БАЗЕЛЬ (Basel, Кратц, Крац, Кранц, Гратц, Грац, Васильевка), ныне с. ВАСИЛЬЕВКА Марксовского района Саратовской области – немецкая колония в Левобережье Волги, на озере Дубовое, в непосредственной близости от волжского берега. Находилась в 267 верстах от города Самары, в 117 верстах от уездного города Николаевска и в 4 верстах от волостного села Баратаевка (Беттингер), по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Баратаевскую волость (Панинский округ) Николаевского (Вольского) уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Базель являлось административным центром Базельского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Базельский сельский совет входили с. Базель, хуторы Ней-Базель, Сальпетердамм, Тишанка, хуторы 2-й Базельской группы, выс. Солянка, Маянка, Фруктовые сады Шлейнинг и Фруктовые сады Ган. С 1 января 1935 г., после выделения Унтервальденского кантона из Марксштадтского, и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. с. Базель относилось к Унтервальденскому кантону.
Немецкая колония Базель была основана в 1768 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом. Поселение было создано из 26 семей колонистов, выходцев преимущественно из Бранденбурга, Гессена, Саксонии и Цвайбрюккена, прибывших в Поволжье осенью 1767 г. и зимовавших в уже существовавших колониях – Боаро, Борегард, Кано, Екатериненштадт и Орловская. По этой причине не существует списков первых поселенцев Базеля, так как колония была основана после составления списков колонистов в поволжских колониях. Вместе с Базелем также были образованы еще 10 новых близлежащих колоний, в том числе Брокгаузен, Гоккерберг, Гларус, Люцерн, Кинд, Унтервальден, Цуг, Шафгаузен и др.
Первоначально колония располагалась на реке Малый Караман. Однако через два года, после того как в поселениях согласно планам застройки уже были возведены дома, Канцелярия опекунства предложила из-за солонцеватых и овражистых земель, непригодных для землепашества, перенести колонии на берег Волги. Несмотря на то, что такое решение было скоропалительным и объяснялось незнанием специфики местных природных условий, в 1770 г. дома колонистов семи поселений были разобраны и перевезены на другое место. В 1785 г. еще пять колоний на Малом Карамане были полностью упразднены.
В первые годы после поселения колонии не имели собственных названий, а получали только порядковый номер. Позже для обозначения поселений использовали по два или даже по три наименования – выбранные колонистами, связанные с фамилиями первых форштегеров, образованные от названий русских рек или характерных признаков местности. Однако Базель получил свое название совершенно иначе. Семь северных колоний повторяли названия швейцарских кантонов, среди них Базель, Гларус (Биберштейн), Золотурн, Люцерн (Ремлер), Цюрих (Эккардт), Цуг (Гаттунг), Шафгаузен (Волково). Версия о том, что такие наименования были даны поселениям в силу преобладания в них выходцев из Швейцарии не нашла документального подтверждения, швейцарцев в данных колониях практически не было. Скорее всего, Борегард рассчитывал организовать управление колониями и ведение в них сельского хозяйства по швейцарскому образцу. Второе немецкое название Кратц и его производные Крац, Кранц, Грац и Гратц произошли от фамилии первого форштегера. Русское название Васильевка было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Колонисты Базеля занимались преимущественно хлебопашеством, табаководством, мукомольным производством и даже шелководством. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, картофель, специализировались на возделывании наиболее перспективного в то время сорта пшеницы «белотурка». Благосостояние колонии с каждым годом росло, на одно хозяйство в конце XVIII века приходилось по 24 четверти пшеницы.
По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. Несколько десятилетий продолжалась тяжба колонистов с крестьянами сел Рыбное и Белгородка, вырубившими лес на принадлежавших немецким поселенцам Амбартовских островах и с крестьянами графини Васильевой, завладевшими землей колонистов. В результате в 1812–1832 гг. взамен утраченных лесных угодий колонистам были выделены земли в других местах. По 10-й ревизии 1857 г. 760 жителей Базеля мужского пола владели землей в размере около 5,3 десятин на душу.
Немалое место в сельском хозяйстве колонистов занимало разведение табака. Канцелярия опекунства иностранных оказывала содействие колонистам, занимавшимся табаководством. Со временем данная культура получила распространение во всех 26 колониях Борегарда, которые производили до 75% всего поволжского табака. Табак являлся одним из основных источников дохода колонистов, так как в целом в России табачное производство было слаборазвито, и колонисты с успехом продавали табак в листовом виде в Москве, в Петербурге, в Астрахани и на Украине. О масштабах табаководства свидетельствуют и архивные документы. Среди утраченных дел Саратовской конторы иностранных поселенцев в Государственном архиве Саратовской области имеется «Дело о принуждении колониста колонии Базель Филиппа Шандора к доставке 300 пудов табака, проданного им иностранцу Горнусу», датированное 1799 г.
В гораздо меньшей степени, чем земледелием колонисты Базеля занимались ремеслами и промыслами. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелось 164 двора, работала мельница. В 1910 г., по сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в селе имелось 442 двора, было построено две мельницы с нефтяными двигателями. В 1910 г. жителем села Шмидтом в селе была открыта ткацкая фабрика.
В годы советской власти в селе существовала кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, машинно-тракторная станция, были открыты библиотека и изба-читальня. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Базеля, с 1942 г. село носит название Васильевка.
Школа и обучение детей. Первая церковная школа начала действовать в селе с момента его основания. В школе были обязаны обучаться все дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1798 г. богослужения и школьные занятия проводились в едином школьно-молитвенном доме. К середине ХIХ века (до 1859) церковная школа, количество детей в которой возросло до 300, получила статус училища. Церковная школа не справлялась с таким количеством учеников, так как в ней работал всего один учитель-кюстер.
В 1870-е гг. в колонии была создана земская школа, в которой углубленно изучался русский язык. Она являлась начальной и находилась в ведении земства. Земская школа имела трехлетний срок обучения и являлась однокомплектной, в ней обучалось не более 50 учащихся и работал один учитель. В 1908–1911 гг. церковная школа была закрыта из-за конфликта с учителем русского языка, а шульмейстер проводил обучение только с конфирмантами. Поэтому в 1910 г. в селе была открыта еще и небольшая общественная школа, в которой обучалось 20–30 детей, преимущественно мальчиков. Все школы содержались на средства церковной общины.
После революции все школы в селе были закрыты и преобразованы в единую начальную школу. По декрету от 11 декабря 1917 г. приходы лишились всех церковно-приходских школ, которые впоследствии были переданы в ведение Наркомпроса и закрыты. По Декрету СНК от 4 февраля 1918 г. были упразднены должности преподавателей Закона Божьего всех вероисповеданий. В годы Великой Отечественной войны, после депортации немцев, в кирпичном школьном здании разместился Интердом, где со своими воспитателями проживали осиротевшие дети испанских борцов-антифашистов, которые были вывезены в СССР во время гражданской войны в Испании в 1936–1939 гг. Вместе с русскими детьми испанцы помогали взрослым в посевных работах и уборке урожая, заготавливали сено и дрова.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1780 г. прихожане Базеля обслуживались пасторами из Екатериненштадта. С 1780 г. община колонии Базель входила в состав лютеранско-реформатского прихода Беттингер (Баратаевка), к которому кроме Базеля относились общины Беттингер, Гларус, Шафгаузен и реформатская община Цюрих. Приход Беттингер был основан в 1780 г. До 1820 г. к данному приходу относились также колонии Унтервальден, Сузанненталь, Баскаковка, Рязановка, Брокгаузен и Гоккерберг, которые после 1820 г. были отнесены к приходу Рязановка (Неб).
В первые годы после создания поселения колонисты проводили богослужения в школьно-молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна, однако он был возведен на государственные средства в течение первых месяцев после расселения колонистов. К концу ХVIII века община приняла решение использовать небольшой по своим размерам школьно-молитвенный дом под школу и начать сбор средств на строительство кирхи.
Первая деревянная кирха была построена в Базеле в 1798 г. Она имела статус филиальной и была освящена как церковь Вознесения Господа. Изначально колонисты не придавали особого значения архитектурному стилю: все строения в поселениях были деревянными и скромными. Позже гордостью базельских немцев-колонистов стали каменная школа, новый храм и мельница.
Со временем старая церковь не вмещала всех прихожан, и колонистами было принято решение о строительстве более вместительной кирхи. В 1839 г. на месте старой маленькой церкви была построена новая деревянная кирха, она имела скамьи для 600 молящихся. При ее возведении Контора руководствовалась специальными правилами 1830 г. о строительстве церквей иностранных исповеданий. В соответствии с правилами, нужно было, чтобы «внутренность церкви отличалась простотой и отнюдь не было в ней роскошных украшений… чтобы величина церкви, устройство хоров и скамей сообразны были с числом прихожан… чтобы в середине от одного конца церкви до другого был свободный ход… чтобы против алтаря были хоры… чтобы лестницы… были устроены… таким образом, дабы прихожане не могли видеть входящих и исходящих по оным». Штаты Конторы не предусматривали специальной должности архитектора, за возведением кирхи следил неизвестный архитектор, работавший по найму. Эта церковь прослужила общине без малого сто лет, так как несколько раз подвергалась капитальному ремонту. Кроме церкви в селе имелся молитвенный дом.
В первые годы после заселения в Поволжье иностранных колонистов в общинах катастрофически не хватало священников. В числе самых первых протестантских пасторов Поволжья церковные хроники многих лютеранских общин упоминают беттингерских пасторов Кристиана Августа Торнова и Клауса Петера Лундберга, которым приходилось проводить богослужения далеко за пределами своего прихода. Нехватка священников долгое время оставалась нерешенной проблемой. В таких условиях не могло быть и речи о ежедневной заботе о духовной стороне жизни поселенцев, общее число которых увеличивалось с каждым годом.
