DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КАНО, ныне с. АНДРЕЕВКА Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Малый Караман

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Современное состояние с. Андреевка Саратовской области (бывшее с. Кано). Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Современное состояние с. Андреевка Саратовской области (бывшее с. Кано). Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Современное состояние с. Андреевка Саратовской области (бывшее с. Кано). Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Современное состояние с. Андреевка Саратовской области (бывшее с. Кано). Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Современное состояние с. Андреевка Саратовской области (бывшее с. Кано). Фото Е. Мошкова. 2010 г.

КАНО (Kano, Caneau, Кана, Андреевка), ныне с. АНДРЕЕВКА Марксовского района Саратовской области – немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Малый Караман. Находилась в 320 верстах от города Самары, в 165 верстах от уездного города Николаевска, по торговому тракту из Николаевска в Саратов и в 5 верстах от волостного села Екатериненштадт. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Екатериненштадтскую волость Николаевского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Кано являлось административным центром Канского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Канский сельский совет входили село Кано, выс. Мечетка, выс. Суслы, выс. Роорграбен и Лесная сторожка.

Колония создана 7 июня 1767 г. вызывателем бароном Кано Борегардом. Свое название колония получила по имени вызывателя барона Кано де Борегарда (le Baron de Canea de Beauregard). По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний поселение сохранило название Кано. После 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда, село получило название Андреевка.

Основателями колонии стали 87 семей (283 колониста) выходцев преимущественно из Гессена, Дессау, Изенбурга, Цербста и других земель Германии. Еще 56 семей, семь неженатых мужчин и одна вдова были поселены в Кано временно, до образования новых колоний в 1768 г. Из 283 первых постоянных колонистов большинство являлись лютеранами. 21 семья (66 человек) были реформатами. Как и во многих других колониях, вместе с протестантами здесь были вынуждены селиться немногочисленные католики. Из 90 семей три семьи (восемь человек) исповедовали католичество. Среди «временных» колонистов большинство также исповедовали протестантизм, однако 12 семей (29 человек) были реформатскими и 28 семей (86 человек) католическими.

Среди первых 90 домохозяев было четыре сапожника, три мельника, два плотника, два щетинщика, два портных, каменщик, столяр, кузнец, хлебник, егерь, слесарь, шляпник, ткач холщевой, гусар, капрал и даже представители таких редких профессий как мастер по производству фарфора и врач. Остальные первые переселенцы являлись земледельцами. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. По 10-й ревизии 1857 г. 480 колонистов мужского пола владели землей в размере около 6,3 десятины на душу.

Немалое место в сельском хозяйстве колонистов в конце XVIII века занимало разведение табака. Только в 1780 г. у колонистов Кано было приобретено 1574 пуда табака. Особое место в канских промыслах занимали корзиночный промысел и соломоплетение. Имена всех форштегеров колонии не известны, по дошедшим до нас данным в 1810-е гг. форштегером являлся Лихтнер, а в 1820-е гг. – Ланг. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелось 90 дворов, действовала мельница. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе насчитывалось 235 дворов, работал кирпичный завод.

В годы советской власти в селе имелись кооперативная лавка, были созданы сельскохозяйственное кооперативное и машинное товарищества, открыта изба-читальня и организованы колхозы «Большевик», «Штосбригадлер» и «Комсомолец». В марте 1921 г. в селе было организовано восстание с целью освобождения «трудового народа от ига насильников-коммунистов и комиссаров», в ходе которого в Кано была свергнута советская власть. После подавления восстания в апреле 1921 г. по приговору выездной сессии Ревтрибунала сотни повстанцев были расстреляны. Кампания раскулачивания в феврале-марте 1930 г., сопровождавшаяся жестоким обращением с раскулаченными и их детьми, вызвала массовое сопротивление жителей. Четверо суток крестьяне, вооружившиеся вилами и топорами, защищали выселяемых. Семьи кулаков удалось вывезти из села только с помощью воинских подразделений. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Кано, с 1942 г. село получило название Андреевка.

Школа и обучение детей. Первая церковная школа появилась в колонии в год ее основания. До строительства первой церкви в 1795 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. В декабре 1823 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о разрешении обществу колонии Кано выстроить новый школьный дом», его проект был утвержден, и в 1824–1825 гг. здание нового шульгауза было построено. Имена всех шульмейстеров колонии не известны. В 1820-е гг. школьным учителем являлся колонист Бахман, его имя сохранилось в архивных документах, так как в 1829 г. Контора опекунства рассматривала «дело о пьянстве и аморальном поведении» шульмейстера, который вскоре был заменен на другого учителя. К середине ХIХ века церковно-приходская школа получила статус церковного училища. В 1870-е гг. в селе была открыта земская школа.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, 307 жителей села в 1906 г. являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста в Кано не была стопроцентной, 33 ребенка не ходили в школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 80 мальчиков, 118 девочек и работал один учитель, земскую школу посещало 76 мальчиков, девочки в ней не обучались, в школе работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины. Земская школа долгие годы размещалась в арендованном частном доме. В марте 1910 г. общиной было принято решение на собственные средства возвести новое здание для земской школы, строительство было завершено к октябрю 1910 г. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана 4-х классная начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Община Кано до 1905 г. входила в приход Северный Екатериненштадт. С 1905 г. Кано вместе с лютеранскими общинами Боаро, Эрнестинендорф и реформатской общиной Филиппсфельд был включен в состав евангелическо-лютеранского прихода Боаро, основанного 29 октября 1905 г.

