DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ЛАУВЕ, ныне с. ЯБЛОНОВКА Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Современное состояние с. Яблоновка (ранее Лауве). Фото Е. Мошкова, 2009 г.
Современное состояние с. Яблоновка (ранее Лауве). Фото Е. Мошкова, 2009 г.
Современное состояние с. Яблоновка (ранее Лауве). Фото Е. Мошкова, 2009 г.
Современное состояние с. Яблоновка (ранее Лауве). Фото Е. Мошкова, 2009 г.

ЛАУВЕ (Lauwe, Лаубе, Шенфельд, Яблоновка), ныне с. ЯБЛОНОВКА Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, у места впадения в Волгу реки Тарлык, в 50 километрах от Покровской слободы. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Степновскую волость Новоузенского (Саратовского) уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Лауве являлось административным центром Лаувского сельского совета. В 1922–1927 гг. относилось к Куккусскому (Вольскому) кантону. В конце 1927 г. после проведения в АССР немцев Поволжья административной реформы Вольский (Куккусский) кантон был ликвидирован путем присоединения последнего к Ровненскому (Зельманскому) кантону. В 1935 г. Куккусский кантон был восстановлен.

Колония основана 19 августа 1767 г. Вербовкой колонистов и созданием данной вызывательской колонии занимались частные предприниматели – женевец Пите (Pictet) и француз ле Руа (le Roy). Свое название колония получила в честь первого форштегера Иоганна Лаубе, 34-летнего егеря из Брауншвейга, прибывшего в Россию вместе с 23-летней женой Евой-Катариной и двумя детьми. Имена всех форштегеров колонии не известны, в 1820-е гг. форштегером являлся Карл Крейтер, а в 1830-е – 1840-е гг.– Карл Маркус.

Второе немецкое название – Шенфельд в переводе с немецкого означало «красивое поле» и произошло от немецких слов «schön» – «красивый» и «Feld» – поле. Официальное русское название – Яблоновка было присвоено колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. Основателями колонии стала 41 семья, выходцы из Бранденбурга, Виттенберга, Дармштадта, Пруссии и Саксонии.

Среди 169 первых колонистов большинство были лютеранами. Лишь одна семья – Мартина Николауса с женой и двумя детьми – придерживалась реформатской ветви протестантизма. Интересен тот факт, что в силу особенностей расселения, заселить колонии представителями одного вероисповедания было практически невозможно, и в некоторых случаях католики были вынуждены селиться вместе с протестантами, что произошло и в Лауве. В протестантскую колонию была поселена одна католическая семья – 50-летнего Якоба Прейса, хлебопашца из Курмайнца (Мемлинген) с женой и четырьмя детьми.

Большинство первых колонистов являлись хлебопашцами. Среди 55 первых домохозяев было шесть ткачей, четыре сапожника, три кузнеца, три портных, два егеря, два каменщика, два фельдшера, кирпичник, парикмахер, прядильщик, трубочист, хлебник, столяр, котельник, плотник, бондарь, мельник, пекарь, а также представитель такой редкой профессии как писарь. Каждый домохозяин, прибывший Лауве, получил от Конторы опекунства в Саратове по 25 рублей, две лошади и корове.

В 1774 г. колония подверглась нападению пугачевцев, сопровождавшемуся грабежами, насилием и убийствами. Повстанческие отряды Емельяна Пугачева, возглавившего крестьянскую войну против крепостнического гнета (1773–1775) активно действовали в заволжских степях. Разорение немецких поселений отрядами Пугачева ослабило колонии, причинив им ущерб, но не остановило их развитие.

Заволжские поселения были менее обеспечены землями, чем другие регионы Саратовской губернии. Малоземелье приводило к неоднократным попыткам колонистов основать дочерние колонии и переселиться за пределы своих поселений. В 1861 г., согласно указу Конторы, самовольное переселение колонистов приравнивалось к бродяжничеству и строго наказывалось. Однако это не останавливало колонистов. В 1866 г. в Яблоновке были проведены дознания, а с колонистов взяты расписки, что они осведомлены о запрещении переселения на Кавказ. В селе, на берегу Волги, имелась пристань, служившая центром торговли и рынком найма сельскохозяйственных рабочих, к пристани постоянно причаливали пароходы и баржи с грузом.

С приходом советской власти в истории немецких поселений многое изменилось. В апреле 1921 г. несколько жителей села были репрессированы за организацию антисоветского восстания. В 1920-е гг. в Лауве имелось сельскохозяйственное кредитное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Лауве, с 1942 г. село носит название Яблоновка.

Школа и обучение детей. В Лауве, как и во всех других лютеранских колониях, с момента основания действовала церковно-приходская школа, где согласно закону обучались все дети в возрасте от 7 до 15 лет. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из почти двух с половиной тысяч жителей села около 281 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В 1906 г. в церковной школе обучалось 119 мальчиков и 116 девочек. Школа содержались на средства церковной общины. Церковная школа не справлялась с таким количеством учеников. Поэтому в Яблоновке кроме церковно-приходской школы было создано земское училище, где занятия проходили ежедневно кроме воскресенья, а дети, согласно сохранившемуся в архиве расписанию уроков, изучали такие предметы как география, история, арифметика, чистописание, беседа, немецкий язык, закон Божий. Несколько часов в неделю отводилось на изучение русского языка, изучение которого делилось на блоки – звуковой диктант, грамматический диктант, объяснительное чтение, изложение.

В Яблоновке посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной. Согласно данным Эрбеса, в 1906 г. 46 детей 7-летнего возраста не приступили к обучению в школе. Общество колонии и родители ссылались на то, что дети начнут посещать школьные занятия по достижению ими 8-летнего возраста. В годы советской власти в селе была создана 4-х классная начальная школа. С 1967 г. школа стала восьмилетней.

Вероисповедание жителей и церковь. Большинство жителей Лауве принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Некоторые колонисты были реформатами. Католики, являвшиеся меньшинством, обслуживались патерами из прихода Прейс. До 1821 г. колония Лауве относилась к приходу Варенбург (Привальное). С 1821 г. община Лауве входила в лютеранско-реформатский приход Куккус (Вольская). К нему кроме Лауве относились еще четыре общины – Куккус (Вольская), Шталь (Степное), Иост (Поповкина), Бангердт (Зауморье). Прихожане общины Куккус (Вольская), которая являлась центром прихода, являлись реформатами.

В первые годы после создания колонии в ней был построен временный молитвенный дом. Только через 50 лет прихожане смогли собрать средства, необходимые для строительства капитальной церкви. Первая деревянная церковь была построена в Лауве в 1829 г. Уже тогда она была довольно внушительной по своим размерам, могла одновременно вместить 550 прихожан. Церковь имела статус филиальной. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы.

В 1893 г. в селе была построена новая церковь, ее проект и смета были согласованы с государственными органами. Архитектурный стиль новой церкви был выбран в соответствии с региональными стилевыми тенденциями и профессиональным проектированием. Предпочтение было отдано традиционному для немецких колоний стилю позднего классицизма («контор-стилю»), предусматривавшему двухъярусное построение зала. Над главным входом, напротив алтаря находилась органная ложа. На галереях второго этажа, которые опирались на массивные деревянные столбы, располагались скамьи для прихожан. Рядом с церковью находился кистерат с флигелем, звонница и покойницкая. Кроме церкви в Лауве имелся лютеранский молитвенный дом, а также католический и баптистский молитвенные дома.

Численность населения. В 1767 г. в Лауве проживало 169 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось – 150, в 1788 г. – 165, в 1798 г. – 244, в 1816 г. – 540, в 1834 г. – 600, в 1850 г. – 927, в 1859 г. – 1103, в 1889 г. – 1548 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Лауве проживало 1695 человек, из них 1654 г. были немцами. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 2412 человек, в 1910 г. – 2588 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г. , в Лауве проживало 1968 человек. В 1921 г. в селе родилось 87, а умерло 94 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Лауве насчитывалось 1730 человек. По переписи населения 1926 г., общее количество населения составляло 1639 человек, из них 1607 немцев. В 1931 г. в селе проживало 1850 человек, 1818 из которых были немцами.

