DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КИНД, ныне с. БАСКАТОВКА Марксовского района Саратовской области, немецкая колония Кинд в Левобережье Волги, на реке Воложка

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Здание земской школы в с. Кинд. Ныне не существует. Фото 1965 г. Предоставлено И.Н. Серенькой
Евангелическо-лютеранская церковь (1875 г.) в с. Кинд. Начало 1900-х гг. Фото предоставлено И.Н. Серенькой
Современное состояние немецкой архитектуры в с. Баскатовка Саратовской области (бывшее с. Кинд). Фото Е. Мошкова. 2009 г.
Современное состояние немецкой архитектуры в с. Баскатовка Саратовской области (бывшее с. Кинд). Фото Е. Мошкова. 2009 г.

КИНД (Kind, Баскаковка, Киндт, Горелова), ныне с. БАСКАТОВКА Марксовского района Саратовской области – немецкая колония Кинд в Левобережье Волги, на реке Воложка, в непосредственной близости от волжского берега. Находилась в 298 верстах от города Самары, в 144 верстах от уездного города Николаевска и в одной версте от волостного села Неб (Рязановка), по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Рязановскую (Панинскую) волость Николаевского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Кинд являлось административным центром Киндского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Киндский сельсовет входили с. Кинд, хуторы Гольцграбен, Кельке, Брунненграбен. С 1 января 1935 г., после выделения Унтервальденского кантона из Марксштадтского, и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. с. Кинд относилось к Унтервальденскому кантону.

Немецкая колония Кинд была основана в 1768 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом из 39 семей колонистов, выходцев из Австрии, Дании, Дармштадта и Саксонии, прибывших в Поволжье осенью 1767 г. и зимовавших в уже существовавших колониях. По этой причине не существует списков первых поселенцев Кинда, так как колония была основана после составления списков колонистов в поволжских колониях. Вместе с колонией Кинд также были образованы еще 10 новых близлежащих колоний, в том числе Базель, Брокгаузен, Гларус, Гоккерберг, Люцерн, Унтервальден, Цуг, Шафгаузен и др.

Первоначально колония располагалась на реке Малый Караман. Однако через два года, после того как в поселении согласно планам застройки уже были возведены дома, Канцелярия опекунства предложила из-за непригодности земель перенести несколько колоний на берег Волги. Несмотря на то, что такое решение было скоропалительным и объяснялось незнанием специфики местных природных условий, в 1770 г. дома колонистов семи поселений, в том числе и Кинда, были разобраны и перевезены на новое место. В 1785 г. еще пять колоний на Малом Карамане были полностью упразднены.

Свое название колония получила в честь колониста по фамилии Кинд, избранного форштегером колонии, точные сведения о н ем не сохранились по причине отсутствия списков первых поселенцев. Второе официальное название – Баскаковка было дано колонии Борегардом в честь вице-президента Канцелярии опекунства иностранных Василия Баскакова. Указ 26 февраля 1768 г., закрепивший за колониями русскоязычные названия, сохранил наименование Баскаковка, несмотря на то, что колонисты продолжали именовать поселение Кинд.

Согласно результатам ревизии, проведенной Конторой опекунства иностранных в 1798 г., основным занятием баскаковцев было сельское хозяйство, в колонии проживал один мельник, остальные жители являлись земледельцами. В первые годы экономическое положение колоний являлось неустойчивым. Неурожай 1775 г., потери от падежа крупного рогатого скота, набеги грызунов и участившиеся кражи лошадей даже заставили колонистов обратиться за помощью «к короне», так как колонисты, по их словам, не имели возможности заниматься земледелием. Поселенцы выращивали пшеницу, рожь, картофель, просо, меньшие урожаи давали ячмень и горох. Посевов льна и конопли в отличие от других колоний в Кинде не имелось. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. По 10-й ревизии 1857 г. 497 колонистов мужского пола владели земл ей в размере около 5,4 десятин на душу. Землю пахали плугом на лошадях, соху в отличие от российских крестьян не использовали.

Одной из основных статей дохода колонистов являлось выращивание табака. Контора опекунства иностранных оказывала содействие поселянам, культивировавшим табак. Земля, на которой сеяли табак, удобрялась навозом, остальные поля не унаваживались. В первой половине ХIХ века была утверждена инструкция колонистскому духовенству, в которой священникам вменялось в обязанность не только проводить богослужения, но и заниматься хлебопашеством, а также разводить тутового шелкопряда. Под руководством священнослужителей колонисты Кинда начали разведение тутовых деревьев для шелковичного производства. Жители Кинда специализировались также на разведении груш, плоды которых продавали русским крестьянам Самарской губернии. По сей день в селе сохранилось несколько тутовых деревьев и растут вековые немецкие груши, которыми славился дореволюционный Кинд.

Колонисты искусственно выращивали около 40 десятин леса, который был разделен на две части: пока одна использовалась для сбора хвороста и изготовления плетней, другая в течение нескольких лет считалась запретной и не вырубалась. Дрова для отопления общественных зданий и строительный лес колонисты покупали в Правобережье Волги в русском селе Воскресенское. В 1910 г. в селе было основано потребительское общество. В годы советской власти в селе действовало сельскохозяйственное кооперативное товарищество, работала кооперативная лавка и машинно-тракторная станция, была открыта изба-читальня, создан духовой оркестр, гастролировавший по селам кантона. В 1930-е гг. был создан колхоз «Путь к социализму». В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Баскатовка. После депортации немцев в течение двух месяцев село оставалось совершенно безлюдным. В ноябре 1941 г. сюда прибыли эвакуированные жители из села Голодаево Старобельского района Ворошиловоградской (Луганской) области. Из 416 эвакуированных всего 36 человек являлись мужчинами старше 16 лет.

Школа и обучение детей. Первая церковная школа была создана в селе с момента его основания, она действовала в доме, где проживал шульмейстер. Из «Описания, учиненного Конторой Опекунства Иностранных Товарищем Главного Судьи Надворным Советником Поповым колонии Баскаковке, населенной иностранными» от 28 февраля 1798 г. следует, что в первые 30 лет существования «особливой школы помальсти колонии для сего не заведено», но «малолетние дети чтению, писанию и Закону обучаются избранными самими жителями из них же шульмейстером в его доме». Уже через несколько лет в Кинде было возведено первое здание школьно-молитвенного дома. До строительства первой церкви в 1808 г. в нем проводились богослужения и школьные занятия. Обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет являлось обязательным. К середине ХIХ века церковно-приходская школа была преобразована в училище. В 1881 г. церковно-приходскую школу, где работал один шульмейстер, посещало 278 учеников – 138 мальчиков и 140 девочек.

К началу 1880-х гг. в колонии была основана земская школа, в которой детям преподавался и русский язык. Она была двухклассной. В 1881 г. в земской школе обучалось 42 ребенка (36 мальчиков и шесть девочек), работал один учитель. В 1903 г. баскаковское общество через земского начальника Николаевского уезда Самарской губернии И. Рычкова обратилось с ходатайством к губернатору «о преобразовании их земской школы в министерскую, затем, чтобы во всех этих школах учительский персонал был более удачен, нежели это замечается теперь». Однако эта просьба осталась невыполненной.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. 367 жителей села являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 96 детей из 367 не обучались в школе по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 126 мальчиков, 145 девочек и работал один учитель, земскую школу посещало 40 мальчиков, пять девочек, в ней также работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины.