В первые годы после основания колонии богослужения проходили в школьно-молитвенном доме. Кирха в Кано являлась одним из первых лютеранских храмов, построенных в немецких колониях Поволжья на собственные средства колонистов в 1795 г. Она была деревянной и имела статус филиальной. В 1832 г. в Кано была построена новая деревянная церковь. Со временем церковь стала тесна для всех членов общины. 7 июля 1885 г. в Кано состоялась торжественная церемония закладки нового церковного здания, на которой присутствовали пасторы из соседних приходов и приглашенные светские лица. Руководил церемонией пастор прихода Северный Екатериненштадт Готтхильф Карл Фридрих Вальбер Новое здание церкви, освященное 5 июля 1887 г., одновременно могло вместить почти всех жителей колонии, в церкви были установлены резные дубовые скамьи для 800 молящихся. В колонии имелся школьно-молитвенный дом.

Последний пастор прихода – Иоганн Блюм, служивший в приходе с 1913 г., опасаясь репрессий, в 1918 г. эмигрировал в Германию. Другой пастор Готтхольд Ган, служивший в приходе ранее, согласно сведениям МИД Германии, был арестован в начале 1930-х гг. и отбывал наказание до 1934 г. Оставшись без пастора, в 1926 г. община Кано, как и еще 14 лютеранских общин Поволжья, присоединилась к Свободной Евангелическо-лютеранской церкви конгрегационального положения – церковной организации, существовавшей в СССР в 1927–1935 гг., созданной на основе отделившихся от официальной церкви общин и стремившейся к сотрудничеству с советской властью (была аналогична обновленческому движению в Русской православной церкви).

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 723 верующих, из них 56 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

В период массированного наступления на религию в приходах запрещалось любое обучение детей, связанное с церковными обрядами. Так, в мае 1932 г., когда церковная община Кано обратилась в секретариат Центрального Исполнительного Комитета АССР немцев Поволжья с просьбой осуществить религиозное обучение детей 6–18 июня 1932 г. с последующей конфирмацией 19 июня 1932 г., материалы были переданы в ГПУ, которое потребовало предоставить списки всех конфирмованных детей.

Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1934 г. церковь в Кано еще находилась в распоряжении верующих, в то время как ряд других церквей уже были закрыты. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 10 июля 1936 г., мотивируя свое решение тем, что большинство членов церковной общины высказались за закрытие церкви.

Список пасторов. Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служившие в общине Кано. 1768–1769 гг.– Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1769–1779 гг.– приход не имел пастора. 1779–1803 гг.– Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). 1807–1820 гг.– Иоганн Самуэль Губер (Johann Samuel Huber). 1820–1823 гг.– Иммануэль Грюнауэр (Immanuel Dr. Grünauer). 1827–1848 гг.– Абрахам Гааг (Abraham Haag). 1851–1860 гг.– Генрих Томас (Heinrich Thomas). 1860–1872 гг.– Фридрих Вильгельм Дзирне (Friedrich Wilhelm Dsirne). 1873–1903 гг.– Исаак Теофил Келлер (Isaak Theophil Keller). Пасторы прихода Боаро, служившие в общине Кано. 1906–1912 гг.– Готтхольд Эдуард Ган (Gotthold Eduard Hahn). 1913–1918 гг.– Иоганн Николай Блюм (Johannes Nikolaus Blum).

Численность населения. В 1767 г. здесь проживало 283 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 263 человека. Такое сокращение численности колонистов было связано помимо прочего и с переселением колонистов в близлежащие колонии. Так, только в 1768 г. из Кано девять человек выселилось в колонию Шаффгаузен (ныне с. Волково), три человека – в Гларус (Биберштейн, ныне с. Георгиевка), четыре человека – в Базель (ныне с. Васильевка) и четыре человека в Гоккерберг (ныне с. Александровка). В 1788 г. в колонии проживало 163 человека, в 1798 г. – 229, в 1816 г. – 383, в 1834 г. – 662 человека. В 1848 г. часть жителей колонии Кано вместе с выходцами из колоний Екатериненштадт, Орловская, Боаро, Филиппсфельд, Эрнестинендорф и Паульская основали дочернюю колонию Лилиенфельд (Ново-Орловское, сейчас не существует) в Нижне-Караманской волости Новоузенского уезда Самарской губернии. В 1850 г. количество жителей в Кано составляло 826 человек, в 1859 г. – 986, в 1889 г. – 1333 человека. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Кано проживало 1703 человека, из них 1692 немца. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 2303 человека, в 1910 г. – 2196 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 2132 человека. В 1921 г. в селе родилось 78, а умерло 362 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Кано проживало всего 1138 человек, в 1923 г. количество населения уменьшилось до 1121 человека. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 213 домохозяйств (из них 212 немецких) с населением 1060 человек (из них 507 мужчин и 553 женщины), из них – 1057 немцев (507 мужчин и 550 женщин). В 1931 г. в селе проживало 1714 человек, из них 1704 были немцами.

Село сегодня. Ныне с. Андреевка Марксовского района Саратовской области. Современное село Андреевка по своим размерам и числу жителей в десятки раз уступает дореволюционному Кано. В Андреевке сохранилась лишь небольшая часть дореволюционной застройки. О немцах-лютеранах здесь уже практически ничего не напоминает. Здание церкви давно разрушено, молитвенного дома и обеих школ больше не существует. Основная часть сохранившихся немецких деревянных домов перестроена или обложена современным кирпичом. Единственным наиболее хорошо сохранившимся объектом немецкой архитектуры является небольшой кирпичный дом в центре села. 

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Подсчитано по изд.: Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 2. Kolonien Galka – Kutter. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2001.

Источники

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 10681, 11607, 13868; Ф. 637. Оп. 22. Д. 79–81; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 36; Д. 1139. Л. 138; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 106.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос