МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (Gustav Hermann Christian, Густав Герман Христиан, Герман Христианович) (16 октября 1884, Мангейм – 23 мая 1932 г., Усть-Печорские исправительно-трудовые лагеря), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Отец работал на фабрике, а после военной службы – сержант полиции в Гейдельберге (городовой в г. Мангейм), после 23 лет службы – вахтер в правительственном здании г. Брухзаль.
Евангелическо-лютеранского вероисповедания; в 1916 г. В Индии принял православие, «чтобы переменить имя и отчество, которое тогда было одиозно ввиду войны с Германией».
Окончил гимназию в Гейдельберге. В 1902 г. поступил на юридический факультет Великогерцогского Баденского универститета в Гейдельберге [Grossherziglich Badische Univesität Heidelberg], но после первого семестра поступил на военную службу вольноопределяющимся на 1 год. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, поступил в Гейдельбергский университет на историко-филологический (философский) факультет, изучал германистику, государственное право, историю. Получил степень доктора философии (по истории и языковедению) с отличием (1907). По окончании университета три месяца работал домашним учителем в семье владельца химического завода Кениг в Лейпциге, где познакомился со студентками из России. Одна из них – известная певица Эль-Тур /А.С. Исакович (Калантарова)/ – рекомендовала его на лето 1908 г. в семью композитора А.А. Спендиарова в Ялте, где в качестве гувернера Мерварт прослужил три месяца. Затем по рекомендации М.М. Фейтельсон до 1912 г. преподавал немецкий и английский языки в Санкт-Петербурге в Школе новых языков (The Pritchard School of Foreign Languages) на углу Невского проспекта и Надеждинской улицы. Преподавал также в протехническом училище. Летом 1909 г. служил переводчиком у директора фабрики земледельческих машин «Белор», сопровождал его в поездке по Южной России и по Европе. Сдав экзамены при Санкт-Петербургском учебном округе, Мерварт получил свидетельство на звание учителя немецкого языка гимназии и прогимназии и был утвержден (1911) в должности преподавателя немецкого языка в мужской гимназии Г.Г. Ягдфельда в Санкт-Петербурге, с 1913 г. – штатный преподаватель в той же гимназии, в 1914 г. – в гимназии Наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича.
В 1911 г. зачислен вольнослушателем Санкт-Петербургского университета по восточному и историко-филологическому факультетам. Принял присягу на подданство России (1912). Принят на службу в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого (МАЭ) при Императорской Академии наук по вольному найму (01 октября 1913), сверхштатный младший этнограф МАЭ (10 сентября 1914). По просьбе академика В.В. Радлова причислен к Министерству Народного Просвещения (1914) и «командирован для занятий в МАЭ в качестве санскритиста и индусолога для подготовки экспедиции в Индию». Летом 1913 г. Мерварт был командирован от МАЭ для изучения индийских отделов Музеев народоведения в Берлине и Мюнхене. Командирован вместе с женой на Цейлон и в Индию от МАЭ «для всестороннего обследования населения Индии и для собирания этнографических коллекций, иллюстрирующих быт и культуру Индии» (15 апреля 1914 – февраль 1918). Выполняя обязанности хранителя этнографической экспозиции Indian Museum в Калькутте (1917–1918), Мерварт опубликовал два путеводителя – по коллекции музыкальных инструментов и по племенной экспозиции, представлявшей Андаманские и Никобарские острова, а также племена Ассама.
Через Рангун (где они были интернированы до конца апреля), Сингапур, Гонконг, Шанхай супруги Мерварт прибыли 26 июля 1918 г. во Владивосток, где основали курсы (1918), а затем частный Историко-филологический факультет (вместе с М.Н. Ершовым, С.М. Широкогоровым, профессорами Восточного института), включенный впоследствии в Дальневосточный университет (1920). С 1919 г. одновременно Мерварт зарабатывал как иностранный корреспондент торговой фирмы «Чурин и Ко.», а затем фирмы «Borau». Весной 1921 г. работал помощником главного секретаря Международного железнодорожного комитета по делам КВЖД и Уссурийской железной дороги. 8 сентября 1922 г. Мерварты переехали в Харбин, где Александр Михайлович стал секретарем дирекции Пристанского отделения Русско-Азиатского банка, а затем секретарем Маньчжурских отделений КВЖД.
3 августа 1924 г. семья Мервартов вернулась в Ленинград, где Мерварт был научным сотрудником I разряда (20 июня 1924), ученым хранителем (25 августа 1924), зав. Отделом Индии МАЭ. К 200-летниму юбилею АН (отмечался 5–9 сентября 1925) создал экспозицию Отдела Индии и информативный путеводитель. В 1923–1925 гг. коллекции Мервартов, хранившиеся в Мадрасе, Калькутте, Владивостоке, удалось вывезти в Ленинград. В МАЭ поступило более 5 тыс. этнографических предметов, около 3 тыс. негативов и фотографий, книги из Индии и Цейлона.