Страницы истории церковной общины и прихода. В Лауве в 1883 г. родился лютеранский пастор Иоганнес Грасмюк, служивший в 1912–1913 гг. в Гримме, а в 1913–1932 гг. в Бруннентале. В 1932 г. он был арестован и до 1936 г. находился в ссылке. Последние пасторы прихода Куккус, служившие в Лауве, были репрессированы. Иоганн Эрбес (1968–1932), окормлявший общины прихода с 1902 г., в 1930 г. был арестован по обвинению в антисовесткой деятельности и шпионаже и умер в лагере под Семипалатинском. Там же погиб и Отто Генрихович Гарфф (1872 – после 1932), который был арестован в 1931 г., обвинен в контрреволюционной деятельности и отправлен в лагерь.

В 1931 г. ЦИК АССР НП сообщил, что церковь в селе Лауве была разобрана на стройматериалы, из которых был построен народный дом. Из 30 лютеранских церквей Зельманского кантона только кирха в Лауве была разобрана на строительные материалы, а остальные использовались под избы-читальни, народные дома или школы. После закрытия церкви прихожанам было разрешено проводить богослужения в деревянном молитвенном доме.

15 сентября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что здание деревянного молитвенного дома в с. Лауве еще используется верующими, в нем имеется два колокола весом 25 пудов, поэтому вопрос о переоборудовании здания и снятии с него колоколов требует специального рассмотрения. Уже через несколько месяцев молитвенный дом был закрыт по Постановлению ЦИК АССР немцев Поволжья и переоборудован в Народный дом, а община была вынуждена прекратить свое официальное существование.

Список пасторов. Пасторы прихода Варенбург (Привальная), служившие в общине Лауве. 1770–1777 гг. – Польманн (Pohlmann). 1777–1785 гг. – приход не имел пастора. 1785–1788 гг. – Фридрих Конрад Штренге(ль,р) (Friedrich Konrad Strenge(l,r)). 1788–1797 гг. – приход не имел пастора. 1797–1821 гг. – Бернгард Вильгельм Литфас (Bernhard Wilhelm Litfas). Пасторы прихода Куккус, служившие в общине Лауве. 1820–1835 гг. – Иоганн Мартин Отто (Johann Martin Otto). 1836–1840 гг. – помощник пастора Петер Август Пундани (Peter August Pundani). 1840–1852 гг. – Эрнст Вильгельм Давид (Ernst Wilhelm David). 1854–1900 гг. – Иоганн Вильгельм Михаил Аллендорф (Johannes Wilheln Michail Allendorf). 1902–1930 гг. – Иоганн Эрбес (Johannes Erbes). 1929–1930 гг.– Отто Генрих Гарфф (Otto Heinrich Harff).

Село сегодня. Ныне с. Яблоновка Ровенского района Саратовской области. Современное село по своим размерам и количеству жителей значительно уступает дореволюционному Лауве. По состоянию на 2010 г. в основной общеобразовательной школе с. Яблоновка обучалось 57 учеников и работало 11 учителей.

В настоящее время от старого здания церкви остался лишь фундамент, на котором после слома церкви был выстроен сельский клуб, сохранившийся до настоящего времени и расположенный в центре села, на улице Почтовой. Рядом с клубом находится деревянное здание кистерата с флигелем и другие деревянные колонистские дома конца ХIХ – начала ХХ веков. Некоторые из них сохранились довольно хорошо и до сих пор используются местными жителями. Часть немецких деревянных домов перестроена, некоторые дома из-за малочисленности села являются нежилыми и давно заброшены.

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 25218, 25239; Оп. 4. Д. 35. ГИАНП. Ф. 215. Оп. 1. Д. 1–3; Ф. 849. Оп. 1. Д. 890. Л. 77; Д 1137. Л. 135; Д. 1150; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 34.

Литература

Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. - М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2002; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 3. Kolonien Laub – Preuss. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2005.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос