка, действовало сельскохозяйственное кооперативное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Серпогорье.
Школа и обучение детей. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания в 1849 г., обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме, где имелся молитвенный зал. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. в селе проживало 142 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет, обязанных получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Зихельберге посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 11 детей не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучался 81 мальчик, 61 девочка и работал один учитель. Школа содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковная школа перешла в ведение Наркомпроса и была преобразована в начальную школу, в селе был открыт пункт ликвидации безграмотности.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Село Зихельберг входило в состав евангелическо-лютеранского прихода Гнаденфлюр, который был основан 5 октября 1861 г. К нему кроме Зихельберга относились общины Гнаденфлюр, Мангейм и Розендам. Первый молитвенный дом появился в селе только в 1885 г. До этого богослужения проходили в старом школьном здании, где имелся вместительный молитвенный зал. Молитвенный дом был деревянным и имел статус филиального.
Приход Гнаденфлюр, в который входила община Зихельберг, был основан благодаря многолетним усилиям пробста Левобережья Волги Александра Карла Августа Аллендорфа, руководившего пробством в 1851–1866 гг. Аллендорф разработал и провел реформирование пробстского округа и реорганизовал его деление на приходы, инициировав создание семи новых приходов – Красный Яр (1855), Гнаденфлюр (1861), Фрезенталь и Вейценфельд (1862), Моргентау (1863), Шенталь (1864), Экгейм (1865).
Приход Гнаденфлюр объединял прихожан не только немецкой, но и латышской национальности. Приходские пасторы кроме немецких сел Гнаденфлюр, Мангейм, Зихельберг, Розендам, насчитывавших более тысячи прихожан, проводили богослужения в близлежащих немецких хуторах Орловское, Полеводино, Терликово, Камышовка, Шестянка, имение Цюрихское первое и Цюрихское второе, хуторы Бирючье, Яблоня, Базель-Миус, Шведер, Александерталь, а также обслуживали латышские поселения Александровск Вольского уезда Саратовской губернии и Чекалино Симбирской губернии.
После 1917 г. единая ранее Лютеранская церковь России фактически распалась вследствие революции, гражданской войны, осуществления антицерковного законодательства и массовой эмиграции священнослужителей. Для воссоединения самостоятельных общин в 1920 г. по всем приходам страны был разослан подготовленный московскими общинами проект нового церковного Устава «Временные постановления о самоуправлении Евангелическо-лютеранской церкви». Однако из 138 поволжских общин только общины прихода Гнаденфлюр приняли проект нового церковного Устава. Лишь пастор Отто Гарфф, руководивший в то время приходом Гнаденфлюр, в 1922 г. согласился войти в возрожденную Московскую консисторию. Остальные приходы Поволжья образовали навязанную поволжским пасторам большевиками самостоятельную церковную организацию.
Желание других поволжских приходов присоединиться к единой лютеранской церкви не могло осуществиться и из-за последовавшей острой реакции политических инстанций, державших руководство церковным управлением в своих руках. Лишь к 1924 г. большинство поволжских приходов откликнулись на призыв Московской консистории и дали свое согласие на вхождение во вновь призванную к жизни единую церковную организацию во главе с епископами в Москве и Санкт-Петербурге.
Молитвенный дом в Зихельберге был закрыт по официальному Постановлению Президиума ЦИК 1928 г., так как большинство членов церковной общины высказались за его ликвидацию.
Пробст Левобережья, пастор Отто Генрих Гарфф (1872 – после 1937), получивший образование и ординированный в семинарии Южной Дакоты (США) служил в Гнаденфлюре с некоторыми перерывами с 1913 по 1931 г., а с 1929 г. одновременно обслуживал и общины прихода Куккус. В 1930 г. он был в первый раз арестован. После второго ареста в 1931 г. он был осужден и отправлен в ссылку до 1937 г. После освобождения в 1937 г. преподавал английский и немецкий языки в университете Перми.
Список пасторов прихода Гнаденфлюр, служившие в общине Зихельберг. 1862–1888 гг. – Карл Эрик Вальберг (Karl Erich Wahlberg). 1890–1891 гг. – Ганс Август Лейст (Hans August Leyst). 1894 г. – Теодор Давид (Theodor David). 1895–1909 гг. – Иоганн Парштраутс (Johannes Parstrauts). 1909–1912 гг. – Александр Ротермель (Alexander Rothermel). 1913–1931 гг. – Отто Гарфф (Otto Harff).
Численность населения. В 1850 г. количество населения в Зихельберге составляло 227 человек, в 1857 г. – 307, в 1883 г. – 687, в 1889 г. – 680 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Зихельберге проживало 849 человек, из них 842 немца. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 1090 человек, в 1910 г. – 1416 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Зихельберге проживало 1202 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родился 71 человек, а умерло 168 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Зихельберге проживало 983 человека, в 1923 г. – 956 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. население села составляло 864 человека, в том числе 861 немец. В 1931 г. в Зихельберге проживало 1005 человек, из них – 997 немцев.
Село сегодня. Ныне с. Серпогорье Федоровского района Саратовской области. Назвать современное Серпогорье настоящим селом достаточно трудно. В настоящее время здесь живут лишь две семьи фермеров, а на оставшейся территории бывшего Зихельберга отчетливо видны места расположения бывших домов, остатки фундаментов, бугры и ямы. Никаких немецких построек не сохранилось. На небольшом кладбище среди нескольких захоронений 1970–1980-х гг., судя по расположению креста, осталась одна безымянная немецкая могила.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 279; Ф. 637. Оп. 38. Д. 62; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 1263. Л. 1; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 47.
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988.