DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ЛАНГЕНФЕЛЬД, ныне с. ВЕРХНИЙ ЕРУСЛАН Краснокутского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Еруслан

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Современное состояние с. Верхний Еруслан (ранее Лангенфельд). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Верхний Еруслан (ранее Лангенфельд). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Верхний Еруслан (ранее Лангенфельд). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Верхний Еруслан (ранее Лангенфельд). Фото Е. Мошкова, 2010 г.

ЛАНГЕНФЕЛЬД (Langenfeld, Крестовый, Крестный, Верхний Еруслан), ныне с. ВЕРХНИЙ ЕРУСЛАН Краснокутского района Саратовской области – немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Еруслан. Находилась в 542 верстах от города Самары, в 103 верстах от Саратова, в 102 верстах от уездного города Новоузенска, в 22 верстах от волостного села Экгейм (ныне с. Усатово) и в 4 верстах от Красного Кута. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Крестовскую (Нижне-Ерусланскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Лангенфельд являлось административным центром Лангенфельдского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Лангенфельдский сельский совет входило одно с. Лангенфельд.

Колония основана в 1860 г. как дочерняя. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ века в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья. Основателями Лангенфельда стали колонисты, проживавшие ранее в материнских колониях Мюльберг (ныне с. Щербаковка Камышинского района Волгоградской обл.), Олешня (Диттель, ныне с. Алешники Жирновского района Волгоградской обл.), Гук (ныне с. Сплавнуха Красноармейского района Саратовской обл.), Гуссенбах (Линево Озеро, ныне с. Линево Жирновского района Волгоградской обл.), Франк (Медведицкий Крестовый Буерак, ныне с. Медведица Жирновского района Волгоградской обл.), Норка (ныне с. Некрасово Красноармейского района Саратовской обл.). Заселение колонии началось в конце 1850-х гг.

Вместе с Лангенфельдом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько новых колоний. Как и многие другие немецкие поселения, Лангенфельд имел несколько названий. В 1859 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании колонии» Лангенфельд. Название колонии в дословном переводе с немецкого означало «длинное поле» и произошло от немецких слов «lang» – длинный, долгий и «Feld» – поле. Такое название соответствовало действительности, так как место, где находилась колония, было окружено бескрайними степями. Название Крестный было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

Жители Лангенфельда занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1857 г. в колонии проживало 74 семьи, владевших 2685 десятинами земли. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 164 двора, было построено шесть ветряных мельниц.

В годы советской власти в Лангенфельде имелось сельскохозяйственное кооперативное товарищество, была открыта изба-читальня, создан колхоз «40 лет Октября». В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Верхний Еруслан.

Школа и обучение детей. Первая церковно-приходская школа была создана в селе в 1860 г. Здание первой школы было деревянным. В 1871 г. Ерусланский окружной приказ и смотритель колоний Тонкошуровской дистанции подали в Контору опекунства рапорт о необходимости ремонта школы в колонии Лангенфельд. После 1870 г. в селе была открыта еще и земская школа, где преподавался русский язык. Она имела трехлетний срок обучения и являлась однокомплектной. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 1311 жителей села 177 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной. По сведениям Эрбеса, 25 детей не могли ходить в школу из-за отсутствия у них одежды. В 1906 г. в земской школе Лангенфельда обучалось 42 мальчика, 16 девочек и работал один учитель Я. Альтергольд. В церковной школе обучалось 36 мальчиков, 83 девочки и работал один учитель – И. Биттер. Школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому и реформатскому исповеданию. Несколько десятков жителей села являлись баптистами. В 1860–1865 гг. лютеранская община Лангенфельд обслуживалась пасторами из прихода Варенбург (ныне с. Привольное Ровенского района Саратовской обл.). В 1865–1882 гг. община Лангенфельд входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), созданный 25 октября 1865 г. С 1882 г. из отделенных от прихода Экгейм лютеранских поселений – Брунненталь (ныне с. Кривояр Ровенского района Саратовской обл.), Гуссенбах (ныне с. Первомайское Краснокутского района Саратовской обл.), Гнаденфельд (ныне с. Кирово Краснокутского района Саратовской обл.), Ней-Байдек (ныне не существует), Благодаровка (ныне не существует), Добрино (ныне не существует) был образован приход Брунненталь. После создания самостоятельного прихода Брунненталь в приход Экгейм входили колонии Ней-Бауер, Ней-Шиллинг, Лангенфельд, Розенфельд, Фриденфельд, Экгейм, Эренфельд и община Красного Кута.

