DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ДЕНГОФ, ныне с. ВЫСОКОЕ Красноармейского района Саратовской области, немецкая колония в Правобережье Волги, на реке Гололобовка

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Карта Сплавнушинской волости
Евангелическо-лютеранская церковь (1834) в с. Денгоф
Современное состояние с. Высокое (ранее Денгоф). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Высокое (ранее Денгоф). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Высокое (ранее Денгоф). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Высокое (ранее Денгоф). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Высокое (ранее Денгоф). Фото Е. Мошкова, 2010 г.

ДЕНГОФ (Dönhof, Донгоф, Гололобовка, Альт-Гололобовка, Старая Гололобовка), ныне с. ВЫСОКОЕ Красноармейского района Саратовской области – немецкая колония в Правобережье Волги, на реке Гололобовка. Находилась в 102 верстах от уездного города Камышин, по правую сторону от почтового Астраханского тракта из Саратова в Камышин. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Сосновскую (Сплавнушинскую) волость Камышинского уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. являлась административным центром Денгофского сельского совета Бальцерского (Голо-Карамышского) кантона. В Денгофский сельсовет входило одно с. Денгоф.

Колония основана 21 июля 1766 г. как коронная. Основателями стали 362 выходца (109 семей) из Дании и разных земель Германии – Дармштадта, Вюртемберга, Курпфальца. Официальное русское название – Гололобовка, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. в честь одноименной речки, на которой располагалось поселение, колонистами употреблялось реже. Немецкое название колония получила в честь первого форштегера Кристиана Денгофа, 37-летнего сапожника из г. Гумбинен в Пруссии, прибывшего в колонию с женой и двумя детьми. Имена всех форштегеров колонии не известны, однако в 1820-е гг. форштегером являлся колонист Келер, в 1830-е – 1840-е гг. – Рейнгард.

Большинство населения исповедовало лютеранство. Наряду с лютеранами в колонию были поселены четыре семьи (восемь человек) реформатов. В отличие от многих других колоний в Денгоф не было направлено ни одного католика, такая конфессиональная однородность способствовала отсутствию религиозной вражды. Каждый домохозяин, прибывший в колонию в 1766 г., получил от воеводской канцелярии в Саратове по 150 рублей. Однако, по мнению чиновников, выделенные средства колонисты расходовали в кратчайшие сроки и не по назначению. Поэтому каждой семье, поселившейся в колонии в 1767 г., Контора опекунства в Саратове выдала всего по 25 рублей, а также по две лошади, одной корове, две узды, телеге, три сажени веревок для вожжей, пять саженей веревок для иных целей, косе и дуге.

11 августа 1774 г. в колонию вошли отряды Е. Пугачева, которые разграбили село. По воспоминаниям современников, сам Емельян Пугачев, тщетно обыскавший дом старосты, приказал поджечь село в отместку за то, что его жители отказались выдать форштегера Денгофа. Предотвратить уничтожение колонии удалось благодаря подкупу мятежников, совершенному русским слугой Денгофа. По данным Конторы опекунства, к «злодейской толпе» Пугачева добровольно или принудительно присоединились 607 немецких колонистов из различных поселений. Возвратившиеся в колонию после подавления бунта двое жителей села, ставшие активными участниками восстания, – Эрих Гаазе и Иоганн Штраух были подвергнуты телесным наказаниям и оштрафованы.

В ходе 8-й ревизии 1834 г. поселенцы были наделены землей по 15 десятин на душу населения. По ревизии 1857 г. количество надельной земли составляло всего 1,8 десятин земли на душу населения, что объяснялось густонаселенностью колонии. Малоземелье приводило к неоднократным попыткам колонистов основать дочерние колонии или переселиться за пределы своих сел. В 1863 г. безземельными поселенцами в Сосновском округе была основана дочерняя колония Ней-Денгоф (Новая Гололобовка).

Кроме хлебопашцев в колонии проживали и ремесленники. Уже среди первых 109 домохозяев были сапожник, кузнец, два купца и два цеховых ремесленника. Со временем все больше жителей занималось промыслами, ремеслами, торговлей. Часть колонистов, основным занятием которых продолжало оставаться земледелие, зимой и осенью занималась изготовлением сарпинки. Ткацкое производство со временем сконцентрировалось в руках «сарпинковых королей» Шмидта, Бореля и Рейнеке, которые открыли ткацкие фабрики в Денгофе, а также в Гримме, Гуке и Норке. Большую часть ткачей составляли женщины, особенно девушки в возрасте от 15 до 20 лет.

Еще в 1784 г. Казенная палата открыла в Денгофе питейный дом «с сенями и ледниками». Три поколения выходцев из Денгофа по фамилии Детерер владели трактирами в Саратове. В 1816 г. Контора опекунства разрешила одному из колонистов Гололобовки создать в колонии кожевню. По состоянию на 1859 г. в Денгофе действовали две ярмарки, кожевенный завод, две маслобойни, имелась водяная мельница.

А.Н. Минх, анализируя данные земской переписи 1886 г., указывал на то, что в колонии «жилых изб считалось 596, из них каменных 257, деревянных 339, крытых железом 7, деревом 98, соломою 491; промышленных заведений 25, питейных четыре и лавок четыре. У поселян: плугов – 291, веялок – 40, лошадей – 1506, волов – 22, коров и телят – 1523, овец – 2289, свиней – 1144, коз – 1430, пчельник – один». Особое место в денгофских промыслах занимало изготовление веялок. Спрос на веялки был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция реализовывалась в Самаре, Оренбурге и Уфе. В конце ХIХ века в селе был открыт фельдшерско-акушерский пункт. В 1911 г. в селе насчитывалось 731 хозяйство, во владении у крестьян имелось 673 головы рабочего скота, 468 голов молочного скота, 895 гужевого скота, 2928 мелкого скота. Крестьяне имели 205 железных плуга, 183 жнейки и 189 веялок.

В 1920-е гг. в селе имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, была открыта изба-читальня. В 1931 г. жители села организовали массовые выступления против изъятия урожая. Антисоветское движение было подавлено силами ОГПУ, а активные участники выступления раскулачены и высланы в Казахстан. В этом же году несколько жителей села были репрессированы за создание ячейки контрреволюционной повстанческой организации, проводившей работу по срыву коллективизации. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы в Красноярский край, с 1942 г. село носит название Высокое. В январе 1944 г. в селе был основан совхоз «Карамышский».

Школа и обучение детей. До строительства первой деревянной церкви в 1803 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. Вместе с первыми колонистами в колонию прибыл учитель из Любека 33-х летний Адольф Крон. Под его руководством в колонии в первый год поселения была открыта школа, и началось обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет. К середине XIX века церковно-приходская школа получила статус училища. Кроме церковной школы в колонии в конце XIX века была открыта товарищеская школа. В 1886 г. из 4918 жителей села грамотными являлись 2711 человек (в том числе 1364 мужчины и 1347 женщин).

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. почти из 8000 жителей села 872 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В Денгофе посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 23 ребенка не посещали школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 440 мальчиков, 432 девочки и работало четыре учителя. Школа содержалась на средства церковной общины.

В 1920-е гг. обе школы были перепрофилированы в начальную школу, которая начала свою работу с 1927 г. В годы Великой отечественной войны на втором этаже здания бывшего школьно-молитвенного дома размещался детский дом. В 1964 г. школа получила статус средней школы, при школе работал интернат для детей из сел Старая Топовка и Карамыш.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В начале ХХ века часть жителей села являлась баптистами. В 1870-е гг. в донесении Саратовскому губернатору житель села Гололобовка – Яков Краус был назван старейшиной секты, деятельность которого подлежала строжайшему наблюдению, дабы «удостовериться что учение его не угрожает государственному строю». Краус выступал против ношения оружия и военной службы и призывал братьев переселяться в Америку и Бразилию. Краус пропагандировал учение «братьев и сестер» и в других немецких поселениях Правобережья Волги. В 1875 г. в селе насчитывалось 30 членов церковной общины «братьев и сестер». В 1879 г. число сектантов увеличилось до 45, и община, опасаясь преследования властей, объявила о своем присоединении к баптистам.

Община колонии Денгоф входила в состав прихода Гримм (Лесной Карамыш), к которому также относились общины Гримм, Бауэр и Россоши. Приход Лесной Карамыш (Гримм) был основан в 1767 г. В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения в школьно-молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, однако он был возведен на государственные средства в первые месяцы после расселения колонистов. Первая деревянная кирха, построенная на средства колонистов, появилась в колонии в 1803 г. Она имела статус филиальной церкви.

В 1832–1833 гг. в Денгофе по специальному архитектурному проекту, утвержденному Конторой опекунства, велось строительство новой церкви. В 1834 г. новая лютеранская кирха была освящена. Она имела скамьи для молящихся на 1056 мест. У церкви была установлена деревянная звонница. В 1889 г. в селе был построен новый кирпичный школьно-молитвенный дом.

В Денгофе родился пастор Иоганн Эрбес (1868–1932), являвшийся в 1902–1930 гг. священником в Куккусе, обвиненный в 1930 г. в антисоветской пропаганде и умерший в лагере под Семипалатинском.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Денгофе церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 3027 верующих лютеран, из них 45 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). 28 августа 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР НП информацию о том, что молитвенный дом в с. Денгоф уже не функционирует, а так как здание деревянной церкви еще используется верующими, вопрос о ее закрытии требует специального рассмотрения. 21 апреля 1935 г. церковь была закрыта по официальному Постановлению Президиума ЦИК, так как за ее ликвидацию высказалось 1540 человек из 1714 членов церковной общины. Президиум ЦИК рекомендовал использовать здание церкви под школу.

Список пасторов прихода Гримм (Лесной Карамыш), служивших в общине Денгоф. 1767–1781 гг. – Кристиан Август Торнов/Торнау (Christian August Tornow/Tornau). 1782 г.–1786 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1786–1804 гг. – Иоганн Каспар Зайферт (Johann Caspar Seiffert/ Seiffarth/ Seyffarth). 1804–1814 гг. – Филипп Якоб Гимер (Philipp Jakob Hiemer). 1815–1819 гг. – Карл Якоб Фрюауф (Karl Jakob Früauf). 1820–1857 гг. – Карл Конради (Karl Konrady (Conrady). 1859–1864 гг. – Карл Дeнгоф (Karl Dönhoff). 1873–1888 гг. – Бернгардт Деггеллер (Bernhard Deggeller). 1890–1910 гг. – Михаэль Петер Штаф (Michael Peter Stahf). 1912–1913 гг. – Иоганн Грасмюк (Johannes Grasmück). 1914–1924 гг. – Александр Штрек (Alexander Streck).

Численность населения и количество прихожан. В 1767 г. в Денгофе проживало 362 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 470, в 1788 г. – 711, в 1798 г. – 870, в 1816 г. – 1436, в 1834 г. – 2508, в 1850 г. – 3846, в 1859 г. – 4593, в 1886 г. – 4918 человек. В 1874 г. 17 человек, а в 1886–1887 гг. еще 21 человек эмигрировали в Америку. Всего с 1863 по 1887 г., по данным Минха, из села выехало 815 мужчин и 704 женщины. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в селе проживало 4831 человек, из них 4809 были немцами. По состоянию на 1905 г. насчитывалось 7516 человек, в 1911 г. – 8447 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 5721 человек. В 1921 г. в селе родилось 206, а умерло 644 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Денгофе проживало 5040 человек, в 1923 г. – 4648 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., в селе проживало 5313 человек (2522 мужского пола и 2791 женского пола), из них – 5301 немцев, здесь насчитывалось 852 домохозяйства. В 1931 г. в селе проживало 5637 человека, из них 5635 были немцами.

Село сегодня. Ныне с. Высокое Красноармейского района Саратовской области. Высоковское муниципальное образование (сельское поселение), в которое в настоящее время входят село Высокое, село Карамыш и село Старая Топовка, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., насчитывало всего 1545 человек. В селе Высокое проживало около 800 человек и насчитывалось 276 дворов. Таким образом, население немецкого Денгофа в несколько раз превышало численность населения современного села Высокое. Часть бывшего немецкого села, в том числе и площадь, где ранее находилась лютеранская церковь, в настоящее время являются незаселенной местностью за окраинами нынешнего села. Старого немецкого кладбища не существует, на современном кладбище можно отыскать несколько фрагментов старинных памятников. В центральной части современного села сохранилось довольно много интересных объектов немецкой архитектуры, значительное количество деревянных и даже кирпичных строений. В настоящее время на территории села расположены СПК «Карамышский», три фермерских хозяйства, АТС, почта, сельский дом культуры, филиал Сберегательного банка, ветеринарный участок, три торговых предприятия, детский сад, библиотека и средняя школа. В 1987 г. в селе было построено новое школьное здание, рассчитанное на 320 учащихся. По состоянию на 2010 г. в средней общеобразовательной школе с. Высокое обучалось 99 учеников и работало 14 учителей.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. - М., 1997; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1. Вып. 2. Лит. А–Д. Печатан под наблюдением А.А. Прозоровского и С.А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. Печ. земства, 1898. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Списки населенных мест Саратовской губернии. Камышинский уезд. Саратов: Земская типография, 1912; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос