БУССЕ (Busse) Иван Антонович (1856, Петраковская губ., Польша – 1934, Саратов), библиотекарь, заведующий (директор) фундаментальной библиотекой Саратовского университета (1909–1920).
Получив домашнее образование и свободно владея немецким языком, некоторое время служил на фабриках в городе Томашеве, а после призыва на военную службу участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. С 1890 по 1909 г. его жизнь и деятельность были связаны с библиотекой Императорского Казанского университета, где он работал под непосредственным руководством известного библиотекаря-лингвиста И. Ф. Готвальда, считая последнего своим учителем и наставником в библиотечном искусстве. Библиотеке Казанского университета Буссе посвятил 19 лет своей жизни, 7 из которых отдал на составление алфавитного каталога всех книг иностранного происхождения, какие только имелись в то время в ее фондах. Итогом этой большой и кропотливой работы явилось издание семи выпусков данного каталога общим объемом в 4545 страниц. Осенью 1909 г. по представлению профессора В. И. Разумовского Буссе был избран на должность главного библиотекаря в Саратовский университет, в коей и оставался до 30 июня 1920 г.
О неутомимой и всепоглощающей деятельности Буссе на библиотечном поприще саратовского периода, о его стремлении к упорядочению и строгой систематизации книжных фондов (как, впрочем, и всего библиотечного хозяйства в целом), убедительно свидетельствуют публиковавшиеся на страницах университетских «Известий» ежегодные отчеты главного библиотекаря о состоянии и работе вверенного ему подразделения.
В последнем вышедшем из-под его пера отчете (оставшимся неопубликованным) освещалась жизнь университетской библиотеки в тревожные годы революции и гражданской войны (1917–1920), когда для ее нормального функционирования не хватало самого необходимого: библиотечных бланков, карточек, перьев и чернил. Не мог автор обойти молчанием и свирепствовавшие тогда повсеместно страшные бедствия – холод и голод, вынуждавшие людей в поисках тепла и пропитания покидать родные места. Из этого же отчета видно, что основной штат университетской библиотеки в дореволюционный период состоял всего-навсего из 7 человек, которые не только успешно справлялись с разного рода техническими трудностями, но и достаточно оперативно осуществляли работу с читателями.
Однако, несмотря на титанические усилия Буссе и его первых помощников, полностью реализовать свой потенциал в дореволюционные годы библиотека не смогла. Главной причиной тому, наряду с тяжелым материальным положением, было отсутствие у нее собственного помещения. С 1909 по 1914 гг. она вынуждена была размещаться в арендованных помещениях, мало приспособленных как для хранения, так и использования книжных фондов. Понимая всю сложность такого положения, Буссе неоднократно высказывался за скорейшую постройку «собственного здания, подобающим образом оборудованного железными шкафами современных типов».
В своем благородном стремлении Буссе не был, разумеется, одинок. Его позицию в этом вопросе разделяли и все члены профессорской корпорации Саратовского университета. А архитектор-художник К. Л. Мюфке, имея предварительные наброски плана будущего библиотечного строения, мог уже тогда предложить приемлемое архитектурно-проектное решение. Но начавшаяся Первая мировая война сначала отодвинула, а затем и вовсе похоронила план наметившегося было строительства. В результате «временное» пребывание университетской библиотеки в здании Физического института (III корпус СГУ) растянулось на долгие 43 года, до тех пор, пока в 1957 г., по проекту архитекторов Д. Ф. Фридмана и С. В. Истомина, не было выстроено современное здание библиотеки объемом в 45 куб. метров и площадью в 9900 кв.
Сохранившиеся архивные материалы не позволяют, к сожалению, в полной мере выявить личностные деловые качества этого незаурядного, инициативного, прекрасно разбирающегося в библиотечном деле, и, что самое главное, фанатично преданного своей профессии человека. Неоднозначной и весьма противоречивой представлена его оценка и в воспоминаниях современников.
Так, например, А. В. Бабин, занося в дневник впечатление от своего первого посещения университетской библиотеки и знакомства с Буссе, состоявшегося 14 ноября 1917 г., писал: «Утром, захватив записку от ректора Саратовского университета, я отправился к моему новому шефу, библиотекарю И. А. Буссе. Я оставался в библиотеке до 3 часов, времени ее закрытия, и покинул ее под впечатлением глубокой некомпетенции, по американским понятиям, г-на Буссе в библиотечном деле. Из разговора стало ясно, что он не получил университетского образования и не преуспел по части воспитания манер».
Приведенная характеристика лишний раз доказывает, что первое мимолетное впечатление от знакомства с ранее неизвестным лицом часто бывает поверхностным и в конечном счете ошибочным. Ее автор оказался прав лишь в одном: университетского диплома Буссе действительно не имел. Но сей факт не только не умалял профессиональных достоинств последнего, но, напротив, подчеркивал завидную целеустремленность их обладателя в освоении однажды полюбившейся специальности.
Алфавитный каталог иностранных книг библиотеки Императорского Казанского университета. Вып. 1–7. Казань, 1893–1900.
A Russia Civil War Diary/ Alexis Babine in Saratov, 1917–1922; Ed. by D/ Releigh/ Duke University Press /Durham and London, 1988. С. 29; Артисевич В.А. О директорах Зональной библиотеки СГУ //Библиотечная легенда. К юбилею директора Зональной научной библиотеки Саратовского университета Веры Александровны Артисевич. Саратов, 1996. С. 59–63; Соломонов В.А. Императорский Николаевский Саратовский университет: история открытия и становления (1909 – 1917). Саратов, 1999. С. 88–90; его же. К истории возникновения Научной библиотеки СГУ //Историк и историография: Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.А. Дербова. Саратов, 1999. С. 207–212.