Доцент Ленинградского Института живых восточных языков им. А. Енукидзе по страноведению Индии и тамильскому языку (с 1924), доцент по кафедре санскрита и новых индийских языков Факультета языкознания и материальной культуры (Ямфак) ЛГУ (с 1925) Мерварт читал университетские курсы по индийской этнографии, сравнительной грамматике дравидийских языков (1924–1928) в Ленинградском Восточном институте, на Восточном цикле факультета языкознания и материальной культуры ЛГУ (1925–1927). Для Этнографического отделения Географического факультета ЛГУ подготовил курсы «Этнографии Индии» и «Музееведения» (1928), а также «Религии Индии» в антирелигиозном цикле Ямфака ЛГУ (1929). Подготовил первый в отечественной науке учебник тамильского языка (1929). Добился приобретения в Германии для академической типографии тамильского шрифта для печатания тамильских текстов (1927).
В 1927 г. Мерварт – сверхштатный действительный член Государственного института истории искусств по секции истории театра. К 15-летнему юбилею ГИИИ организовал выставку «Театр народов Востока» в Большом конференц-зале АН (27 марта – 9 апреля 1927). Над каталогом выставки работали Н.И. Конрад, С.Ф. Ольденбург, А.Н. Самойлович, Е.Э. Бертельс, В.М. Алексеев, Б.Я. Владимирцев, Ю.Н. Марр, А.М. Мерварт, Л.А. Мерварт. Читал лекции по индийскому театру в театрах Акимова и Мейерхольда, в Институте театроведения при Берлинском университете (Institut für Theaterwissenschaft) (1927).
Командирован (1 июня – 8 октября 1927) в Германию и во Францию (Л. А. Мерварт – также в Нидерланды) для изучения музейного дела; занимался тамильским и малаяльским языками с уроженцем Танджавура (Танжор) магистром Эдинбургского университета Рагхунатхом Рао, встречался с выдающимися востоковедами, этнологами, лингвистами Германии и Франции.
Иностранный член Азиатского Общества Бенгалии (Asiatic Society of Bengal) (1917), предлагал изучить деятельность в Калькутте Г.С. Лебедева – создателя театра на бенгальском языке. Член правления Ленинградского 1-го рабоче-крестьянского радиоуниверситета, зав. сектором культуроведения (1928); привлек к лекционной работе Д.М. Позднеева, Н.В. Кюнера, В.М. Штейна, П.И. Воробьева, Н.И. Конрада, О.В. Плетнера, П.С. Когана и др.
Член-корреспондент Всеукраинской научной ассоциации востоковедов и действительный членом Коллегии востоковедов при Азиатском Музее (1927), делегат Съезда Востоковедов в Харькове (1929).
Арестован по Академическому делу в ночь с 13 на 14 января 1930 г. (Тучкова наб., д. 2, кв. 9). В 1931 г. больной Мерварт признал себя виновным в участии в контрреволюционной монархической организации «Всенародный Союз борьбы за возрождение свободной России», в подготовке плана интервенции и разведывательной деятельности, в том, что он – член «Военного Союза», призванного создать отряды «Стального шлема» – частной организации, руководимой германскими офицерами, и вообще агент германской секретной службы с 1913 г. В «группу Мерварта», обвиненную в шпионаже в пользу Германии, было включено еще 13 чел. (Т.А. Корвин-Круковская, А.Н. Криштофович, П.И. Полевой, Г.Г. Гульбин, Д. Н. Бенешевич, С.А. Лобанов, А.А. Зеленецкий, Н.М. Окинин, Т.И. Блумберг-Коган, П.П. Бабенчиков, М.О. Клэр, А.Г. Вульфиус, Л.А. Мерварт). Мерварт был уволен из МАЭ 18 февраля 1930. Постановлением К/ОГПУ от 8 августа 1931 г. супруги Мерварт были осуждены НКВД по ст. 58, заключены в ИТЛ г. Ухта на 5 лет. Скончался Мерварт 23 мая 1932 г. в Усть-Печорских исправительно-трудовых лагерях.
Реабилитирован вместе с основной группой главных фигурантов «Академического дела». Верховный суд СССР вынес определение № 4 Н–2729/59, Военная коллегия Верховного суда СССР 20 июля 1967 относительно А.М. Мерварта, Г.Г. Гульбина, Т.А. Корвин-Круковской, др. «Постановление Коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 г. отменить и дело по ним прекратить за отсутствием события преступления».
На Цейлоне и в Индии Мерварт занимался изучением санскрита, санскритской, в том числе буддийской литературы, тамильским языком, литературой на тамильском языке, перевел на русский язык все недавно обнаруженные пьесы Бхасы с санскрита, с тамильского – поэмы «Манимехалей». Популяризировал индийскую литературу, науку, музейное дело, народный театр. Исследовал малабарский народный театр Катхакали (1926). Издал сборник «Восточный театр» (1929).
Подготовил выставку «Индия в борьбе за независимость» (3 июня – 28 июля 1930). Автор концепции и плана выставки «История и типология религии» в залах Зимнего дворца (1929), которая стала основой Государственного музея истории религии (1930).
Входил в Deutscher Verein А.Г. Вульфиуса, работал в немецком педагогическом техникуме. Вошел в круг научной и творческой интеллигенции Ленинграда. В 1928 г. проживал с группой членов секции научных работников в арендованном ими доме в Детском Селе (Слуцкое шоссе, 16). Переводил на немецкий язык первую часть романа А.Н. Толстого «Петр Первый», рукопись В. Шишкова «Перелетные птицы».
Был женат (с 1912) на Людмиле Александровне (урожд. Левиной; 28 августа/6 сентября 1888, Санкт-Петербург – 9 сентября 1965, Москва), от которой имел двух детей – дочь Людмилу (1920 г.р.) и сына Владимира (1920 г.р.).
Мерварт А.М. Роль музеев в культуре современной Индии // Научный работник. – М., 1926. – № 2. – С.84–96; Мерварт А.М., Мерварт Л.А. Отчет об этнографической экспедиции в Индию в 1914–1918 гг. – Ленинград: Издательство Академии Наук СССР. 1927. – 24 с; Мерварт А.М. Сюжет Сакунталы в малабарской народной драме // Восточные записки. – Л., 1927. – Т. 1. – С. 117–130; Мерварт А.М. Достижения и проблемы индийской этнографии // Этнография. – М., 1927. – Т. 3, № 1. – С. 123–126; Мерварт А.М. Музейное дело в Индии // Известия ГАИМК. – Л., 1927. – Т. 5. – С. 139–156; Мерварт А.М. Отдел Индии: Краткий очерк индийской культуры по материалам Отдела Индии МАЭ / А.М. Мерварт. – Ленинград: изд-во Акад. наук СССР, 1927. – [3], 96 с., [1] вклад. л. карт.: ил., план. – (Путеводитель по Музею антропологии и этнографии / Акад. наук СССР). [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_04/guide_1927/; Мерварт А.М. Элемент народного творчества в классической драме древней Индии // Сборник МАЭ. – Л.: Наука, 1928. – Т. VII. – С. 267–282; Мерварт А.М. Индийский народный театр // Восточный театр / Под. ред. А.М. Мерварта. – Л.: Academia, 1929. – С. 16–111; Мерварт A.M., Мерварт Л.А. В глуши Цейлона: (Путевые заметки участников экспедиции Академии наук в Индию и на Цейлон в 1914–1918 гг.). – Л.: Издательство П.П. Сойкина, 1929; Мерварт A.M., Мерварт Л.А. В глуши Цейлона (путевые заметки участников экспедиции Академии наук в Индию и на Цейлон в 1914–1918 гг.) // Кунсткамера: Этнографические тетради. – Вып. 11. – СПб.: 1997Петербургское Востоковедение, 1997. – С. 326–351; Кунсткамера: Этнографические тетради. – Вып. 12. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998. – С. 333–376; Мерварт А.М. Грамматика тамильского разговорного языка. – Л., 1929, 1932; Meerwarth H. Outlines of Sinhalese Folklore // Ceylon Antiquary and Literary Register. Vol. I, Pt. 1. 1915. Ceylon, Colombo. P. 4-7; Meerwarth A.M. A Guide to the Collection of Musical Instruments Exhibited in the Ethnographic Gallery of the Indian Museum, Calcutta. – Calcutta, 1917; Meerwarth A.M. The Andamanese, Nicobarese and Hill Tribes of Assam: Ethnographic Gallery Guide. – Book 2. – Calcutta, 1919. / Переиздано в Gauhati в 1980 г.; Meerwarth A. M. The Dramas of Bhasa: A Literary Study // Journal and Proceedings of the Asiatic Society of Bengal (NS). – 1917. – Vol. XIII, № 5. – P. 261–280; Meerwarth A.M. Les Kathakalis du Malabar // Journal Asiatique. – 1926 Oct.-Dec, t. 4. – P. 198–284; Meerwarth A.M. The History of the Intervocalic Stops in the Dravidian Languages // Доклады Академии наук СССР: Серия В. – 1928. – №. 7. – P. 142–149.
Архив УФСК по СПб. и обл. П–65245.
Академическое дело, 1929–1931 гг.: документы и материалы следственного дела, сфабрикованного ОГПУ / Ред. колл.: В.П. Леонов, Ж.И. Алферов и др. – СПб.: Библиотека РАН, 1988; Вигасин А.А. Александр и Людмила Мерварт: у истоков отечественного цейлоноведения и дравидологии // Репрессированные этнографы. – Вып. 2. – М., 2003. – С. 375–398; Краснодембская Н.Г. От Львиного острова до Обители снегов: (рассказ о коллекциях МАЭ по Южной Азии). – М.: Наука, 1983. – 108 с.; Краснодембская Н.Г. Труженики и романтики этнографической науки // Кунсткамера: Этнографические тетради. – СПб.: Петербургское Востоковедение. – Вып.11. – 1997. – С. 315–325; Люстерник Е.Я. Научная экспедиция А.М. и Л.А. Мервартов в Индию в 1914–1918 гг. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки.– Л.: ЛГУ, 1975. – Выпуск IV. – С.58–63.