DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

БАУЭР (Bauer, Бауер, Карамышевка), ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области, немецкая колония на левом берегу реки Голый Карамыш, в Правобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Евангелическо-лютеранская церковь (1873) в с. Бауэр
с. Карамышевка. На этом месте находилась лютеранская церковь. Фото автора. 2010 г.
с. Карамышевка. Руины дома, возведенного из дикого камня. Фото автора. 2010 г.
Карта Сосновской волости
Пастор Либориус Бенинг (1862–1933) с женой. Фото из архива автора
с. Карамышевка. Старый немецкий дом. Фото автора. 2010 г.
Пастор М.П. Штаф (1861–1933)
с. Карамышевка. Старая хозяйственная постройка. Фото автора. 2010 г.
Современное состояние с. Карамышевка. Фото Е. Мошкова. 2009 г.
Современное состояние с. Карамышевка. Фото Е. Мошкова. 2009 г.

БАУЭР (Bauer, Бауер, Карамышевка), ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области, немецкая колония на левом берегу реки Голый Карамыш, в Правобережье Волги, по правую сторону от почтового Астраханского тракта из Саратова в Камышин. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Сосновскую (Лесно-Карамышскую) волость Камышинского уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Бауэр относилось к Каменскому, позже Бальцерскому (Голо-Карамышскому) кантону. Село являлось административным центром Бауэрского сельского совета, в который входило одно с. Бауэр.

Немецкая колония Бауэр была основана в 20 июля 1766 г. как вызывательская колония Дебофа. Ее основателями стали 176 выходцев (55 семей) из разных земель Германии – Гессен-Дармштадта, Голштинии, Мекленбурга, Курпфальца, Саксонии, Швабии и др. Официальное русское название Карамышевка, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г., было дано поселению благодаря речке Карамыш, вдоль которой располагалась колония. Немецкое название поселение получило в честь Иогана Бауэра, 28-летнего хлебопашца из Нассау, прибывшего в колонию вместе с женой и двумя детьми и избранного после расселения колонистов форштегером колонии. На форштегеров были возложены все функции по управлению колонией, что приводило к их частым отказам занимать данную должность. Так, следующий форштегер Гербер отказался от исполнения своих обязанностей, мотивируя свой отказ тем, что «имев малолетних детей, и чрез оную должность домоводство ево приходит в запустение».

По конфессиональному составу среди первых 176 колонистов было 166 лютеран и 10 реформатов (из них семь детей усыновленных и удочеренных в лютеранские семьи). Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами. Из 48 глав семей было два мельника, два мясника, два портных, сапожник, обручник, ткач, поручик и даже представитель такой редкой профессии как врач. Ремесленники наравне с земледельцами должны были осваивать степные окраины Российской Империи. Им разрешалось продолжать свое ремесло лишь при условии обязательного занятия хлебопашеством.

Каждый домохозяин, прибывший в колонию в 1766 г., получил от воеводской канцелярии в Саратове от 150 до 200 рублей. Однако, по мнению чиновников, выделенные средства колонисты расходовали в кратчайшие сроки и не по назначению. Поэтому каждой семье, поселившейся в колонии в 1767 г., Контора опекунства в Саратове выдавала только по 75 рублей.

В 1774 г. колония подверглась нападению пугачевцев, сопровождавшемуся грабежами, насилием и убийствами. Повстанческие отряды Емельяна Пугачева, возглавившего крестьянскую войну против крепостнического гнета (1773–1775) активно действовали в заволжских степях. Разорение немецких поселений отрядами Пугачева ослабило колонии, причинив им ущерб, но не остановило их развитие

По 8-й ревизии 1834 г. колония была наделена землей по 15 десятин на душу мужского населения, однако рост поселения в дальнейшем привел к резкому сокращению земельных наделов. Малоземелье послужило причиной неоднократных попыток колонистов основать дочерние колонии или переселиться за пределы своих сел. В 1859 г. безземельными поселенцами в количестве 619 человек, выехавшими из Бауэра, была основана дочерняя колония Ней-Бауер (Новая Карамышевка, ныне Солянка Краснокутского района Саратовской области).

А.Н. Минх, анализируя данные земской переписи 1886 г. , указывал на то, что в колонии «считалось…жилых строений 307, из них 167 изб каменных и кирпичных и 140 деревянных, 56 крыты тесом, 250 соломою и 1 – землею. Промышленных заведений считалось 25, кабаков четыре, лавок четыре. У крестьян: 258 плугов, одна соха, 44 веялки, лошадей 1139, волов 182, коров и телят 931, овец 1647, свиней 1169, коз 350».

С развитием земледелия и ростом благосостояния колонии в ней появилось и собственное промышленное производство. Бауэр славился своим кожевенным заведением, красильным и сарпинковым предприятиями, которые работали достаточно активно.

Особое место в промыслах занимало изготовление веялок – машин для выделения зерна из вороха, получаемого после обмолота хлебов. Постепенно это ремесло превратилось в доходный промысел и к концу ХIХ столетия десятки семей на собственных дворах занимались производством веялочных машин. Спрос на веялки был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция реализовывалась в Самаре, Оренбурге и Уфе. В начале ХХ века в селе работала фабрика сельскохозяйственных машин, маслобойня, несколько мельниц.

В годы советской власти в селе имелась кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, была создана изба-читальня. В 1931 г. несколько жителей села были репрессированы за создание ячейки «контрреволюционной повстанческой организации, проводившей работу по срыву коллективизации». В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Карамышевка.

Школа и обучение детей. В первый год после основания колонии занятия с детьми школьного возраста не были строго организованы и проходили на дому у выбранного общиной шульмейстера. Дата строительства первой церковной школы и имя шульмейстера точно не известны. Известно лишь, что 28 августа 1768 г. колонисты обратились с жалобой в Контору опекунства, ссылаясь на то, что вызыватель, обещавший предоставить им «шульмейстера, священника, акушерку и доктора» не выполнил свое обещание. До строительства первой церкви в 1807 г. за неимением церкви школьный дом служил для общих молитв и обучения детей, а учитель, будучи одновременно кистером, исполнял требы и управлял божественной службой. В конце ХIХ века в селе была открыта частная «товарищеская» школа.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. 553 жителя села являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Бауэре посещаемость школы детьми школьного возраста была почти стопроцентной, лишь 10 детей не посещали школу по причине бедности их родителей. В 1906 г. в церковной школе обучалось 293 мальчика, 270 девочек и работало два учителя, частную школу посещало 48 мальчиков, 10 девочек, в ней работало два учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. С мая 1910 г. шульмейстером церковной школы являлся Доос, преподававший ранее в Динкеле. В 1914 г. в селе была открыта четырехклассная земская школа. После 1917 г. обе школы были закрыты, а на их базе создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Часть жителей являлась бетбрюдерами, перешедшими впоследствии в баптизм. В донесении Саратовскому губернатору 1871 г. житель села Карамышевка – Адам Конрад был назван старейшиной секты, деятельность которого подлежала строжайшему наблюдению, дабы «удостовериться что учение его не угрожает государственному строю». Конрад выступал против ношения оружия и военной службы и призывал братьев переселяться в Америку и Бразилию. В Карамышевке кроме Конрада проживало еще пять старейшин, которые пропагандировали учение «братьев и сестер» в немецких поселениях Правобережья. В 1875 г. в селе насчитывалось 56 совершеннолетних членов церковной общины «братьев и сестер». В 1879 г. после эмиграции части «братьев и сестер» оставшиеся в Карамышевке 27 сектантов в донесении Камышинского уездного исправника были названы баптистами.

Община колонии Бауэр входила в состав прихода Гримм (Лесной Карамыш), к которому относились общины Гримм, Бауэр, Россоши и Денгоф (Гололобовка). Приход Гримм был основан в 1767 г. С 1804 г. колония Карамышевка относилась к приходу Олешня. Но вскоре вновь была переподчинена приходу Гримм.

В первые годы поселения активно шел процесс обустройства колоний, строительства в них школ и церквей, являвшихся центрами общинной жизни. Вдали от прежней Родины только с помощью традиционной немецкой религии, колонисты могли сохранить свою национальную идентичность, традиции и культуру. В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения в небольшом деревянном школьно-молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, он был возведен на государственные средства в первые годы после расселения колонистов. Затраченные средства колонисты должны были выплатить государству в течение последующих десяти лет.

Построенный в спешке, руками непрофессионалов, он быстро обветшал и потребовал замены. В 1806 г. проект нового молитвенного дома, который после окончания строительства был назван церковью, был рассмотрен и одобрен Конторой опекунства, которая в ноябре 1806 г. разрешила «собирать подаяние на постройку молитвенного дома» и заверила контракт между форштегером колонии и плотником. К 1807 г. строительство небольшой и скромной деревянной церкви было закончено. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы.

В 1873 г. в селе была построена новая церковь. В это время региональные органы управления колониями уже были ликвидированы, и община-заказчик могла обратиться к услугам профессиональных проектировщиков. По проекту неизвестного архитектора в Бауэре была сооружена относительно небольшая, камерная церковь в традиционном для 1860-х – начала 1870-х гг. стиле позднего классицизма. Кирха имела скамьи для 800 молящихся. У церкви была установлена деревянная звонница.

В конце 1850-х гг. в Бауэре появились сепаратисты-гюпферы. В 1859 г. в общины прихода Гримм из одесских колоний пришли два миссионера, называвших себя «новыми братьями». Они призывали лютеран выйти из «развращенной» церкви и предлагали получить новое духовное крещение. Удивительно, что два человека смогли добиться таких больших успехов, но в результате их деятельности, когда в 1861 г. они и еще один из наиболее ярых их приверженцев были выдворены из Поволжья по требованию пастора Лесно-Карамышского прихода Карла Денгофа, секта танцующих братьев в приходе уже насчитывала 300 человек. Сектанты, как учили их миссионеры, проводили ночные молитвенные богослужения, приветствовали друг друга в них поцелуями мира и сопровождали свои молитвы танцами, музыкой и хлопками в ладоши. На своих религиозных собраниях они пели те же духовные песни, что и лютеране во время обычного богослужения, только под более веселую плясовую музыку. В 1870–1880-е гг. сектантство почти повсеместно слилось с баптизмом.

В Бауэре родился пастор Иоганн Шлюндт (1900–1993), стоявший у истоков возрождения Евангелическо-лютеранской церкви в СССР в послевоенные годы. Закончивший в 1928 г. семинарию проповедников в Ленинграде пастор Шлюндт служил в Розенберге, в 1934 г. был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден и до 1946 г. находился в лагере, затем до 1955 г. был сослан в Воркуту. После освобождения в 1963–1969 гг. он проповедовал в Воркуте и других немецких лютеранских общинах Советского Союза. В 1970–1973 гг. являлся пастором лютеранской общины в Прохладном на Северном Кавказе, зарегистрированной в 1971 г. После эмиграции в 1973 г. и до своей смерти проживал в ФРГ.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, а в церковной общине насчитывалось 228 верующих лютеран, из них 112 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

Церковь в Бауэре относилась к числу четырех последних лютеранских церквей Поволжья, которые были закрыты в 1938 г. по постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья. Официально церковь прекратила свое существование как храм только 9 мая 1938 г., так как 849 человек из 1028 верующих высказались за ее ликвидацию, хотя богослужения в ней уже не велись и ранее. Вместе с церковью в Бауэре были закрыты кирхи в Динкеле – в мае, в Фольмере – в июне, в Гнадентау – в декабре 1938 г. Президиум ЦИК предложил переоборудовать здание церкви в Бауэре под клуб.

Список пасторов прихода Гримм (Лесной Карамыш), служившие в общине Бауэр. 1767–1781 гг. – Кристиан Август Торнов/Торнау (Christian August Tornow/Tornau). 1782–1786 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1786–1804 гг. – Иоганн Каспар Зайферт (Johann Caspar Seiffert/ Seiffarth/ Seyffarth). 1804–1814 гг. – Филипп Якоб Гимер (Philipp Jakob Hiemer). 1815–1819 гг. – Карл Якоб Фрюауф (Karl Jakob Früauf). 1820–1857 гг. – Карл Конради (Karl Konrady (Conrady). 1859–1864 гг. – Карл Дeнгоф (Karl Dönhoff). 1864–1873 гг. – приход не имел пастора. 1873–1888 гг. – Бернгардт Деггеллер (Bernhard Deggeller). 1890–1910 гг. – Михаэль Петер Штаф (Michael Peter Stahf). 1912–1913 гг. – Иоганн Грасмюк (Johannes Grasmück). 1914–1924 гг. – Александр Штрек (Alexander Streck).

Численность населения. В 1769 г. в Бауэре проживало 196 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 231, в 1788 г. – 331, в 1798 г. – 385, в 1816 г. – 696, в 1834 г. – 1272, в 1850 г. – 1874, в 1859 г. – 2284, в 1886 г. – 2657 человек. В 1876–1880 гг. 34 жителя Бауэра выехали в Америку. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Бауэре проживало 2821 человек, из них 2790 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 4303 человека, в 1911 г. – 4751 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 3718 человек. В 1921 г. в селе родились 143, а умерли 325 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Бауэре проживало 3238 человек, в 1923 г. – всего 2882 человек. По переписи населения 1926 г. , село насчитывало 3321 человек, в том числе 3315 немцев. В 1931 г. в селе проживало 4061 человек, все они были немцами.

Село сегодня. Ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области. Село Карамышевка в настоящее время входит в Каменское муниципальное образование (городское поселение), которое включает также рабочий поселок Каменский и железнодорожный разъезд Суворовский. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г. население муниципального образования составляло 4100 человек, из них 3644 человека проживало в поселке Каменский. Таким образом, население села Карамышевка в десять раз меньше населения дореволюционного немецкого села Бауэр. По состоянию на 1910 г. средняя общеобразовательная школа № 17 с. Карамышевка насчитывала 35 учеников и 12 учителей.

Деревянная лютеранская церковь в Карамышевке до настоящего времени не сохранилась. Она находилась на центральной площади, которую сегодня окружают здание сельского клуба, современная двухэтажная школа и магазин. В селе с трудом можно найти лишь несколько аутентичных дореволюционных деревянных немецких домов. У здания сельского клуба еще можно увидеть развалины дома, построенного из так называемого дикого (природного) камня. Таким способом в колониях строили десятки домов, их крыши покрывали деревом и соломой. Большинство немецких домов в современной Карамышевке давно перестроены, обложены кирпичом или полностью разрушены.

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2429. Л. 1, 14, 27, 46; Ф. 2. Оп. 1. Д. 12411. Л 96; Ф. 180. Оп. 1. Д. 4084, 4934, 4959, 4960; Ф. 637. Оп. 18. Д. 122125; ГИАНП. Ф. 190. Оп. 1. Д. 116; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Ф. 976. Оп. 1. Д. 45; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 89.

Литература

Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997. ; Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Лиценбергер О.А. Секты «танцующих братьев» и «гюпферов» в немецких колониях Поволжья // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. М., 1996; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1. Вып. 2. Лит. Е–К. Печатан под наблюдением С. А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. земства, 1900. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии. ; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999; Volkszeitung. 11. Juli 1910. №82; Woltner M. Das wolgadeutsche Bildungswesen und die russische Schulpolitik. Leipzig: Komissionverlag Otto Harrassowitz, 1937; Volkszeitung. 8. Mai 1914. №36.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос