ДРЕЙШПИЦ (Dreispitz, Дрейшпиц, Драйшпиц, Верхняя Добринка), ныне с. Верхняя Добринка Камышинского района Волгоградской области - немецкая колония в Правобережье Волги, на левом берегу реки Добринка. Находилась в 180 верстах от города Саратова, в 35 верстах от города Камышина, в 15 верстах от Саратовско-Астраханского почтового тракта. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Усть-Кулалинскую волость Камышинского уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. входило в состав Нижне-Иловлинского района Голо-Карамышского уезда Трудовой коммуны (Области) немцев Поволжья. С 1922 г. находилось на территории Каменского, а с 1935 г. – Добринского кантона АССР немцев Поволжья. Являлось административным центром Дрейшпицского сельского совета, в который в 1926 г. входили также выс. Клинг и усадьба за с. Дрейшпиц. С 7 сентября 1941 г. после ликвидации АССР немцев Поволжья село отнесено к Сталинградской области.
Колония основана 16 сентября 1766 г. как коронная. Основателями стали 32 семьи (283 колониста) выходцев преимущественно из Саксонии, Вюртемберга, Померании и других германских земель, а также из Польши, Франции, Австрии и Швеции. По одной из версий, название колонии произошло от особенностей холмистой местности берега Волги и означало в переводе с немецкого «три вершины». По другой версии, немецкое название Дрейшпиц было дано колонии по имени первого старосты, однако никакой информации о нем в списках первых колонистов не содержится. В списках первых колонистов форштегером колонии значится Отто Иохим, 65 лет, купец из Францбурга, прибывший в колонию с женой Кристиной Елизаветой и двумя сыновьями 18 и 16 лет. По имени старосты в документах того времени Дрейшпиц именуется как колония Отто или «отряд форштегера Отто». Официальное русское название – Верхняя Добринка было присвоено колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. по одноименной речке, на которой располагалось поселение (наименование Нижняя Добринка было дано еще одной колонии, располагавшейся у места впадения реки Добринка в Волгу). После 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда, село получило название Верхняя Добринка. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селу было возвращено немецкое название.
Среди первых 90 домохозяев было шесть цеховых ремесленников, купец, солдат и дворовый. Остальные первые переселенцы являлись земледельцами. Из 283 первых постоянных колонистов большинство являлись лютеранами. Лишь семья Иоганна Соколовского, прибывшего в колонию с женой и двумя детьми из Польши, исповедовала католичество. 20 июля 1767 г. в колонию прибыла вторая партия переселенцев: пять семей в количестве 16 человек. В России все колонисты должны были заниматься хлебопашеством, представители других профессий могли совмещать иной род занятий с земледелием. Из 31 семьи, проживавшей в колонии в 1769 г., три семьи объявили себя неспособными к хлебопашеству. По состоянию на 1769 г. у колонистов имелось 65 лошадей, 22 вола, 112 коров и телят, 19 свиней. В колонии было построено 26 жилых домов, 16 амбаров, 13 конюшен.
В 1774 г. колония подверглась нападению отрядов Е. Пугачева, который прошел через Дрейшпиц по пути из Саратова в Камышин. Восставшие не только разграбили поселение, как и многие другие немецкие колонии, но и подвергли казни академика и астронома Ловица, бежавшего от повстанцев из Камышина в Саратов и скрывавшегося в Верхней и Нижней Добринке. Богатый научный материал, собранный академиком по заданию императрицы, погиб. Население колонии постоянно росло. Если в 1816 г. здесь насчитывалось 66 дворов, то в 1857 г. – уже 163 двора. Во главе колонии находился форштегер. Имена всех форштегеров не известны, по дошедшим до нас данным в 1801 г. форштегером являлся Лонгрин, а в 1840-е гг. – Лидерс.
Земля, выделенная колонистам, первоначально находилась в надворном пользовании. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. В 1873 г. передел земли был произведен по числу наличных душ мужского пола. Земля вокруг колонии была каменистой и глинистой, вокруг селения располагалось более 30 оврагов, что затрудняло землепользование. Колонисты выращивали пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, занимались садоводством, получая хорошие урожаи яблок сорта анис, которые шли на продажу. Для собственного потребления выращивали картофель и капусту. Особое значение в сельском хозяйстве имело бахчеводство. Арбузы, их семена, а также изготовленный арбузный мед колонисты с успехом продавали на рынках в Камышине и окрестных селах. С 1873 г. жители села начали выращивать подсолнечник. Немалое место в сельском хозяйстве колонистов занимало разведение табака.