В 1920-е гг. обе школы были объединены и перепрофилированы в начальную школу. В 1931 г. начальное обучение в АССР немцев Поволжья стало всеобщим и в 1930-е гг. в селе вновь действовало две школы. Директором неполной средней школы в 1930-е гг. являлся Иоганн Андреевич Шпренгер, а педагогический коллектив состоял из 15 учителей. Киндскую семилетнюю школу посещали дети из соседних с ел Сузанненталь (Сосновка) и Неб (Рязановка). После депортации немцев занятия в школе начались лишь в сентябре 1943 г. Помещение второй школы было превращено в сельский клуб. В годы войны украинские дети получали свидетельства об окончании школы немецкого образца, бланки которых сохранились в школьном здании.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Из 25 семей, проживавших в Кинде в 1798 г., 24 являлись лютеранскими, а одна семья реформатского исповедания обращалась за требами к пастору реформатского Екатериненштадтского прихода. До 1780 г. прихожане Кинда обслуживались пасторами из Екатериненштадта. В 1780–1820 гг. лютеранская община колонии Кинд входила в состав прихода Беттингер (Баратаевка), который был основан в 1780 г. С 1820 г. с. Кинд относилось к приходу Неб (Рязановка), создание которого было утверждено 24 июня 1820 г. В приход Неб кроме Кинда входили общины Брокгаузен, Гоккерберг, Неб, Орловское, Рязановка, Сузанненталь, Унтервальден.

В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения в молитвенном доме, точная дата его постройки не известна. Первая деревянная лютеранская кирха была возведена в Кинде в 1808 г. Она имела статус филиальной. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы.

В 1875 г. на месте старой церкви была построена новая деревянная кирха на каменном фундаменте. Храм был возведен в стиле позднего классицизма и имел типичные для классицизма черты – двухэтажное, удлиненное церковное здание, внутренний колонный вестибюль, многоярусную башню-колокольню. Единственным отличием баскаковской церкви от кирх в других лютеранских колониях было отсутствие колонн с внешней стороны здания. Церковь имела скамьи для 1200 молящихся. Рядом с кирхой находились деревянная звонница и молитвенный дом. В конце 1930-х гг. была разрушена четырехъярусная церковная башня-колокольня. После выселения немцев в годы войны в бывшей церкви был устроен зерносклад, просуществовавший до начала 1970-х гг. В 1972 г. здание кирхи, простоявшее почти сто лет, было разобрано на строительные материалы местными жителями. Из хорошо сохранившихся массивных бревен было построено несколько жилых домов.

Последние пасторы прихода Неб, служившие в общине Кинд, отец и сын Гептнеры были репрессированы. Нафанаил Вольдемарович Гептнер (1862–1933) во время голода начала 1920-х гг. в Поволжье являлся активным участником помощи голодающим и координатором работы Национального Лютеранского Совета и неправительственной организации США «Американская администрация помощи» (АРА, от «American Relief Administration»), занимавшихся поставкой продовольствия в Поволжье. В 1922 г. по приговору Областного революционного трибунала он был осужден на пять лет и четыре месяца тюремного заключения за сотрудничество с представителями иностранных благотворительных организаций. В 1924 г. амнистирован в связи с «политической целесообразностью», однако уже через несколько месяцев вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорен к 10 годам лишения свободы, умер в ссылке. Сын пастора – Бернгардт после окончания в 1929 г. семинарии проповедников в Ленинграде стал пастором вместо отца. В 1930 г. он был арестован в первый раз, а после второго ареста в 1935 г. был сослан и умер в заключении, как и отец.

В период массированного наступления на религию, в 30-е ХХ века в приходах запрещалось любое обучение детей, связанное с церковными обрядами. Так, в мае 1932 г., когда церковная община Кинда обратилась в секретариат Центрального Исполнительного Комитета АССР немцев Поволжья с просьбой осуществить религиозное обучение детей 6–18 июня 1932 г. с последующей конфирмацией 19 июня 1932 г., материалы были переданы в ГПУ, которое потребовало предоставить списки всех конфирмованных детей.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в церковной общине насчитывалось 1025 верующих, из них 34 были отнесены к категории лишенцев. Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1934 г. церковь в Кинде еще находилась в распоряжении верующих, в то время как ряд других церквей уже были закрыты. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 2 декабря 1935 г., мотивируя свое решение тем, что из оставшихся 751 членов церковной общины 535 высказались за закрытие церкви.

Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие для лютеран в общине Кинд. 1768–1776 гг.– Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг.– Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служивших для реформатов в общине Кинд. 1768–1769 гг.– Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг.– Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Пасторы прихода Беттингер (Баратаевка), служившие в общине Кинд. 1780–1791 гг.– Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг.– Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг.– Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). Пасторы прихода Неб (Рязановка), служившие в общине Кинд. 1820–1830 гг.– Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). 1831–1861 гг. – Иоганн Кристиан Бауер (Johann Christian Bauer). 1863–1894 гг.– Теодор Эмиль Гептнер (Theodor Emil Heptner). 1895–1929 гг.– Нафанаил Вольдемар Гептнер (Nathanael Woldemar Heptner). 1929–1935 гг.– Бернгардт Нафанаил Гептнер (Bernhard Nathanael Heptner)э

Численность населения. В 1769 г. в Кинде проживало 111 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 140, в 1788 г. – 137, в 1798 г. – 166, в 1816 г. – 290, в 1834 г. – 502, в 1850 г. – 815, в 1859 г. – 822, в 1889 г. – 1315 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Кинде проживало 1592 человека, все они были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 2388 человек, в 1910 г. – 2847 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Кинде проживало 2314 человек (все они были немцами). На численности населения сказались последствия голода начала 20-хХХ века. В 1921 г. в селе родилось 219, а умерло 631 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Кинде насчитывалось 1732 человека. В этом году в селе родилось 219 детей, а умер 631 житель села. В 1923 г. население уменьшилось до 1599 человек. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 274 домохозяйств (из них 441 немецкое) с населением 1717 человек (из них 846 мужчин и 871 женщина), в том числе 1711 немцев (из них 841 мужчин и 870 женщин). В 1931 г. в селе проживало 2395 человек, все немецкой национальности.

Село сегодня. Ныне с. Баскатовка Марксовского района Саратовской области. В настоящее время село уже не такое большое, как до революции. Однако оно сохранило прежнюю немецкую поквартальную планировку. В современной Баскатовке и сегодня можно отыскать несколько типичных деревянных немецких домов, сохранившихся в первозданном состоянии и относящихся к периоду существования здесь немецкого поселения. Многие давно обложены кирпичом и перестроены, но еще служат новым владельцам, некоторые заброшены и давно пустуют. Здание церкви не сохранилось. Сегодня на том месте, где ранее была центральная площадь и когда-то стояла кирха, находится современная школа, построенная в 1982 г. В ней обучается более 200 детей. В центре села, на улице, которая сейчас носит имя Карла Маркса, имеется несколько дореволюционных построек – ярких образцов немецкой архитектуры. Так, здание современного Клуба детского творчества было построено на бывшей центральной площади, недалеко от церкви, в 1904 г. В нем до 1917 г. размещалась торговая лавка, а затем кооперативная лавка и общежитие. Напротив Клуба детского творчества находится деревянное одноэтажное здание бывшей церковно-приходской школы. В нем и сегодня размещается начальная школа. В 2002 г. пожар уничтожил бывшее здание земской школы, в котором в 1943–1982 гг. также учились дети, с 1982 г. находился сельский совет, а затем, после капитального ремонта располагалась Баскатовская амбулатория.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Герман А.А., Илларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России: Хрестоматия. М., 2005; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Серенькая И.Н., Серенькая Н.А. Баскатовка (Кинд): история одного села (краеведческое исследование) // Развитие современного региона: перекрестки науки и практики. Саратов, 2010; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Подсчитано по изд.: Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 2. Kolonien Galka – Kutter. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2001.

Источники

ГАСО. Ф. 637. Оп. 22. Д. 82–86; ГИАНП. Ф. 380. Оп. 1. Д. 1; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 36; Оп. 1. Д. 941. Л. 21; Д. 1139. Л. 138; Ф. 1831. Оп. 2. Д. 4.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос