DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КРАФТ, ныне с. ВЕРХНЯЯ ГРЯЗНУХА Камышинского района Волгоградской области, немецкая колония в Правобережье Волги

Рубрика: Республика немцев Поволжья

КРАФТ (Kraft, Верхняя Грязнуха, Грязнуха), ныне с. ВЕРХНЯЯ ГРЯЗНУХА Камышинского района Волгоградской области, – немецкая колония в Правобережье Волги, на левом берегу реки Грязнуха, впадавшей в 4 верстах к юго-западу от селения в реку Иловлю. Находилась в 48 верстах к северу от Камышина, в 135 верстах от Саратова, в 4 верстах от волостного села Верхняя Кулалинка, в 3 верстах от почтового Саратовско-Астраханского тракта. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Усть-Кулалинскую (Верхне-Кулалинскую) волость Камышинского уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Крафт являлось административным центром Крафтского сельского совета Каменского (Гриммского, с 1935 Добринского кантона). В 1926 г. в Крафтский сельский совет входили с. Крафт, хутор Ней-Милле, пос. Гейст. С 1 января 1935 г., после выделения Добринского кантона из Каменского, и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. с. Крафт относилось к Добринскому кантону.

Колония создана 18 мая 1767 г. как коронная. Свое название получила по имени первого форштегера Иоганна Крафта, 22-летнего хлебопашца, прибывшего в колонию из Альсфельда вместе с женой Катариной 28 лет. По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний поселение получило русское название Верхняя Грязнуха благодаря речке, на которой оно находилось.

Основателями колонии стали 211 колонистов (62 семьи), выходцев преимущественно из Вальдена, Дармштадта, Изенбурга и других немецких земель. Из 62 семей большинство являлись лютеранами. Одна семья (Фрица Миллера с женой) исповедовала реформатство. Как и во многих других колониях, вместе с протестантами были вынуждены селиться немногочисленные католики, оказавшиеся среди представителей других конфессий при погрузке на корабли и распределении по колониям. Одна семья (Иоганн Брант с женой, сестрой и сыном) являлась католической.

Каждый колонист получил от Конторы опекунства в Саратове 25 рублей, две лошади, четыре колеса, две оси, две оглобли, дугу, топор, две косы, 12 саженей веревок. Среди первых 74 домохозяев было пять сапожников, пять мельников, четыре ткача, два гончара, два кузнеца, а также мясник, слесарь, портной, столяр, егерь и фабрикант. Остальные первые переселенцы являлись хлебопашцами. В 1769 г. в Крафте насчитывалось 62 семьи, из которых только три объявили себя неспособными к хлебопашеству. У колонистов имелось 117 лошадей, 10 рабочих волов, 124 коровы и теленка. 202 человека проживали в 48 жилых домах, имели 34 амбара и 54 конюшни. В апреле 1806 г. колония пострадала от затопления талой водой, более половины колонистских домов были повреждены.

По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. Выращенный хлеб продавали в русском селе Щербаковке. Кроме хлебопашества, выращивания пшеницы и ржи, жители Крафта занимались садоводством, бахчеводством и табаководством. Сеяли также овес, ячмень и просо, сажали картофель и капусту. Посевы кукурузы не давали больших урожаев, и колонисты отказались от ее выращивания. До 1870 г. при молотьбе хлеба использовали лошадей с телегами, с 1870 г. – молотильные камни. Поселяне Крафта вместе с обществами селений Усть-Грязнуха и Новая Норка владели двумя водяными мукомольными мельницами на реке Иловле. С увеличением числа жителей с 1864 г. был введен передел земли по наличным душам через каждые шесть лет. Малоземелье привело к тому, что в 1879–1880 гг. около 100 семей арендовали земли в Кубанской области и поселились в Орловской и Михайловской волостях. После 1881 г. около 20 семей вернулось в Крафт.

В 1862 г. в колонии имелось 173 двора, действовало шесть заводов и две мельницы. В 1886 г. в поселении насчитывалось 304 жилых дома, из них 167 каменных и кирпичных, 136 деревянных и одна сырцовая мазанка. Лишь один дом был покрыт железом, 120 – тесом и 183 соломой. В селе имелось 10 промышленных заведений, два кабака, водяные мельницы и три лавки. В 1881 г. в поселении был открыт фельдшерский пункт, на котором работал один фельдшер. В 1911 г. в селе насчитывалось 440 хозяйств, во владении у крестьян имелось 857 голов рабочего скота, 679 голов молочного скота, 1150 гужевого скота, 3218 мелкого скота. Крестьяне имели 321 железный плуг, 162 жнейки и 285 веялок. В 1920-е в селе работала кооперативная лавка, было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Верхняя Грязнуха.

Школа и обучение детей. Церковная школа появилась в селе с момента основания. Первоначально дети обучались на дому у шульмейстера, а в 1771 г. общиной было построено отдельное школьное здание. До строительства первой церкви в 1810 г. богослужения и школьные занятия проводились в одном здании. К середине ХIХ века церковно-приходская школа получила статус училища, который в России давался особо крупным школам после школьной реформы 1804 г.

В 1870 г. 25 поселенцев колонии открыли для своих детей товарищескую школу, получившую в 1872 г. статус земской школы. В отличие от церковной школы здесь дети углубленно изучали русский язык и такие предметы как география, история, арифметика. По состоянию на 1886 г. из 2779 жителей 1595 человек являлись грамотными (800 мужчин и 795 женщин). В 1903 г. недалеко от церкви был построен кирпичный школьно-молитвенный дом. В советское время обе школы были упразднены в связи с закрытием всех религиозных и земских школ и созданием единой государственной социалистической школы и объединены в начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В 1879 г. в селе насчитывался 21 баптист. В первые годы после создания поселения южные колонии не подчинялись единой церковной организации и не имели общего руководства. Церковные приходы часто подвергались реорганизации. Приходское деление колоний не совпадало с окружным: лютеранский Крафт до лета 1776 г. относился к католическому Каменскому округу. С 1771 г. община колонии Крафт входила в состав евангелическо-лютеранского прихода Штефан (Водяной Буерак, ныне с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области), создание которого было утверждено в 1771 г. К приходу кроме колонии Крафт относились немецкие поселения Штефан (Водяной Буерак), Щербаковка, Крестовый Буерак (Миллер). Приход Штефан (Водяной Буерак), к которому относилась община Крафт, в 1905 г. насчитывал 15 162 человека.

В первые годы после создания поселения колонисты Крафта проводили богослужения в молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна. Первая деревянная кирха была построена в Крафте на средства колонистов в 1810 г. Сбор средств на ее строительство начался еще в 1804 г., в 1806 г. проект кирхи был рассмотрен и одобрен Конторой опекунства. Из-за нехватки средств строительство церкви велось долгие четыре года и только в 1810 г. кирха была освящена. Изначально колонисты не придавали особого значения архитектурному стилю: церковное здание было деревянным, небольшим по размерам и достаточно скромным. Построенная церковь имела статус филиальной. Через 50 лет здание церкви потребовало капитального ремонта и было полностью перестроено.

Проект новой церкви был разработан архитектором, землемером, заведующим строительной и лесной частью Саратовской конторы опекунства иностранных Фердинандом Лагусом, не справлявшимся с большим объемом текущей работы и потому построившим в 1860-е – 1871-е гг. десятки лютеранских и католических церквей в немецких колониях по одному и тому же проекту в т.н. «контор-стиле». Многие церкви, как и кирха в Крафте имели типичные для классицизма черты – удлиненное церковное здание, колонный вестибюль, многоуровневая башня, балконы второго этажа. Закладка первого камня в основание церкви была произведена в 1862 г. Возведение кирхи закончилось в 1865 г., тогда же она была освящена. Церковь была деревянной на каменном фундаменте, покрыта железом, имела скамьи для 1500 молящихся. У церкви была установлена деревянная звонница.

Несмотря на то, что в Правобережье Волги немецкие колонии не подвергались нападению киргиз-кайсаков, от которых страдали левобережные немецкие поселения, колонистов и священнослужителей нагорной стороны Волги также преследовали всевозможные опасности – дикие звери и морозные зимы, засухи и неурожаи. Жертвой сложных климатических условий стал пастор Карл Адольф Гюнтер, который в 1811 г. замерз в степи во время снежной бури, переезжая из одной общины в другую. Некоторое время приход оставался без священника. В 1812 г. в Поволжье из Швейцарии прибыл пастор Людвиг Генрих Дитрих (1785–1834), который из-за недостатка священников в немецких колониях (в начале 1820-х в Правобережье их служило не более 10) проводил богослужения сразу в нескольких протестантских общинах.

Доход священника определялся вызывной грамотой. Например, пастор Георг Готтлиб Кайзер, приглашенный приходом в 1863 г. получал от прихожан следующее содержание: два пуда и три с половиной фунта пшеницы, один пуд два фунта ржи, два гарнца картофеля и один вилок капусты с каждой семьи. Содержание священника возрастало с увеличением числа семей в колонии. По подсчетам историка Я. Дитца, в 1850 г. пастор Роберт Коллинз получал от прихожан Штефанского прихода 859 пудов пшеницы, 935 пудов ржи, 222 меры картофеля и 890 вилков капусты, а также 800 мер овса, 1400 пудов сена, 700 пудов соломы на содержание собственного скота и лошадей. Кроме того пастор получал деньги за исполнение треб (около 200 рублей в год) и казенное жалованье в 171 руб. 60 коп. серебром или 1575 руб. ассигнациями.

Согласно Декрету СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. все церкви и все имущество общин принадлежали государству. Бесчеловечные методы антицерковной политики большевиков сопровождались репрессиями священнослужителей. Последний пастор общины – Давид Кауфман (1897–1930), стажировавшийся у приходского пастора, пробста Макса Майера, был расстрелян за антисоветскую деятельность в 1930 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 14 января 1936 г., мотивируя свое решение тем, что из оставшихся 887 членов церковной общины 719 высказались за закрытие церкви.

Список пасторов прихода Штефан (Водяной Буерак), служивших в общине Крафт. 1771–1778 гг. – Иоганн Каспар Браунс (Johann Kaspar Brauns). 1779–1782 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1782–1798 гг. – приход не имел пастора. 1798–1811 гг.– Карл Адольф Гюнтер (Karl Adolf Günther). 1812–1834 гг. – Людвиг Генрих Дитрих (Ludwig Heinrich Dietrich). 1835–1838 гг. – Эрнтс Теодор Гелльманн (Ernst Theodor Hellmann). 1839–1861 гг. – Роберт Коллинз (Robert Collins). 1863–1872 гг. – Георг Готтлиб Кайзер (Georg Gottlieb Kayser). 1875–1879 гг. – Рихард Генрих Валькер (Richard Heinrich Walker). 1882–1915 гг. – Иоганн Шнайдер (Johannes Schneider). 1899–1901 гг. – помощник пастора Эмиль Фридрих Буш (Emil Friedrich Busch). 1927–1929 гг. – Макс Майер (Max Maijer). 1929–1930 гг. – Давид Кауфманн (David Kaufmann).

Численность населения. В 1767 г. число колонистов в Крафте составляло 211 человек, в 1773 г. их насчитывалось 288, в 1788 г. – 362, в 1798 г. – 432, в 1816 г. – 670, в 1834 г. – 1336, в 1850 г. – 2036, в 1859 г. – 2531, в 1886 г. – 2779 человек. В 1876 г. четыре семьи (10 человек) эмигрировали в Америку, штат Канзас. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Крафте проживало 2664 человека, из них 2650 немцев. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 5759 человек, а в 1911 г. – 6101 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Крафте проживало 3391 человек. В 1921 г. в селе родились 123, а умерло 362 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Крафте проживало 2518 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 2821 человек, все они были немцами. В 1931 г. в Крафте проживало 3454 человека, из них – 3412 немцев.

Село сегодня. Ныне с. Верхняя Грязнуха Камышинского района Волгоградской области. Входит в состав Усть-Грязнухинского сельского поселения наряду с селами Усть-Грязнуха, Зеленый Гай и Пановка. Сегодня село уже не такое большое, как до 1917 г. Население современной Верхней Грязнухи составляет около 600 человек, что в десять раз меньше, чем проживало здесь до революции. В Верхней Грязнухе широкие немецкие улицы, в селе имеется несколько старинных построек, деревянных домов, многие с типичными для немецкой архитектуры четырехскатными крышами. В старых немецких домах до сих пор проживают современные жители села. Здание деревянной лютеранской церкви в селе не сохранилось. Однако на центральной площади, где ранее находилась кирха, до сих находятся кирпичное здание немецкой школы и кирпичное здание бывшего пастората.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1. Вып. 2. Лит. А–Д. Печатан под наблюдением А.А. Прозоровского и С.А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. Печ. земства, 1898. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2002; Списки населенных мест Саратовской губернии Саратов: Земская типография, 1912; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 2. Kolonien Galka – Kutter. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2001.

Источники

ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 12411. Л 96; Ф. 180. Оп. 1. Д. 3869, 4755, 4910; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 1264. Л. 138.

Задать вопрос