В начале ХХ века церковная община Базеля ежегодно выплачивала пастору 1700 рублей. Кроме того, пастор получал ежегодное жалование 171,6 рублей из государственной казны, а также жилье, отопление, 600 пудов сена и 400 пудов овса от своих прихожан. Доход пастора состоял и из плат, взимаемых за требы: крещение, конфирмация, венчание и похороны стоили 15, 30, 60 и 15 копеек соответственно.
В начале 1930-х гг. в стране массово закрывались храмы всех конфессий. На местах предпочитали закрыть молитвенное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 1649 г. верующих, из них шесть человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. Точная дата закрытия церкви не известна, однако, согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья по состоянию на 1 июня 1934 г. церковное здание 1839 г. постройки было переоборудовано в дом культуры, а в распоряжении верующих еще находился молитвенный дом. После рассмотрения этих сведений было принято решение о ликвидации молитвенного дома. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии молитвенного дома 19 ноября 1934 г. Из 1110 оставшихся членов церковной общины 966 высказались за его ликвидацию.
Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие для лютеран в общине Базель. 1768–1776 гг. – Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служившие для реформатов в общине Базель. 1768–1769 гг. – Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг. – Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Пасторы прихода Беттингер (Баратаевка), служившие в общине Базель. 1780–1791 гг. – Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff).1820–1822 гг. – Оливер Кристоф Гольм (Olivier Christoph Holm). 1823–1861 гг. – Иоганн Пундани (Johann Pundani). 1861–1862 гг. – Кристиан Бауер (Christian Johann Bauer). 1862–1876 гг. – Иеронимус Людвиг Мюндер (Hieronimys Ludwig Münder). 1877–1878 гг. – Готхильф Генрих Келлер (Gotthilf Heinrich Keller). 1879–1889 гг. – Эрнст Теодор Давид (Ernst Theodor David). 1890–1907 гг. – Рихард Келлер (Richard Keller). 1908–1933 гг. – Христфрид Отто Гершельманн (Christfried Otto Hörschelmann).
Численность населения. В 1769 г. в Базеле проживало 83 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 175, в 1788 г. – 251, в 1798 г. – 295, в 1816 г. – 512, в 1834 г. – 905, в 1850 г. – 1278, в 1859 г. – 1349, в 1883 г. – 2295, в 1889 г. – 2357 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Базеле проживало 2627 человек, все они были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 4310 человек, в 1910 г. – 4864 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Базеле проживало 3410 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе умерло 482 человека, а родилось 187. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Базеле проживало 2998 человек, в 1923 г. – 2807 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 370 домохозяйств (из них 367 немецких) с населением 2550 человек (из них 1243 мужчин и 1307 женщин), в том числе 2513 немцев (из них 1213 мужчин и 1300 женщин). В 1931 г. в Базеле проживало 3380 человек, из них – 3361 немец.
Село сегодня. Ныне с. Васильевка Марксовского района Саратовской области. Сегодня село уже не такое большое, как до революции. Население современной Васильевки в несколько раз меньше, чем население бывшей немецкой колонии Базель. По состоянию на 2007 г. в начальной школе с. Васильевка обучалось всего два ребенка, поэтому было принято решение отправлять детей на обучение в с. Зоркино (ранее Цюрих).
В Васильевке сохранилась прежняя немецкая планировка и имеется еще несколько старинных построек, деревянных и даже кирпичных немецких домов, как частных, так и общественных зданий. Здание церкви до настоящего времени не сохранилось, на ее месте – пустырь, рядом с которым находится одно из красивейших в бывших немецких колониях, неиспользуемое и полуразрушенное ныне кирпичное здание бывшей церковно-приходской школы с великолепным резным орнаментом в верхней части фасада здания. В советское время здесь находилась сельская библиотека. У заброшенного здания бывшей школы сохранился кирпичный дом, входящий в единый школьный комплекс, в котором в период существования в селе церковной школы проживал кюстер-шульмейстер.
Гордостью села является старое здание трехэтажной немецкой мельницы. Мельница была построена в 1908 г. и тогда даже имела нефтяной двигатель. Сегодня здание самой мельницы больше не используется, выбиты стекла, не действует устаревшее оборудование. На территории, прилегающей к мельнице, расположено ООО «Виктория» села Васильевка.
ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 2252; Оп. 5. Д. 1, 7, 9, 10; Ф. 637. Оп. 22. Д. 115–121; ГИАНП. Ф. 167. Оп. 1; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 11, 36; Д. 1139. Л. 138; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 106.
Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Список населенных мест Российской Империи по сведениям 1859 года. XXXVI. Самарская губерния. СПб., 1864; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Терехин С. Поселения немцев в России. Архитектурный феномен. – Саратов, 1999; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Die Evangelisch-lutherischen Gemeinden in Rußland. Eine historisch-statistische Darstellung. –St. Petersburg. 1909. Bd.1. Teil 2; Volkszeitung. 11. Februar 1910. №39.