Согласно данным земской переписи 1886 г. в Дрейшпице насчитывалось 265 жилых домов, из них 111 каменных и 154 деревянных, два дома являлись двухэтажными, два были крыты железом, 255 – тесом, а 8 – землей. У поселян имелось 256 плугов, 22 веялки, 711 лошадей, 623 вола, 1171 коров и телят, 1230 овец, 660 свиней, 156 коз. В селе действовало 20 промышленных заведений, пять лавок, два кабака, три общественных хлебных амбара. По состоянию на 1894 г. в селе имелось 240 дворов, крыши шести из них были покрыты железом, около 160 – деревом, а остальные – соломой. Еще при заселении колонии первые колонисты, среди которых были профессиональные мельники, выбрали по речке Добринке места для водяных мельниц. В начале ХIХ века мельницами владели колонисты Бекер и Квинт. В 1862 г. колонисты имели уже 17 мельниц. В 1894 г. 10 мельниц являлись общественными.
В колонистских промыслах особое значение имело производство молотильных камней, которое распространилось в Дрейшпице с 1856 г. и было завезено сюда переселенцами-меннонитами из Таврической губернии. Массивные и тяжелые молотильные камни весом до 100 килограммов изготавливали из дикого камня, добываемого в оврагах. По состоянию на 1894 г. около 30 жителей колонии занималось изготовлением и продажей молотильных камней и жерновов, еще около 40 человек занималось столярным и плотничьим ремеслом. Постоянные полевые работы подталкивали поселенцев к модернизации сельского хозяйства. В 1911 г. у поселян был 121 железный плуг, 110 веялок, 31 жнейка. Домохозяева имели усовершенствованные земледельческие орудия, производимые самостоятельно или закупаемые в других немецких поселениях. В 1911 г. в Дрейшпице имелось 380 коров, 2471 голова мелкого скота и 732 головы рабочего скота: в том числе 350 лошадей, 382 быков.
В 1918 г. во время гражданской войны село было практически полностью сожжено. В годы советской власти в селе имелись кооперативная лавка, было создано сельскохозяйственное кооперативное товарищество. В 1932 г. была организована машинно-тракторная станция. В 1932 г. после реквизиции у жителей всех коз и овец в селе произошло выступление против советской власти, активные участники которого были репрессированы. 10 сентября 1941 г. немцы были депортированы из Дрейшпица, с 1942 г. село получило название Верхняя Добринка.
Школа и обучение детей. Первая церковная школа появилась в колонии в год ее основания. До строительства первой церкви в 1794 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. Обучение проходило в две смены. К середине ХIХ века церковная школа получила статус училища. В 1862 г. в селе кроме церковно-приходской школы была открыта т.н. частная «товарищеская» школа, действовавшая до 1871 г. В 1871 г. в селе была открыта одна из самых первых в немецких колониях Поволжья земская школа. Она имела трехлетний срок обучения и являлась двухкомплектной. Обязанность выделить помещение для земской школы была возложена на общество колонии. В 1886 г. из 1929 жителей села грамотными являлись 1166 человек (615 мужчин и 551 женщина). Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. 285 жителей села являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста в Дрейшпице не была стопроцентной, 33 ребенка не ходили в школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 285 детей, из них 155 мальчиков, 130 девочек и работало три учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана 4-х классная начальная школа.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В конце ХIХ века часть жителей являлась баптистами, по состоянию на 1894 г. их насчитывалось 72 человека. Община входила в приход Галка (Усть-Кулалинка), основанный в 1767 г. Приход располагался в Камышинском уезде Саратовской губернии и кроме Дрейшпица в него входили немецкие колонии Усть-Кулалинка, Нижняя Добринка (Добринка), Верхняя Кулалинка (Гольштейн), Буйдаков Буерак (Шваб), а также лютеранские хуторы Миловой, Галкер, Добринкер, Кнорров, Дрейшпитцер, Баранов, Вейденбаум, Пфлаумерс Мюле. По состоянию на 1905 г. приход насчитывал 15481 человека.
В первые годы после основания колонии богослужения проходили в школьно-молитвенном доме. Кирха в Дрейшпице являлась одним из первых лютеранских храмов, построенных в немецких колониях Поволжья на собственные средства колонистов в 1794 г. Она была деревянной и имела статус филиальной. Со временем кирха стала мала для растущей колонии и не могла вместить всех прихожан. Тогда в селе началось строительство нового храма. В 1841–1843 гг. была построена новая деревянная церковь. В церкви были установлены резные дубовые скамьи для 800 молящихся. Рядом с церковью находилась церковная звонница и кистерат с флигелем. Во второй половине ХIХ века кирха неоднократно подвергалась ремонту. В начале ХХ века начался сбор средств на строительство нового церковного здания, но построить новую церковь до 1917 г. и начала антирелигиозных гонений жители села не успели. В колонии имелся школьно-молитвенный дом.
В конце 1850-х гг. г среди жителей Дрейшпица начали проповедовать сектантские миссионеры – бетбрюдеры и штундисты. Первое появление секты «молящихся братьев» отметил в 1859 г. пастор Самуэль Теофил Бонвеч. В 1861 г. смотрители колоний и Контора опекунства в переписке с Московской евангелическо-лютеранской консисторией указали на то, что проповедники ведут себя в Дрейшпице весьма активно и находят себе многочисленных сторонников среди колонистов. К концу ХIХ века сектанты Дрейшпица объявили себя баптистами, так как в 1879 г. было издано высочайшее утверждение Государственного совета, по которому баптисты могли «беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды веры по существующим у них обычаям».
Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1934 г. церковь еще находилась в распоряжении верующих, в то время как ряд других церквей уже были закрыты. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии церкви только 15 августа 1937 г., мотивируя свое решение тем, что из оставшихся 813 членов церковной общины 676 высказались за закрытие церкви. 29 июля 1935 г. власти приняли решение снести колокольню с церкви.
Последний пастор прихода – Альфред Кляйндинст (1893–1978) в 1921 г. бежал в Польшу, где был арестован в 1945 г. после установления советской власти. После эмиграции из Дрейшпица пасторов богослужения в церкви проводили обычные прихожане.
Список пасторов прихода Галка (Усть-Кулалинка), служивших в общине Дрейшпиц. ?–1778 гг. – Иоганн Каспар Браунс (Johann Kaspar Brauns). 1782–1788 гг. – Михаил Топпелиус (Michael Toppelius). 1792–1794 гг. – Иоганн Дорн (Johann Dorn). 1796–1804 гг. – Филипп Якоб Гимер (Philipp Jakob Hiemer). 1807–1825 гг. – Фридрих Вильгельм Шмидер (Friedrich Wilhelm Schmieder). 1826–1847 гг. – Иоганн Гастхофер (Johann Hasthofer). 1849–1856 гг. – Евгений Фридрих Георг Гинш (Eugen Friedrich Georg Hinsch). 1858–1874 гг. – Самуэль Теофил Бонвеч (Samuel Theophil Bonwetsch). 1874–1881 гг. – Моисей Азнаворянц (Moses Asnaworjanz). 1884–1888 гг. – Леонард Карл Вильгельм Гессе (Leonhard Karl Wilhelm Hesse). 1889–1901 гг. – Либориус Бенинг (Liborius Behning). 1902–1911 гг. – Эдуард Лемкуль (Eduard Lehmkul). 1912–1918 гг. – Альфред Шнайдер (Alfred Schneider). 1918–1921 гг. – Альфред Рудольф Кляйндинст (Alfred Rudolf Kleindienst).
Численность населения. В 1767 г. в Дрейшпице проживало 107 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 151 человек. В 1788 г. в колонии проживало 222 человека, в 1798 г. – 262, в 1816 г. – 449, в 1834 г. – 877 человек. В 1850 г. количество жителей составляло 1369 человек, в 1859 г. – 1677 человек. В 1862–1885 гг. 63 человека выехали в Америку и в Новоузенский уезд Самарской губернии. В 1886 г. еще 15 колонистов эмигрировали в Америку (преимущественно в Канзас). Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., проживало 1727 человек, из них 1712 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 3312 человек, в 1911 г. – 3677 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 2053 человека, все они были немцами. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. проживало всего 1637 человек. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 1692, из них – 1677 немцев. В 1931 г. в селе проживало 1908 человек, все они были немцами.
Село сегодня. Ныне с. Верхняя Добринка Камышинского района Волгоградской области, центр Верхнедобринского сельского поселения. В ведении администрации находятся поселки Нагорный, Ферма № 2 и Ферма № 3. Население современного села составляет около 1300 человек. По своим размерам и числу жителей современная Верхняя Добринка в три раза уступает дореволюционному селу. В селе имеются школа, магазины, медицинское учреждение, небольшая православная церковь.
Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1. Вып. 2. Лит. А–Д. Печатан под наблюдением А.А. Прозоровского и С.А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. Печ. земства, 1898. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. СПб., 2001. Часть I. С. 201; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 3080а, 25294; ГИАНП. Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 106.