БАУЭР (Bauer, Бауер, Карамышевка), ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области, немецкая колония на левом берегу реки Голый Карамыш, в Правобережье Волги, по правую сторону от почтового Астраханского тракта из Саратова в Камышин. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Сосновскую (Лесно-Карамышскую) волость Камышинского уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Бауэр относилось к Каменскому, позже Бальцерскому (Голо-Карамышскому) кантону. Село являлось административным центром Бауэрского сельского совета, в который входило одно с. Бауэр.
Немецкая колония Бауэр была основана в 20 июля 1766 г. как вызывательская колония Дебофа. Ее основателями стали 176 выходцев (55 семей) из разных земель Германии – Гессен-Дармштадта, Голштинии, Мекленбурга, Курпфальца, Саксонии, Швабии и др. Официальное русское название Карамышевка, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г., было дано поселению благодаря речке Карамыш, вдоль которой располагалась колония. Немецкое название поселение получило в честь Иогана Бауэра, 28-летнего хлебопашца из Нассау, прибывшего в колонию вместе с женой и двумя детьми и избранного после расселения колонистов форштегером колонии. На форштегеров были возложены все функции по управлению колонией, что приводило к их частым отказам занимать данную должность. Так, следующий форштегер Гербер отказался от исполнения своих обязанностей, мотивируя свой отказ тем, что «имев малолетних детей, и чрез оную должность домоводство ево приходит в запустение».
По конфессиональному составу среди первых 176 колонистов было 166 лютеран и 10 реформатов (из них семь детей усыновленных и удочеренных в лютеранские семьи). Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами. Из 48 глав семей было два мельника, два мясника, два портных, сапожник, обручник, ткач, поручик и даже представитель такой редкой профессии как врач. Ремесленники наравне с земледельцами должны были осваивать степные окраины Российской Империи. Им разрешалось продолжать свое ремесло лишь при условии обязательного занятия хлебопашеством.
Каждый домохозяин, прибывший в колонию в 1766 г., получил от воеводской канцелярии в Саратове от 150 до 200 рублей. Однако, по мнению чиновников, выделенные средства колонисты расходовали в кратчайшие сроки и не по назначению. Поэтому каждой семье, поселившейся в колонии в 1767 г., Контора опекунства в Саратове выдавала только по 75 рублей.
В 1774 г. колония подверглась нападению пугачевцев, сопровождавшемуся грабежами, насилием и убийствами. Повстанческие отряды Емельяна Пугачева, возглавившего крестьянскую войну против крепостнического гнета (1773–1775) активно действовали в заволжских степях. Разорение немецких поселений отрядами Пугачева ослабило колонии, причинив им ущерб, но не остановило их развитие
По 8-й ревизии 1834 г. колония была наделена землей по 15 десятин на душу мужского населения, однако рост поселения в дальнейшем привел к резкому сокращению земельных наделов. Малоземелье послужило причиной неоднократных попыток колонистов основать дочерние колонии или переселиться за пределы своих сел. В 1859 г. безземельными поселенцами в количестве 619 человек, выехавшими из Бауэра, была основана дочерняя колония Ней-Бауер (Новая Карамышевка, ныне Солянка Краснокутского района Саратовской области).
А.Н. Минх, анализируя данные земской переписи 1886 г. , указывал на то, что в колонии «считалось…жилых строений 307, из них 167 изб каменных и кирпичных и 140 деревянных, 56 крыты тесом, 250 соломою и 1 – землею. Промышленных заведений считалось 25, кабаков четыре, лавок четыре. У крестьян: 258 плугов, одна соха, 44 веялки, лошадей 1139, волов 182, коров и телят 931, овец 1647, свиней 1169, коз 350».
С развитием земледелия и ростом благосостояния колонии в ней появилось и собственное промышленное производство. Бауэр славился своим кожевенным заведением, красильным и сарпинковым предприятиями, которые работали достаточно активно.
Особое место в промыслах занимало изготовление веялок – машин для выделения зерна из вороха, получаемого после обмолота хлебов. Постепенно это ремесло превратилось в доходный промысел и к концу ХIХ столетия десятки семей на собственных дворах занимались производством веялочных машин. Спрос на веялки был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция реализовывалась в Самаре, Оренбурге и Уфе. В начале ХХ века в селе работала фабрика сельскохозяйственных машин, маслобойня, несколько мельниц.
В годы советской власти в селе имелась кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, была создана изба-читальня. В 1931 г. несколько жителей села были репрессированы за создание ячейки «контрреволюционной повстанческой организации, проводившей работу по срыву коллективизации». В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Карамышевка.
Школа и обучение детей. В первый год после основания колонии занятия с детьми школьного возраста не были строго организованы и проходили на дому у выбранного общиной шульмейстера. Дата строительства первой церковной школы и имя шульмейстера точно не известны. Известно лишь, что 28 августа 1768 г. колонисты обратились с жалобой в Контору опекунства, ссылаясь на то, что вызыватель, обещавший предоставить им «шульмейстера, священника, акушерку и доктора» не выполнил свое обещание. До строительства первой церкви в 1807 г. за неимением церкви школьный дом служил для общих молитв и обучения детей, а учитель, будучи одновременно кистером, исполнял требы и управлял божественной службой. В конце ХIХ века в селе была открыта частная «товарищеская» школа.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. 553 жителя села являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Бауэре посещаемость школы детьми школьного возраста была почти стопроцентной, лишь 10 детей не посещали школу по причине бедности их родителей. В 1906 г. в церковной школе обучалось 293 мальчика, 270 девочек и работало два учителя, частную школу посещало 48 мальчиков, 10 девочек, в ней работало два учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. С мая 1910 г. шульмейстером церковной школы являлся Доос, преподававший ранее в Динкеле. В 1914 г. в селе была открыта четырехклассная земская школа. После 1917 г. обе школы были закрыты, а на их базе создана начальная школа.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Часть жителей являлась бетбрюдерами, перешедшими впоследствии в баптизм. В донесении Саратовскому губернатору 1871 г. житель села Карамышевка – Адам Конрад был назван старейшиной секты, деятельность которого подлежала строжайшему наблюдению, дабы «удостовериться что учение его не угрожает государственному строю». Конрад выступал против ношения оружия и военной службы и призывал братьев переселяться в Америку и Бразилию. В Карамышевке кроме Конрада проживало еще пять старейшин, которые пропагандировали учение «братьев и сестер» в немецких поселениях Правобережья. В 1875 г. в селе насчитывалось 56 совершеннолетних членов церковной общины «братьев и сестер». В 1879 г. после эмиграции части «братьев и сестер» оставшиеся в Карамышевке 27 сектантов в донесении Камышинского уездного исправника были названы баптистами.
Община колонии Бауэр входила в состав прихода Гримм (Лесной Карамыш), к которому относились общины Гримм, Бауэр, Россоши и Денгоф (Гололобовка). Приход Гримм был основан в 1767 г. С 1804 г. колония Карамышевка относилась к приходу Олешня. Но вскоре вновь была переподчинена приходу Гримм.
В первые годы поселения активно шел процесс обустройства колоний, строительства в них школ и церквей, являвшихся центрами общинной жизни. Вдали от прежней Родины только с помощью традиционной немецкой религии, колонисты могли сохранить свою национальную идентичность, традиции и культуру. В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения в небольшом деревянном школьно-молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, он был возведен на государственные средства в первые годы после расселения колонистов. Затраченные средства колонисты должны были выплатить государству в течение последующих десяти лет.
Построенный в спешке, руками непрофессионалов, он быстро обветшал и потребовал замены. В 1806 г. проект нового молитвенного дома, который после окончания строительства был назван церковью, был рассмотрен и одобрен Конторой опекунства, которая в ноябре 1806 г. разрешила «собирать подаяние на постройку молитвенного дома» и заверила контракт между форштегером колонии и плотником. К 1807 г. строительство небольшой и скромной деревянной церкви было закончено. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы.
В 1873 г. в селе была построена новая церковь. В это время региональные органы управления колониями уже были ликвидированы, и община-заказчик могла обратиться к услугам профессиональных проектировщиков. По проекту неизвестного архитектора в Бауэре была сооружена относительно небольшая, камерная церковь в традиционном для 1860-х – начала 1870-х гг. стиле позднего классицизма. Кирха имела скамьи для 800 молящихся. У церкви была установлена деревянная звонница.
В конце 1850-х гг. в Бауэре появились сепаратисты-гюпферы. В 1859 г. в общины прихода Гримм из одесских колоний пришли два миссионера, называвших себя «новыми братьями». Они призывали лютеран выйти из «развращенной» церкви и предлагали получить новое духовное крещение. Удивительно, что два человека смогли добиться таких больших успехов, но в результате их деятельности, когда в 1861 г. они и еще один из наиболее ярых их приверженцев были выдворены из Поволжья по требованию пастора Лесно-Карамышского прихода Карла Денгофа, секта танцующих братьев в приходе уже насчитывала 300 человек. Сектанты, как учили их миссионеры, проводили ночные молитвенные богослужения, приветствовали друг друга в них поцелуями мира и сопровождали свои молитвы танцами, музыкой и хлопками в ладоши. На своих религиозных собраниях они пели те же духовные песни, что и лютеране во время обычного богослужения, только под более веселую плясовую музыку. В 1870–1880-е гг. сектантство почти повсеместно слилось с баптизмом.
В Бауэре родился пастор Иоганн Шлюндт (1900–1993), стоявший у истоков возрождения Евангелическо-лютеранской церкви в СССР в послевоенные годы. Закончивший в 1928 г. семинарию проповедников в Ленинграде пастор Шлюндт служил в Розенберге, в 1934 г. был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден и до 1946 г. находился в лагере, затем до 1955 г. был сослан в Воркуту. После освобождения в 1963–1969 гг. он проповедовал в Воркуте и других немецких лютеранских общинах Советского Союза. В 1970–1973 гг. являлся пастором лютеранской общины в Прохладном на Северном Кавказе, зарегистрированной в 1971 г. После эмиграции в 1973 г. и до своей смерти проживал в ФРГ.
В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, а в церковной общине насчитывалось 228 верующих лютеран, из них 112 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).
Церковь в Бауэре относилась к числу четырех последних лютеранских церквей Поволжья, которые были закрыты в 1938 г. по постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья. Официально церковь прекратила свое существование как храм только 9 мая 1938 г., так как 849 человек из 1028 верующих высказались за ее ликвидацию, хотя богослужения в ней уже не велись и ранее. Вместе с церковью в Бауэре были закрыты кирхи в Динкеле – в мае, в Фольмере – в июне, в Гнадентау – в декабре 1938 г. Президиум ЦИК предложил переоборудовать здание церкви в Бауэре под клуб.
Список пасторов прихода Гримм (Лесной Карамыш), служившие в общине Бауэр. 1767–1781 гг. – Кристиан Август Торнов/Торнау (Christian August Tornow/Tornau). 1782–1786 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1786–1804 гг. – Иоганн Каспар Зайферт (Johann Caspar Seiffert/ Seiffarth/ Seyffarth). 1804–1814 гг. – Филипп Якоб Гимер (Philipp Jakob Hiemer). 1815–1819 гг. – Карл Якоб Фрюауф (Karl Jakob Früauf). 1820–1857 гг. – Карл Конради (Karl Konrady (Conrady). 1859–1864 гг. – Карл Дeнгоф (Karl Dönhoff). 1864–1873 гг. – приход не имел пастора. 1873–1888 гг. – Бернгардт Деггеллер (Bernhard Deggeller). 1890–1910 гг. – Михаэль Петер Штаф (Michael Peter Stahf). 1912–1913 гг. – Иоганн Грасмюк (Johannes Grasmück). 1914–1924 гг. – Александр Штрек (Alexander Streck).
Численность населения. В 1769 г. в Бауэре проживало 196 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 231, в 1788 г. – 331, в 1798 г. – 385, в 1816 г. – 696, в 1834 г. – 1272, в 1850 г. – 1874, в 1859 г. – 2284, в 1886 г. – 2657 человек. В 1876–1880 гг. 34 жителя Бауэра выехали в Америку. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Бауэре проживало 2821 человек, из них 2790 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 4303 человека, в 1911 г. – 4751 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 3718 человек. В 1921 г. в селе родились 143, а умерли 325 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Бауэре проживало 3238 человек, в 1923 г. – всего 2882 человек. По переписи населения 1926 г. , село насчитывало 3321 человек, в том числе 3315 немцев. В 1931 г. в селе проживало 4061 человек, все они были немцами.
Село сегодня. Ныне с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области. Село Карамышевка в настоящее время входит в Каменское муниципальное образование (городское поселение), которое включает также рабочий поселок Каменский и железнодорожный разъезд Суворовский. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г. население муниципального образования составляло 4100 человек, из них 3644 человека проживало в поселке Каменский. Таким образом, население села Карамышевка в десять раз меньше населения дореволюционного немецкого села Бауэр. По состоянию на 1910 г. средняя общеобразовательная школа № 17 с. Карамышевка насчитывала 35 учеников и 12 учителей.
Деревянная лютеранская церковь в Карамышевке до настоящего времени не сохранилась. Она находилась на центральной площади, которую сегодня окружают здание сельского клуба, современная двухэтажная школа и магазин. В селе с трудом можно найти лишь несколько аутентичных дореволюционных деревянных немецких домов. У здания сельского клуба еще можно увидеть развалины дома, построенного из так называемого дикого (природного) камня. Таким способом в колониях строили десятки домов, их крыши покрывали деревом и соломой. Большинство немецких домов в современной Карамышевке давно перестроены, обложены кирпичом или полностью разрушены.
ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2429. Л. 1, 14, 27, 46; Ф. 2. Оп. 1. Д. 12411. Л 96; Ф. 180. Оп. 1. Д. 4084, 4934, 4959, 4960; Ф. 637. Оп. 18. Д. 122–125; ГИАНП. Ф. 190. Оп. 1. Д. 1–16; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Ф. 976. Оп. 1. Д. 45; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 89.
Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997. ; Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Лиценбергер О.А. Секты «танцующих братьев» и «гюпферов» в немецких колониях Поволжья // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. М., 1996; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1. Вып. 2. Лит. Е–К. Печатан под наблюдением С. А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. земства, 1900. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии. ; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999; Volkszeitung. 11. Juli 1910. №82; Woltner M. Das wolgadeutsche Bildungswesen und die russische Schulpolitik. Leipzig: Komissionverlag Otto Harrassowitz, 1937; Volkszeitung. 8. Mai 1914. №36.