DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ЛИЛИЕНФЕЛЬД, ныне не существует, немецкая колония в Левобережье Волги

Рубрика: Республика немцев Поволжья

ЛИЛИЕНФЕЛЬД (Lilienfeld, Ней-Орловское, Белополье), ныне не существует, – немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Большой Караман, в 64 верстах к юго-востоку от Покровска. Находилась в 468 верстах от города Самары, в 132 верстах от уездного города Новоузенска и в 20 верстах от волостного села Александерге. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Нижне-Караманскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Лилиенфельд являлось административным центром Лилиенфельдского сельского совета Мариентальского (Тонкошуровского) кантона. В 1926 г. в Лилиенфельдский сельский совет входило одно село Лилиенфельд.

Колония основана в 1848 г. как дочерняя колония. Ее основателями стали колонисты, проживавшие ранее в материнских колониях Боаро (ныне с. Бородаевка Марксовского района Саратовской обл.), Екатериненштадт (ныне Маркс Саратовской обл.), Кано (ныне с. Андреевка Марксовского района Саратовской обл.), Орловская (ныне с. Орловское Марксовского района Саратовской обл.), Паульское (ныне с. Павловка Марксовского района Саратовской обл.), Филиппсфельд (ныне с. Филипповка Марксовского района Саратовской обл.), Эрнестинендорф (ныне с. Березовка Марксовского района Саратовской обл.). Вместе с Лилиенфельдом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько колоний. В 1855 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «об учреждении новых колоний Розендам, Визенгейм, Фрезенталь, Ней Боаро, Сигельберг, Лилиенфельд, Александердорф, Вейценфельд». Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ века в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья.

Название колонии в переводе с немецкого означало «поле лилий» и произошло от немецких слов «Lilien» – «лилия» и «Feld» – поле. От перевода немецкого наименования появился русский вариант названия колонии – Белополье («лилия» в переводе с греческого – «белый»). Название Белополье было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия. Второе русское название – Ней-Орловское было дано колонии по наименованию одной из материнских колоний.

По 10-й ревизии 1857 г. 170 колонистов мужского пола владели землей в размере около 15,2 десятин на душу. Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством, выращивали пшеницу, рожь, овес. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в колонии имелось 280 дворов, работало три ветряных мельницы. В 1910 г. в селе было основано потребительское общество. В 1912 г. в селе была открыта библиотека, переданная через несколько лет церковной школе. В годы советской власти селе имелась кооперативная лавка, было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество, была открыта изба-читальня. В 1937 г. колхоз Лилиенфельда как один из самых передовых в кантоне по итогам посевной получил переходящее красное знамя. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Лилиенфельда и село прекратило свое существование.

Школа и обучение детей. Церковная школа появилась в селе в год его основания, в 1848 г. До строительства церкви в 1903 г. богослужения и школьные занятия проводились в едином школьно-молитвенном доме. К началу ХХ в. в селе была открыта земская школа, являвшаяся начальной и находившейся в ведении земства. Земская школа в Лилиенфельде имела трехлетний срок обучения и являлась однокомплектной, в ней обучалось не более 50 учащихся и работал один учитель. В годы советской власти обе школы перешли в ведение Наркомпроса и были преобразованы в 4-х классную начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Большинство колонистов принадлежало к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Выходцы из Филиппсфельда являлись реформатами. Первые годы после создания церковная община Лилиенфельд не входила в состав ни одного из существовавших в то время лютеранских приходов в силу своей удаленности от них. Прихожане имели кюстера-шульмейстера, а также периодически обслуживались пасторами из прихода Рейнгардт и изредка пасторами, служившими в тех материнских колониях, из которых прибыли колонисты –Екатериненштадт и Рязановка. Лишь в 1859 г. церковная община была утверждена духовными инстанциями как самостоятельная единица, нуждавшаяся в священнике. С 1862 г. община Лилиенфельд входила в состав прихода Фрезенталь, утвержденный указом 14 октября 1862 г. К данному приходу кроме Лилиенфельда относилось еще три общины – Фрезенталь (ныне с. Новолиповка Советского района Саратовской обл.), Ней-Урбах (ныне с. Новоантоновка Советского района Саратовской обл.) и Ней-Боаро (ныне не существует).

Деревянная кирха была заложена в селе 24 апреля 1903 г. Строительство церкви закончилось весной 1906 г. и 28 мая 1906 г. церковь была освящена. Двухъярусная, относительно небольшая, камерная деревянная кирха имела скамьи всего для 500 молящихся. Она была построена в традиционном для культового строительства того времени стиле позднего классицизма, имела выходы на поперечной оси и трехступенчатую колокольню. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. В верхнем ярусе находились галереи, опиравшиеся на массивные деревянные столбы. Кирха имела статус филиальной. В селе кроме церкви имелся школьно-молитвенный дом, где богослужения проводились в холодное время года.

В годы советской власти община осталась без священника, но церковная жизнь в селе не прекратилась. Богослужения проводились кюстером. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе Лилиенфельд еще насчитывалось 620 верующих, а богослужения проводились в церкви. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии кирхи 11 февраля 1935 г., мотивируя свое решение тем, что из оставшихся 264 оставшихся членов церковной общины 243 высказались за ее ликвидацию.

Список пасторов прихода Фрезенталь, служивших в общине Лилиенфельд. 1862–1869 гг. – приход не имел пастора. 1869–1873 гг. – Исаак Теофил Келлер (Isaak Theophil Keller). 1875–1876 гг. – Самуэль Теофил Бонвеч (Samuel Theophil Bonwetsch). 1879–1881 гг. – Карл Теодор Вильгельм Блюм (Karl Theodor Wilhelm Blum). 1881–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1914 гг. – Фридрих Эрнст Гейнрихсен (Friedrich Ernst Heinrichsen).

Численность населения. В 1850 г. в Лилиенфельде проживало 239 иностранных колонистов, в 1859 г. их насчитывалось 347, в 1889 г. – 896 человек. В 1878 г. 11 жителей Лилиенфельда эмигрировали в Америку. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Лилиенфельде проживало 913 человек, все они были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 1438 человек, в 1910 г. – 1584 человека. Приход Фрезенталь, в который входила община Лилиенфельда, в 1905 г. насчитывал 4378 прихожан. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Лилиенфельде проживало 1423 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 98, а умерло 121 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Лилиенфельде проживало 1162 человека, в 1923 г. – всего 1075 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 207 домохозяйств (из них 205 немецких) с населением 1185 человек (из них 556 мужчин и 629 женщин), в том числе 1178 немцев (из них 552 мужчин и 626 женщин). В 1931 г. в Лилиенфельде проживало 1404 человека, все они были немцами.

Село сегодня. Ныне село не существует. В настоящее время территория, на которой ранее находилось село Лилиенфельд, является незаселенной местностью между селами Новолиповка и Тамбовкой Советского района Саратовской области. На территории бывшего села отчетливо видны места расположения домов. Имея на руках план колонии, можно при желании определить место расположения бывшей церкви, школы, мельницы и сельского кладбища, где также сохранились едва различимые могильные холмики.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2002; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988.

Источники

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 36. Д. 279. Л. 193; Ф. 637. Оп. 38. Д. 74–78. ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66; Д. 1139. Л. 138.

Задать вопрос