Отдельного церковного здания в селе не имелось. Долгое время колонисты проводили богослужения в школьном здании, построенном в год основания колонии. Следующий деревянный школьно-молитвенный дом появился в Лангенфельде в 1899 г. Он имел статус филиального. Недалеко от школьно-молитвенного дома находился кистерат. Кроме лютеранского школьно-молитвенного дома в селе имелся баптистский молитвенный дом.

Численность населения. В 1889 г. в Лангенфельде проживало 730 иностранных поселенцев. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Лангенфельде насчитывалось 812 человек, из них 805 немцев. В 1905 г. в селе проживало 1270 человек, в 1910 г. – 1360 человек. По состоянию на 1905 г. лютеранский приход Экгейм, в который входила община Лангенфельд, насчитывал 10733 прихожан. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Лангенфельде проживало 894 человека. В 1921 г. в селе родилось 54 и умерло 75 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Лангенфельде проживало всего 666 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 176 домохозяйств (из них 173 немецких) с населением 842 человека (из них 400 мужчин и 442 женщины), в том числе 831 немец (из них 395 мужчин и 436 женщин). В 1931 г. в Лангенфельде проживало 874 человека, все они были немцами.

Страницы истории церковной общины и прихода. В 1919 г. пастор прихода Экгейм Иоганн Аллендорф, к которому относилась община Лангенфельд, на церковном конгрессе в Бальцере выступил против автономии поволжских приходов, навязанной органами советской власти церковной организации Поволжья. В 1918–1919 гг. фактический распад Евангелическо-лютеранской церкви в России, отсутствие связей с церковным руководством и массовая эмиграция священников привели к тому, что многие приходы, в том числе и приход Экгейм, присоединилась к Свободной Евангелическо-лютеранской церкви конгрегационального положения – церковной организации, существовавшей в СССР в 1927–1935 гг., созданной на основе отделившихся от официальной церкви общин и стремившейся к сотрудничеству с советской властью (была аналогична обновленческому движению в Русской православной церкви). В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени молитвенный дом еще не был закрыт, в церковной общине насчитывалось 510 верующих лютеран, шесть из которых были отнесены к категории лишенцев.

1 августа 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что молитвенный дом в с. Лангенфельд еще используется верующими, поэтому вопрос о его закрытии требует специального рассмотрения. Лютеранский молитвенный дом в Лангенфельде прекратил свое существование по официальному постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья от 26 апреля 1935 г., так как 297 человек из 330 оставшихся в общине прихожан высказались за его ликвидацию. ЦИК рекомендовал переоборудовать здание молитвенного дома под школу.

Список пасторов прихода Варенбург (Привольное), служивших в общине Лангенфельд. 1860–1865 гг. – Франц Карл Гельц (Franz Karl Hölz). Пасторы прихода Экгейм, служившие в общине Лангенфельд. 1867–1868 гг. – Фридрих Генрих Вильгельм Келлер (Friedrich Heinrich Wilhelm Keller). 1869–1877 гг. – Вильгельм Штеркель (Wilhelm Stärkel). 1877–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1931 гг. – Иоганн Аллендорф (Johannes Allendorf).

Село сегодня. Ныне с. Верхний Еруслан Краснокутского района Саратовской области, центр сельского округа в который входят село Норки и разъезд Хлебный. Верхний Еруслан расположен в трех километрах от города Красный Кут. Население современного села составляет около 800 человек, что примерно равно количеству жителей Лангенфельда в 1897 г. От немецкого Лангенфельда сохранилось лишь несколько небольших деревянных домов и одна хозяйственная постройка из красного кирпича. В селе сегодня имеется средняя образовательная школа, детский сад, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, сельская администрация и почта.

Литература

Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2002; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988.

Источники

 ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321; Оп. 3. Д. 79; Ф. 637. Оп. 19. Д. 29–33, 66–68, 72, 78–79. ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 68; Д. 1138; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 94. Л. 212; 299. Л. 14.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос